Найти тему
Тихий океан 1/72

Boeing B-29 "Superfortress" Корейские потери.

Ничто не предвещало беды. Вялотекущее обсуждение статьи о тихоокеанских «Суперкрепостях», с редкими, без огонька, попытками пнуть самый дорогой самолет Второй Мировой, было оживлено вопросом коллеги о потерях «Бегемотов» в Корейской войне. Потом, можно сказать почти случайно, всплыла сакраментальная фраза «Черный четверг», стало самому интересно и понеслось…

На арте - не совсем обычная картина начала пятидесятых из-за футуристического вида плюхи, отделяющейся от "Крепости". Знакомьтесь. Пятитонная (5400 кг) бомба  VB-13 TARZON: скрещивание знаменитой британской бомбы "Tallboy" с рулевыми поверхностями и радиокомандной системой наведения. Известно по крайней  мере о трех B-29, переоборудованных в носители такого оружия. Янки считают, что из тридцати   монстробомб, использованных в Корее, в цель (преимущественно мосты) попали одиннадцать.  Картинка имеет под собой и подтвержденную историческую подоплеку. 19.03.51, у мостов над Ялу, "Крепость" 19-ой группы  (19th BG) с  "Тарзаном", б/н 45-21749  была атакована и сбита Мигами  28-го или 72-го ГИАП. Весь экипаж погиб.
На арте - не совсем обычная картина начала пятидесятых из-за футуристического вида плюхи, отделяющейся от "Крепости". Знакомьтесь. Пятитонная (5400 кг) бомба VB-13 TARZON: скрещивание знаменитой британской бомбы "Tallboy" с рулевыми поверхностями и радиокомандной системой наведения. Известно по крайней мере о трех B-29, переоборудованных в носители такого оружия. Янки считают, что из тридцати монстробомб, использованных в Корее, в цель (преимущественно мосты) попали одиннадцать. Картинка имеет под собой и подтвержденную историческую подоплеку. 19.03.51, у мостов над Ялу, "Крепость" 19-ой группы (19th BG) с "Тарзаном", б/н 45-21749 была атакована и сбита Мигами 28-го или 72-го ГИАП. Весь экипаж погиб.

Корейская война, сама по себе, неувядающий источник интриг-скандалов-расследований. С одной стороны, народная отечественная забава "закидывание шапками" на фоне гранитного памятника Миг-15, с другой (противной, во всех смыслах), уже ставшее мемом "10:1". Естественно, огромное и фактурное произведение Боинга, принявшее живейшее участие в боях, всегда находилось близко к острию "идеологической борьбы", проходившей зачастую на очень повышенных тонах.

Первое плотное боевое знакомство отечественных авиаторов со "Сверхкрепостью" произошло задолго до рассматриваемых событий, а именно 30 августа 1945 года. B-29 б/н 44-70136, 500-ой бомбардировочной группы, направлявшийся к лагерю американских военнопленных у г. Хыннам в Корее для сброса всяких полезных ништяков-припасов, вошел в Советскую зону ответственности и был перехвачен парой Як-9 14-го ИАП ВВС ТОФ. Лейтенант Зизевский В.Г. как бы по собственной инициативе открыл огонь, выбив "Крепости" один двигатель, чем заставил оную совершить посадку на нашем аэродроме Канко. Экипаж естественно вернули, "Крепость" ушла призом дядюшке Джо, белые и пушистые американцы написали по предмету слезливую книжку, а Зизевского лично расцеловал Берия (но это не точно).
Первое плотное боевое знакомство отечественных авиаторов со "Сверхкрепостью" произошло задолго до рассматриваемых событий, а именно 30 августа 1945 года. B-29 б/н 44-70136, 500-ой бомбардировочной группы, направлявшийся к лагерю американских военнопленных у г. Хыннам в Корее для сброса всяких полезных ништяков-припасов, вошел в Советскую зону ответственности и был перехвачен парой Як-9 14-го ИАП ВВС ТОФ. Лейтенант Зизевский В.Г. как бы по собственной инициативе открыл огонь, выбив "Крепости" один двигатель, чем заставил оную совершить посадку на нашем аэродроме Канко. Экипаж естественно вернули, "Крепость" ушла призом дядюшке Джо, белые и пушистые американцы написали по предмету слезливую книжку, а Зизевского лично расцеловал Берия (но это не точно).

