Найти тему
Extreme Sound

Берни Марсден: "Все, что я пытался делать - играть честно"

Год назад в возрасте 72 лет ушел из жизни Берни Марсден, любимец публики, бывший гитарист Whitesnake и сольный исполнитель. Дэвид Ковердейл назвал своего «старого друга» в X «искренне веселым и одаренным человеком, которого я имел честь знать и делить с ним сцену».

Берни Марсден в октябре 1983 года
Берни Марсден в октябре 1983 года

Публицист Марсдена сообщил печальную новость от имени семьи гитариста: «Берни мирно скончался в четверг вечером [24 августа] в окружении жены Фрэн и дочерей Шарлотты и Оливии». Он добавил: «Берни до конца своих дней не терял страсти к музыке, сочинению и записи новых песен».

Хотя Марсден был наиболее известен как участник Whitesnake, группы, которую он основал вместе с вокалистом Ковердейлом и гитаристом Микки Муди в 1978 году, он провел всю свою жизнь в рок-н-ролле, играя с Wild Turkey, Cozy Powell’s Hammer, UFO, Babe Ruth, Paice Ashton & Lord, MGM, Alaska, Company Of Snakes, The Moody-Marsden Band и многими другими.

Берни Марсден на сцене с Whitesnake в 1978 году
Берни Марсден на сцене с Whitesnake в 1978 году

Бернард Джон Марсден родился в рабочей семье в Бакингемшире 7 мая 1951 года. Его первым инструментом стала подержанная испанская гитара. Он копил карманные деньги на электрогитару и начал выступать в местных клубах в конце 1960-х, вдохновленный, как и многие другие, бумом блюзовой музыки.

«В детстве мне нравился Хэнк Марвин из The Shadows», - рассказывал он Classic Rock в 2020 году. «Но Эрик Клэптон был первым гитаристом, которым я действительно восхищался, потому что был уже достаточно взрослым, чтобы понять его. Джордж Харрисон тоже оказал на меня влияние, а потом появился Питер Грин. Я много раз видел Fleetwood Mac».

Однажды Марсден помогал грузчикам Fleetwood Mac заносить оборудование и присел в углу комнаты.

«Кто-то, должно быть, сказал Питеру, что я помог, поэтому он подошел и сказал: „Ты выглядишь так, будто тебе не помешает пиво“. Потом он сел и разговорился», - вспоминал Марсден. «Это был потрясающий момент».

В 17 лет Марсден создал свою первую настоящую группу Skinny Cat, а уже в 1972 году получил свой первый профессиональный опыт, заменив Мика Болтона в UFO. Правда, продлилось это недолго: несколько концертов и пара демо-записей. Сотрудничество не задалось ни в музыкальном плане, ни в плане личных отношений, и все закончилось дракой на сцене на концерте в Лондоне, когда в ответ на пощечину от Фила Могга Марсден ударил певца гитарой между лопаток. Так Берни Марсден ушел, а пришел Михаэль Шенкер.

В следующем году Берни появился в новой группе бывшего басиста Jethro Tull Гленна Корника Wild Turkey. В начале 1974 года харизматичный барабанщик Кози Пауэлл, только что покинувший группу Джеффа Бека, работал над своим инструментальным синглом «Dance With The Devil», спродюсированным Микки Мостом, который стремительно поднимался в чартах, как вдруг Берни получил от него неожиданный звонок.

«Впервые я встретил Кози, когда играл в Wild Turkey, а через две недели он позвонил мне и спросил, что я делаю в среду», - рассказывал Марсден Classic Rock в 1999 году. «Когда я ответил „ничего“, он сказал: „Хорошо, будь в десять часов на BBC, Top Of The Pops. Пока“, - и повесил трубку».

Несмотря на недолгий период, проведенный с Пауэллом, Берни познакомился с клавишником Доном Эйри (ныне играющим в Deep Purple).

