Найти тему

А были ли поезда дальнего следования из Кутаиси? Были!

Как-то к одной статье был комментарий, в котором проскользнуло, что поездов из Кутаиси не было. Кажется это была статья прол Адлер, где упоминался поезд на Цхалтубо. Ну да не важно. И вот, прочитав этот комментарий, у меня где-то в подсознании мелькнуло, что когда я писал что-то про Грузию, то проскальзывал у меня поезд с начальной станцией Кутаиси. А раз так, то его нужно найти.

И он нашелся сразу же в справочнике за 1961 год. № 41/42 сообщением Кутаиси - Тбилиси (ну а куда же ему еще ходить, как не в столицу республики). Время в пути было 5 часов 18 минут.

Вокзал в Кутаиси. Фото с сайта https://traland.ru/dostoprimechatelnosti-kutaisi/. Взято с Яндекс.Картинки
Вокзал в Кутаиси. Фото с сайта https://traland.ru/dostoprimechatelnosti-kutaisi/. Взято с Яндекс.Картинки

А дополнительно в справочнике указывается еще и и три пары пригородных сообщением Кутаиси - Ткибули. Там длина маршрута 41 км, а время в пути у поездов было около 2,5 часов. Пропустить такой маршрут ну никак нельзя. Ведь он проходит через Гелати - место легендарного монастыря:

Гелати. Фото Google.Earth
Гелати. Фото Google.Earth

Основал этот монастырь еще знаменитый царь Давид Строитель аж в 1106 году. Там же он и похоронен. Это совсем недалеко от станции Кутаиси. Поезда были в пути 24-26 минут.

А вот и железная дорога извиваясь направляется к горам. Конечно тут не разгонишься:

Ж/д рядом с Кутаиси. Фото Google.Earth
Ж/д рядом с Кутаиси. Фото Google.Earth

А ведь там же рядом еще и Моцамета. С еще одним монастырем:

Моцамета. Google.Earth
Моцамета. Google.Earth

А какое ущелье у реки Цкалцители!

Цкалцители. Google.Earth
Цкалцители. Google.Earth

"Красная вода" - так название реки и можно трактовать. Вот только легенда про это место совсем не такая радостная, как легенды о повороте "Красная вода" в Спа. Считается, что здесь были три брата, которые восстали против арабов. Восстание провалилось, братьев убили, а тела их бросили в реку, вода в которой стала красной. Железная же дорога так и будет идти вдоль русла извилистой реки.

Ну а дальше петли, петли, в том числе с разворотами на 180 градусов. И прибытие на конечный пункт всей ветки - в Ткибули. Там в окрестностях аж две ГЭС, добывали и уголь. В 1969 году число пар поездов в Ткибули из Кутаиси вообще возросло до четырех в день.

Ходили пригородные поезда и в направлении Риони. Но Кутаиси - Тбилиси был полноценным пассажирским.

Сохранился в 1969 году и Кутаиси - Тбилиси. Время в пути осталось примерно тем же. С детства помню, какие там живописные места вдоль железной дороги:

Железная дорога на Тбилиси. Google.Earth
Железная дорога на Тбилиси. Google.Earth

Жаль что вот такой мост не увидеть во всей красе из окна поезда:

Google.Earth
Google.Earth

А вот в 1980 году уже поездов из Кутаиси не было. Лишь пригород на Риони и Ткибули. Но в 1989 году Тбилиси - Кутаиси снова появляется. Если честно, то я думаю, что он и в 1980-м никуда не девался. Просто места в таблице не хватило, видимо )

В справочниках за 90-е годы уже ничего про Грузию нет. Ну а про сайт грузинских железных дорог, где невозможно «провалиться» ни в один поезд, я уже как-то писал. Так что на этом и ограничусь в своих поисках поезда из Кутаиси.

Спасибо, что следите за этим блоком канала! До встречи!