Целью статьи не являлось описание боевого использования «Бегемотов», об этом уже написано множество бравурных англоязычных фолиантов, но если коротенько, масштабы бедствия таковы. За все время Корейской войны на фронте одновременно находилось не более ста двадцати машин, разделенных по подчинению между FEAF (Воздушные Силы Дальнего Востока) и SAC (Стратегическое Авиационное Командование). То есть, примерно одно бомбардировочное крыло (авиадивизия, по- нашему). Соответственно циклопических по масштабам налетов времен Второй Мировой не могло быть в принципе: в наряде на вылет, по численности, могли быть аналоги наших звеньев, эскадрилий и полков. Налеты, когда в бой шло пусть и не полное, но авиакрыло (под сотню машин) можно пересчитать по пальцам одной руки (на минуточку, налет такими силами - это заурядный налет B-29 образца 45-го года на захолустный японский «районный центр»).

Первая победа Корейской Войны над B-29 и единственная воздушная, одержанная не на Миг-15, свершилась 17 июля 1950 года.  Тройка Як- 9 северокорейских ВВС удачно атаковала борт № 44-69866 над Сеулом. На фото грустный и захваченный coдoмитaми Як-9. Авиабаза Кимпо, 1950 год.
Первая победа Корейской Войны над B-29 и единственная воздушная, одержанная не на Миг-15, свершилась 17 июля 1950 года. Тройка Як- 9 северокорейских ВВС удачно атаковала борт № 44-69866 над Сеулом. На фото грустный и захваченный coдoмитaми Як-9. Авиабаза Кимпо, 1950 год.

Действия бортовых стрелков «Сверхкрепостей» (27 заявок на «победы», встречаются и куда более веселые цифры) комментировать конечно можно, но сложно, особенно учитывая тот факт, что, на сколько известно, наши признают потерю от оборонительного огня B-29 только одного Миг-15. Проблему безопасности налетов янки решали по-другому: многочисленным истребительным прикрытием, а когда и это перестало толком работать (зимой 1951 года), перешли на ночные действия.

И о потерях.

Печкой, от которой плясали, стали серийные номера конкретных самолетов из уже упомянутой в прошлой статье волшебной книжки Роберта Манна. Данные уточнялись по известным, касающимся предмета обсуждения, базам данных и сайтам (nuclearcompanion, koreanwar-educator, aviation-safety, accident-report и KORWALD).

B-29-45 б/н 44-86295, 307th BG. Деятельный участник «Черного четверга» (23 октября 1951 года). Будучи основательно поврежденным, дотянул до АБ Кимпо и вроде даже восстановлен, но вот беда, куда потом делся, никто не знает. На самом деле, ремонт даже не планировали ("damaged beyond economic repair"), а просто списали. Вообще, «Черный четверг» не просто так назвали «черным». Из восьми «Крепостей», участвовавших в налете на аэродром Намси, три сбили в районе цели, три дотянули домой, но были списаны, а седьмой борт (б/н 44-61816), вернувшийся с пятьюстами пробоинами, в боевых вылетах больше не участвовал и был переделен в учебный TB-29A (кстати в потерях вообще не учтен).
B-29-45 б/н 44-86295, 307th BG. Деятельный участник «Черного четверга» (23 октября 1951 года). Будучи основательно поврежденным, дотянул до АБ Кимпо и вроде даже восстановлен, но вот беда, куда потом делся, никто не знает. На самом деле, ремонт даже не планировали ("damaged beyond economic repair"), а просто списали. Вообще, «Черный четверг» не просто так назвали «черным». Из восьми «Крепостей», участвовавших в налете на аэродром Намси, три сбили в районе цели, три дотянули домой, но были списаны, а седьмой борт (б/н 44-61816), вернувшийся с пятьюстами пробоинами, в боевых вылетах больше не участвовал и был переделен в учебный TB-29A (кстати в потерях вообще не учтен).

Натягивать сову на глобус не хотелось, поэтому всяких хитростей не было. Например, вроде подобной: «ну раз у него в Flight Report выход из строя двигателя, причем прямо над целью, значит подбили, значит потерю в боевые». Два борта (44-86400 и 44-62207) по описанию попадающие в «боевые потери» (Flak damage и Crashed after sustaining battle damage) волевым решением и скрепя сердцем были переведены в «небоевые» по причине нахождения более полной информации.

B-29A-40 б/н 44-61656, 19th BG. Сбит Мигом 22 октября 1951 года. Следующий день был четвергом. Черным.
B-29A-40 б/н 44-61656, 19th BG. Сбит Мигом 22 октября 1951 года. Следующий день был четвергом. Черным.

Итак, всего за войну, по всем причинам, было потеряно семьдесят восемь «Сверхкрепостей». Точно такие же цифры можно встретить в сети, все зависит от источника.

Тридцать машин потеряно по небоевым причинам (упали на взлете, что-то сломалось- оторвалось-взорвалось без участия противника).