«Я пришел из мира джаза и никогда раньше не работал с рок-группой», - вспоминает Эйри. «Берни только что купил один из Les Paul Эрика Клэптона за пятьсот фунтов, и звуки, которые он извлекал, стали для меня откровением. Кроме того, Берни спас мне жизнь после аварии на трассе M1 на скорости семьдесят миль в час. Дверь фургона распахнулась, и меня чуть не выбросило наружу, но Берни схватил меня и втащил обратно. Если бы не он, я бы вряд ли выжил».

«Мне нравилась игра Берни», - говорит басист Нил Мюррей, его коллега по Whitesnake. «У него была своя манера, он мог быть агрессивным, хотя при необходимости проявлял и чувствительность. Он играл от души».

В 1975 году Берни заменил гитариста Алана Шеклока в Babe Ruth и сыграл на их альбомах «Stealin’ Home» и «Kid’s Stuff». Новый поворот в его карьере произошел, когда Пауэлл порекомендовал своего бывшего коллегу по Cozy Powell’s Hammer дуэту экс-участников Deep Purple Джону Лорду и Иэну Пейсу, которые формировали группу с фронтменом/клавишником Ashton, Gardner & Dyke Тони Аштоном. Пейс вспоминает, как Берни «вынес за дверь студии» всех остальных претендентов на место гитариста.

«Берни был на голову выше всех остальных», - говорит Пейс. «У нас были техничные ребята, но без огонька, а также те, у кого не было ни огонька, ни мастерства. Так что, когда он вошел, это было как глоток свежего воздуха».

Затем появилась группа, с которой Марсден будет ассоциироваться всегда. Во время записи в Мюнхене альбома, последовавшего за «Malice In Wonderland» Paice Ashton Lord 1977 года, Марсден впервые встретился с Дэвидом Ковердейлом. Вскоре после этого он присоединился к David Coverdale’s White Snake, как изначально называлась группа.

На самом деле, Марсден разрывался между двумя заманчивыми предложениями: саксофонист PAL Хоуи Кейси предложил его кандидатуру Полу Маккартни для Wings на замену Джимми Маккаллоху, хотя, как оказалось, предложения так и не последовало.

«Альбом Paice Ashton Lord очень сдержанный и гладкий, в нем нет ничего лишнего, все дело в песнях и аранжировках», - рассказывал Марсден Classic Rock. «Поэтому, когда я начал свободно играть на репетиции, Дэвид отвел меня в сторону и сказал: „Эм, можно тебя на минуточку? Я и не подозревал, что ты так играешь“. Так все и началось».

Помимо впечатляющего вокала Ковердейла, именно партнерство Марсдена и слайд-гитариста Микки Муди лежало в основе величия Whitesnake. Группа заработала репутацию благодаря своим концертным выступлениям: их музыка представляла собой головокружительную смесь коммерческого хард-рока и грязного блюза, сдобренную сексуальными намеками.

Whitesnake в 1978 году: Нил Мюррей, Берни Марсден, Дэвид Ковердейл, Мики Муди, Дэвид Доул и Джон Лорд
Whitesnake в 1978 году: Нил Мюррей, Берни Марсден, Дэвид Ковердейл, Мики Муди, Дэвид Доул и Джон Лорд

Именно Марсден предложил Whitesnake добавить немного соула, перепев блюзовую балладу Бобби Блэнда «Ain’t No Love In The Heart Of The City», которая стала гвоздем их концертной программы. Эмоциональная связь между группой и публикой часто доводила Ковердейла до слез. Марсден говорил о «мгновенном взаимопонимании» со своим «сводным братом» Ковердейлом. «Ни у кого из нас не было ни братьев, ни сестер, мы родились в один год, и хотя выросли за двести миль друг от друга, у нас оказались одинаковые музыкальные пристрастия».

