Найти тему

Эжен Делакруа. Многогранность.

Автопортрет.
Автопортрет.
Портрет в Лувре.
Портрет в Лувре.

Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix, 1798–1863) – французский живописец и график, виднейший представитель романтизма, один из самых ярких новаторов в искусстве XIX века.

Коллаж из двух работ.
Коллаж из двух работ.

Традиционно в истории искусства творческое и живописное наследие Эжена Делакруа принадлежит эпохе романтизма. Более того, искусствоведы называют Эжена Делакруа не только первым и самым ярким романтиком, но и основателем романтического направления в изобразительном искусстве.

фрагмент
фрагмент
Абидосская невеста
Абидосская невеста
-6
Аспасия
Аспасия

Вместе с тем в своих воспоминаниях такие великие мастера модернизма, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс, Поль Синьяк, Клод Моне, Анри Фантен-Латур, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, всегда отмечали, что живопись, философия и личность Эжена Делакруа постоянно вдохновляла их творчество и была той единственной духовной и практической опорой, которая помогала им в создании собственного изобразительного языка и стиля.

Резня на Хиосе.
Резня на Хиосе.
Сирота на кладбище
Сирота на кладбище
-10
-11
Ромео и Джульетта
Ромео и Джульетта

«Никто на земле не мог лучше сочетать очарование и пафос или большую вибрацию цвета, как это делал Делакруа. Мы все пишем на его языке», – утверждал Поль Сезанн.

-13
-14
-15
-16
-17

Глубокий знаток классической живописной традиции, Делакруа всю свою жизнь восхищался искусством прошлого, скрупулёзно изучал его и в своих произведениях стремился воплотить то лучшее, что, по его мнению, наиболее полно раскрывало собственный замысел.

-18
-19
-20
-21

«Конечно, – говорил Делакруа, – если бы я сейчас взял палитру в руки, а я умираю от желания это сделать, великолепный Веласкес заполонил бы меня. Мне хотелось бы покрыть коричневый или красный холст сочным и жирным слоем краски. Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению!

-22
-23

Есть книги, оказывающие это действие. Их-то, как и гравюры, и надо иметь под рукой. Это – Данте, Альфонс де Ламартин, Байрон, Микеланджело».

Автопортрет в образе Гамлета.
Автопортрет в образе Гамлета.
Амадис Галльский
Амадис Галльский

В своём стремлении к художественной свободе Делакруа никогда принципиально не будет отрицать классическую основу: оставаясь верен форме живописного произведения, он изменит её содержание.

Алжирские женщины. Набросок.
Алжирские женщины. Набросок.
Алжирская женщина
Алжирская женщина
Алжирские женщины в своих апартаментах.
Алжирские женщины в своих апартаментах.
Андромеда
Андромеда
Аполлон
Аполлон
Аполлон победил змея Пифона
Аполлон победил змея Пифона
Арабский всадник подаёт сигнал.
Арабский всадник подаёт сигнал.
Арабский лагерь ночью
Арабский лагерь ночью
Апасия
Апасия
Санданапал Байрона
Санданапал Байрона
Бернджонсиада
Бернджонсиада
Битва при Тайбуре. эскиз
Битва при Тайбуре. эскиз
Блаженство разбойника. 1825 год.
Блаженство разбойника. 1825 год.
Вайслинген захвачен.
Вайслинген захвачен.
Вакх и Ариадна
Вакх и Ариадна

Очень деликатно, грамотно и неспешно Делакруа разрушает строгие жанровые каноны, принятые в классицизме, и начинает писать сцены из современной жизни, необычные сюжеты из литературы, яркие события из истории и культуры различных стран.

Гамлет и его мать
Гамлет и его мать
  Данте и Вергилий
Данте и Вергилий
ладья Данте
ладья Данте

Делакруа стремится избавить изображаемое событие от однозначной классической трактовки, его цель – показать неисчерпаемую глубину внутреннего содержания картины и дать возможность зрителю самому сопереживать и понимать сюжет.

Кораблекрушение на побережье.
Кораблекрушение на побережье.
Купальщицы
Купальщицы
Лев
Лев

В создании настроения полотна Делакруа экспериментирует с цветом и техникой написания картины. За смелые, сочные цветовые решения Поль Сезанн назовет палитру Делакруа «самой красивой во Франции», а Анри Матисс, вдохновлённый этой палитрой, начнёт разрабатывать свою теорию цвета.

Лошади, выходящие из моря. 1860 год.
Лошади, выходящие из моря. 1860 год.
Лошадь, испуганная молнией.
Лошадь, испуганная молнией.

Эжен Делакруа был необыкновенно многогранным художником, им созданы и портреты, и жанровые картины, и исторические полотна, и религиозная живопись. Он был одним из немногих живописцев, кто умел талантливо и легко писать об искусстве, литературе, музыке, обо всём, что любил, о людях, с кем дружил и кого высоко ценил.

Марокканец на коне
Марокканец на коне
Марокканец, седлающий коня. 1855 год.
Марокканец, седлающий коня. 1855 год.
Марокканские всадники в бою.
Марокканские всадники в бою.
Марокканский шейх на...
Марокканский шейх на...
Марокканский альбом
Марокканский альбом
Охота на львов.
Охота на львов.
Охота на львов в Марокко.
Охота на львов в Марокко.
Поединок гяура и паши.
Поединок гяура и паши.
Султан Марокко и его свита.
Султан Марокко и его свита.
Султан Марокко
Султан Марокко
Поединок двух рыцарей.
Поединок двух рыцарей.
Похищение...
Похищение...
Похищение Ребекки.
Похищение Ребекки.
Пума
Пума
Тигр и змея
Тигр и змея
Тигр, атакующий лошадь.
Тигр, атакующий лошадь.
Тигры, пожирающие лошадь.
Тигры, пожирающие лошадь.
Турецкий всадник.
Турецкий всадник.
Турок верхом на сером жеребце. 1830 год.
Турок верхом на сером жеребце. 1830 год.
Тассо в темнице.
Тассо в темнице.
Фауст и Мефистофель
Фауст и Мефистофель
Юнона и Эолус. 1856 год.
Юнона и Эолус. 1856 год.
Замок Шенонсо.
Замок Шенонсо.

Сегодня в Лувре наследию Делакруа посвящён целый зал. Но что же остаётся главным в его творчестве, что так роднит его с модернистами? Конечно, труд, ежедневный, радостный и тяжёлый, полный понимания важности поставленной самому себе задачи и всепоглощающего движения к конкретной цели: «У большинства людей, писал Делакруа в своём дневнике, ум остаётся запущенной почвой в течении всей жизни.

Зал Делакруа в Лувре.
Зал Делакруа в Лувре.
Зал Делакруа
Зал Делакруа
Зал Делакруа.
Зал Делакруа.
Палитра Делакруа.
Палитра Делакруа.
Работы художника.
Работы художника.

Поэтому вполне позволительно, глядя на множество глупых или посредственных людей, которые не столько живут, сколько прозябают, удивляться тому, что Бог дал этим созданиям разум, способность воображать, сравнивать и комбинировать и что всё это приносит так мало плодов.
Лень, невежество, положение, в какое ставит их случай, превращает почти всех людей в пассивные орудия обстоятельств. Мы никогда не знаем, чего можем добиться от самих себя.
Лень, конечно, наибольшая помеха к развитию наших способностей. Изречение «познай самого себя» навсегда останется основной аксиомой всякого общества, где каждый стал бы точно выполнять свою роль и осуществлял бы её во всём объёме».

_________________________________________________________________________________________