Девять машин попали в группу «Потеряшки». Славная категория, в которую попали машины, причина гибели/списания которых неизвестны (например, Loss due to unknown causes или Surveyed, reason unknown), либо откровенные накладки в разных базах данных.

B-29A-40 б/н 44-61749. 19th BG. Один из «потеряшек». 13 декабря 1950 года вернулся сильно побитым (major battle damage) и был списан, но почему-то получил статус небоевой потери (operational loss), Бюрократия – вселенское зло.
B-29A-40 б/н 44-61749. 19th BG. Один из «потеряшек». 13 декабря 1950 года вернулся сильно побитым (major battle damage) и был списан, но почему-то получил статус небоевой потери (operational loss), Бюрократия – вселенское зло.

Раздел «Боевые потери» открывает номинация «Да черт его знает» (три машины). Тот случай, когда причина гибели машины – действия противника, но конкретно из-за чего не указано (Shot down, was hit by enemy fire или Heavy battle damage due to AAA and MiG-15)

За зенитной артиллерией (AAA) числится четыре «Суперкрепости» (в сети такие данные часто встречаются).

Ну и наконец, самый интересный раздел, «Действия истребителей противника» в который входит тридцать два сбитых истребителями B-29.

Чтобы не быть голословным:

-7

В "официальных источниках", а затем естественно в литературе и в сети, указано только семнадцать "Сверхкрепостей", сбитых истребителями противника (Миг-15, в общем) . Такая цифра встречается даже у таких серьезных исследователей, как Джо Богер и Роберт Манн, по данным которых, по-хорошему, все и считалось. Прямо как в классической институтской байке: "А сердечник трансформатора мы сделаем из дерева, потому что этот курсовой все равно никто читать не будет."

B-29A-40 б/н 44-69682. 19th BG. Сбит Мигом 12 апреля 1951 года. В разных источниках для этого борта указывается разные серийные номера (например, как на боковичке, 44-27288), поэтому есть соблазн  из одного сбитого сделать два.  Но это же не наш метод.
B-29A-40 б/н 44-69682. 19th BG. Сбит Мигом 12 апреля 1951 года. В разных источниках для этого борта указывается разные серийные номера (например, как на боковичке, 44-27288), поэтому есть соблазн из одного сбитого сделать два. Но это же не наш метод.

В сухом остатке имеем следующее.

Сенсации, например кратного, в сравнении с «официозом», увеличения абсолютных потерь, ожидаемо не случилось. При десятилетиями открытых архивах, содержащих «жизненный цикл» ЛА, и энтузиастах, готовых этим заниматься, спрятать значительные потери наверное можно, но сложно.

Много или мало, почти сорок сбитых самолетов такого класса. Ну тут сколько людей, столько и мнений. Наши пилоты и не заявляли большое до неприличия количество побед над «Бегемотами» (шестьдесят девять), в отличие от тех же японцев.

Миг-15 351-го ИАП, Корея. По лесенке вальяжно спускается майор Карелин Анатолий Михайлович – единственный в мире пилот, имеющий пять, подтвержденных противной стороной личных побед над B-29.
Миг-15 351-го ИАП, Корея. По лесенке вальяжно спускается майор Карелин Анатолий Михайлович – единственный в мире пилот, имеющий пять, подтвержденных противной стороной личных побед над B-29.

Боевые потери «по неизвестной причине», обсужденные выше - отличный способ скрыть какую угодно убыль ЛА, ибо «может быть» от любой из сторон, доказательством не является.

Какой великий смысл занижать, пусть и полуофициально, почти вдвое потери, нанесенные именно воздушным противником (истребителями), не очень понятно, но что имеем, то имеем.

RB-29A б/н 42-94000. 91-ой разведывательной эскадрильи (91th SRS). Жертва «холодной войны» и по совместительству последняя «Суперкрепость», потерянная от действий противника, а именно, сбитая 7 ноября 1954 года у Курильских островов парой Миг-15. Разведывательные полеты в этом районе стоили янки еще двух «бегемото-разведчиков» (44-61810 и 44-61815), сбитых нашими.
RB-29A б/н 42-94000. 91-ой разведывательной эскадрильи (91th SRS). Жертва «холодной войны» и по совместительству последняя «Суперкрепость», потерянная от действий противника, а именно, сбитая 7 ноября 1954 года у Курильских островов парой Миг-15. Разведывательные полеты в этом районе стоили янки еще двух «бегемото-разведчиков» (44-61810 и 44-61815), сбитых нашими.

Всем добра.

Использована информация из открытых источников.