Марсден стал соавтором двух самых больших хитов Whitesnake, «Fool For Your Loving» и «Here I Go Again», но это не помешало Ковердейлу уволить его, Мюррея и Пейса после завершения работы над пятым альбомом группы «Saints & Sinners» 1982 года, поскольку он нацелился на американский рынок и новый канал MTV. «Это было не личное, а деловое решение», - так Ковердейл объяснил увольнения. «Они почивали на лаврах золотого статуса, а я жаждал платины».

Перезапись «Fool For Your Loving» и «Here I Go Again» более поздними составами Whitesnake во время их восхождения на вершину MTV добавила соли на рану. Конечно, отчисления были очень кстати, и Берни однажды сказал мне, что считает обновленную версию «Here I Go Again» «отличной», хотя у него не было такого же отношения к версии «Fool For Your Loving» в исполнении состава с гитаристом-виртуозом Стивом Ваем.

«Мы с Микки смотрели клип вместе на концерте в Испании», - сказал он с ухмылкой. «Стив - фантастический гитарист, но когда он упал на колени и начал молиться на эту гитару, Микки упал на колени и начал смеяться до слез. Это было ужасно, просто ужасно. Они ее испортили».

В то время, когда его выгнали из Whitesnake, Марсден был еще молод, и его будущее вызывало у него беспокойство. «Я думал: „Мне тридцать лет, я конченый“, - говорил он. Зря он так переживал. За этим последовал целый ряд групп, проектов и сольных альбомов. Одни были более успешными, чем другие, но он был неутомим. «В этом весь Берни», - говорит Дон Эйри. «Когда он сталкивался со стеной, он ее обходил. Он никогда не сдавался».

Недолговечная группа SOS сменилась двумя альбомами от Alaska, группы, которая заслуживала большего. Когда Deep Purple подтвердили свое возвращение в Небуорт-Парк в 1985 году, Берни воспользовался своими связями с Иэном Пейсом, чтобы заполучить для Alaska место на разогреве.

После Alaska была MGM, где он воссоединился с Мюрреем и бывшим гитаристом Trapeze Мелом Гэлли, который сменил его в Whitesnake.

В конце десятилетия Берни вместе с Микки Муди сформировал The Moody-Marsden Band, первую из нескольких групп, которые должны были возродить наследие Whitesnake.

В составе Company Of Snakes Марсден и Муди воссоединились с Мюрреем и Эйри. В 2001 году я написал репортаж об их клубном концерте в Рексеме для Classic Rock. Несмотря на то, что группа готовилась выпустить свой дебютный альбом «Burst The Bubble», их репертуар все еще пестрел стандартами Whitesnake. «В идеале я хотел бы в конце концов дойти до того, чтобы сет состоял на пятьдесят процентов, а то и на шестьдесят к сорока, из оригинального материала», - сказал он мне.

Хотя Марсден говорил о Ковердейле с осторожностью, он думал, что тот на самом деле одобрил бы Company Of Snakes: «В глубине души, думаю, он бы очень это одобрил. В конце концов, это же его собственное шоу».

На том концерте, когда Берни подошел к бару, Эйри признался, что каждый раз, когда звонит телефон Марсдена, он ждет, что на другом конце провода окажется Ковердейл. Вернувшись с напитками, Берни с улыбкой сказал: «Если бы Дэвид позвонил, я бы спросил его, где и когда он хочет встретиться. Только дурак или лжец сказал бы иначе».

В 2010 году Марсден и Ковердейл начали обмениваться электронными письмами, а затем столкнулись друг с другом в аэропорту. Эта встреча привела к тому, что гитарист выступил в качестве гостя с Whitesnake на фестивале Sweden Rock в следующем году. Несколько недель спустя это повторилось в Хаммерсмите.

Марсден описал этот опыт как «фантастический», но, поссорившись с Микки Муди, он поспешил пресечь любую возможность классического воссоединения Whitesnake, заявив: «Этот мост сожжен».

«Берни был очень рад примирению с Дэвидом», - считает Дон Эйри. «Для него это была закрытая глава».

«У Берни и Микки были такие замечательные, веселые характеры, поэтому очень жаль, что они так сильно поссорились», - комментирует Нил Мюррей. «Сводишь их вместе - и жди всяких чудачеств. Они обожали розыгрыши: то притворялись привидениями, когда Whitesnake записывались в [якобы населенном призраками] замке Клеруэлл, то брали напрокат костюм лошади для важной презентации в звукозаписывающей компании».

«Берни был неутомимым шутником, особенно с Микки», - говорит Иэн Пейс. «Они были источником огромного веселья - иногда до раздражения, но с ними было очень весело».

Мюррей, Эйри и Пейс поддерживали регулярную связь с Марсденом, хотя из-за ковида и своих собственных плотных графиков они виделись с ним реже, чем хотелось бы. Каждый из них знал, что Берни болен, но не знал всей серьезности его состояния.

Джо Бонамасса заподозрил неладное, когда Марсден отказался от их традиционного джема на концерте Бонамассы.

«Берни всегда приходил на концерты пораньше, потому что хотел рассказать пару историй, прежде чем присоединиться к нам», - с грустью объясняет Бонамасса. «Берни знал всех, и у него были самые лучшие истории, но он был таким скромным».

Познакомившись в 2009 году на концерте Бонамассы в Альберт-холле, они вместе работали над следующим альбомом Бонамассы «Royal Tea» и стали близкими друзьями.

«Я глубоко потрясен», - сказал Бонамасса. «Не было лучшего амбассадора электрогитары, чем Берни Марсден. У парня был такой звук, он мог играть на чем угодно. Берни еще и пел отлично, хотя ему не отдавали должное».

«Независимо от того, к чему он был подключен, у Берни всегда был лучший звук на сцене», - говорит гитарист FM Джим Киркпатрик, который на протяжении почти 20 лет аккомпанировал Марсдену на сотнях сольных концертов, а также писал и записывался с ним. «Это мог быть какой-нибудь дешевый убогий усилитель и гитара, но он заставлял их звучать потрясающе. Он был невероятно забавным и остроумным человеком. Своими историями он доводил меня до колик».

Во взрослом возрасте Марсден имел честь подружиться со своим кумиром детства Питером Грином. В день проведения концерта в честь Грина в лондонском театре «Палладиум» он провел с ним целый день, «разговаривая о Роберте Джонсоне, гитарах и рыбалке».

Иэн Пейс продолжал время от времени играть с Марсденом на концертах, которые он называет «внеклассными». «Если я использую слово „делец“ по отношению к Берни, то в самом хорошем смысле этого слова», - говорит он с улыбкой. «Этот парень всегда искал, чем бы заняться, и он был полностью уверен в себе. Песни, которые он написал, это подтверждают».

Дон Эйри в последний раз видел Марсдена пару лет назад, когда тот выступил в качестве гостя на благотворительном концерте клавишника в Грейт-Грансдене. «Берни пришел со своим „Зверем“ [его знаменитым Gibson Les Paul 1959 года, получившим прозвище от Кози Пауэлла] и отыграл совершенно невероятный блюзовый сет», - рассказывает Эйри, поражаясь своим воспоминаниям. «Это был один из величайших получасовых гитарных сетов, которые я когда-либо видел».

Берни Марсден в 2013 году
Берни Марсден в 2013 году

В последние годы жизни работоспособность Марсдена ничуть не снизилась, и три его признанных сольных альбома, выпущенных после пандемии - «Kings», «Chess» и «Trios» - стали данью уважения музыке, на которой он вырос.

«Если у тебя есть талант, тебе обязательно повезет», - сказал однажды Берни . «Все, что я когда-либо пытался сделать, это играть с максимальной честностью, потому что без людей, которые платят деньги и приходят на концерты, ничего не остается».

Роберт Уайатт: сокровища 1968-го, или Как азбука превратилась в перформанс
Extreme Sound23 августа 2024