Часть 4
- Византия
В эпоху раннего Средневековья центром христианского мира, в котором астрология продолжала свою существование, была Византия. Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями, но при этом "наука о звëздах" имела широкое распространение в византийском обществе. Авторы хроник приводят многочисленные примеры значительного влияния астрологов на население империи, которое далеко не всегда было положительным. Так, например, Агафий Миринейский (536-582) описывает истерию, которая охватила жителей столицы из-за серии землетрясений и пророчеств астрологов, предсказывавших чуть-ли не гибель мира.
Власти и церковь боролись с астрологией. Особенно сурово преследовал астрологов Юстиниан I (482-565). Василий Великий называл астрологию тщетой и суетой. Но, несмотря на преследования астрологов, отдельные деятели Церкви (Ориген, Иоанн Дамаскин) верили во влияние звёзд на судьбу человека. Многие государственные мужи перед принятием важных решений обращались за советом к астрологам. Таким образом, несмотря на вековую борьбу Церкви и государства против астрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земные дела, на судьбы людей и стран оставалась неискоренимой.
Астрология была включена в программу византийских школ наряду с астрономией. В Александрии её считали частью философии.
С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский учëный Лев Математик (ок.790 – после 869). По сообщению хронистов, с помощью своих знаний он сумел предотвратить голод в Фессалониках, посоветовав жителям города произвести посев в точно указанный им день, что позволило вырастить обильный урожай. Лев Математик написал ряд работ, посвящённых проблемам астрологии.
Известным астрологом своего времени также был Демофил (X в.). Он является автором нескольких гороскопов, дошедших до нашего времени.
- Россия
На Русь астрология проникла из Византии вместе с христианством. Первые астрологические книги были переводами с греческого. Позднее появились переводы и компиляции латинских, немецких и польских астрологических сочинений. Астрономические и астрологические сведения приводятся в одном из самых ранних памятниках русской письменности – Изборнике Святослава (1073). Собственно астрологическая литература известна на Руси с XIV в. Среди прочих "ложных" книг упоминаются "Остронумея" и "Звездочетья".
В Новгороде в конце XV в. занятия астрологией получили широкое развитие, когда туда приехал на жительство выходец из Киева Скара (или Схария), знаток чернокнижия и астрологии. Он приобрëл немало последователей среди образованных новгородцев.
Стоглавый собор, собранный по повелению Ивана IV Грозного, наряду с церковными апокрифами осудил и гадательные книги, в числе которых было много астрологических или связанных с астрологией сочинений. Сам Иван Грозный отказался принять от датских послов часы, по скольку на них были аллегорические изображения планет. Однако отец Ивана IV – Василий III – проявлял интерес к астрологии. Его личным врачом был Николай Немчин (Булев), который занимался астрологией и распространял свои взгляды среди московских бояр. Да и Иван Грозный, несмотря на своë неприятие суеверий, вероятно, интересовался астрологией и гаданиями. Во всяком случае, при дворе долгое время находился Елисей Бомелий, о котором сохранились сведения как о "лютом волхве". По свидетельству английского посла Горсея, перед кончиной Грозного в Москву были свезены более 60 лапландских волхвов, которые предсказывали ему по звëздам.
В XVII в. астрологическая литература расцвела в России пышным цветом. Многие выдающиеся и образованные люди занимались или интересовались астрологией. В их числе были и царствующие особы.
По приказанию царя Алексея Михайловича служивший при его дворе немецкий врач Андреас Энгельгард познакомил царя с основами этого учения. Причиной интереса Алексея Михайловича к астрологии послужило появление кометы 1664 г. и последовавшая за ним эпидемия чумы в Англии.
Интересна история о том, как домашний учитель и наставник царских детей Симеон Полоцкий предсказал по звëздам рождение Петра I. Одиннадцатого августа Симеон усмотрел по звëздам, что в утробе царицы Наталии Кирилловны зачался великий государь.
На следующее утро Полоцкий поздравил царя с зачатием сына, который должен родиться 30 мая 1672 года, при этом астролог поднëс Алексею Михайловичу гороскоп младенца, где предсказывал ему будущее великого монарха. Родители очень обрадовались, но всë же к Полоцкому были приставлены четыре урядника, которые стерегли предсказателя, пока беременность царицы не обнаружилась явно.
После этого Симеон оказался в большой чести при дворе, и ему было приказано быть у царского стола. Когда же царица родила сына, царь щедро наградил Симеона золотом, бархатом и собольими мехами.
Существуют рукописные сборники "народной" астрологии с рекомендациями на каждый день. Первый "научный" астрологический "Алманак" относится к началу XVI в., ко времени правления великого князя Василия III.
Первый астрологический календарь, по которому можно было делать предсказания на любое число месяца, был напечатан в виде таблиц при Петре I. Он выходил под наблюдением сподвижника императора известного учëного Якова Брюса.
- Западная Европа
После падения Западной Римской империи в 476 г. на Европу опустилась тьма: тотальный запрет на светские науки и образование затронул и астрологию. Однако древние знания сохранились в монастырских библиотеках. Астрология того времени базировалась на несистематических наблюдениях за небесными явлениями – фазами Луны, затмениями и кометами – и на соотнесении с планетами различных чисел, растений, минералов, дней недели и т.д.
Одним из ведущих учёных того времени был англо-саксонский летописец Беда Достопочтенный (672-735), который отмечал время появления разных комет (включая комету 729 г., на которую Беда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика и вторжение сарацинов в Галлию).
В ходе восстановления контактов с арабским миром оживились науки. Были сделаны переводы сохранившихся там астрологических текстов. К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами были написаны первые оригинальные тексты. Испанскими, арабскими и еврейскими учëными были разработаны движения планет, которые получили название "Альфонсинских таблиц" (поскольку они были сделаны по приказу Альфонса X Кастильского) . На протяжении нескольких веков астрологии Европы пользовались ими для составления гороскопов.
Альберт Великий (1183-1280), монах-доминиканец, философ и теолог, преподаватель Парижского и Кельнского университетов, прославился в том числе и своими познаниями в астрологии. Есть свидетельства, что большой известностью в качестве астролога пользовался и один из его лучших учеников, знаменитый теолог Фома Аквинский. (1225-1274).
В эпоху позднего Средневековья и начала Нового времени астрологией занимались многие известные личности. Так, королева Елизавета I поддерживала "своего хорошего мудрого доктора Дилона Ди". Астрологии отдали должное Бэкон и Кеплер, Ньютон и Фламстед.
Последний – будучи королевским астрономом Англии – составил гороскоп, чтобы определить наиболее благоприятное время для заложения первого камня Гринвичской обсерватории. Карл I обучался принципам астрологии у сэра Элиаса Ашмола, основателя знаменитой библиотеки в Оксфорде.
В 1644 г. астролог Уильям Лилли опубликовал некоторые предсказания, сделанные им при изучении небес. В 1647 г. он посоветовал королю Карлу I "найти надёжное место для того чтобы спрятать его Королевское величество". Король консультировался с ним снова в 1648 г., но в обоих случаях пренебёг его советами. Тем не менее, писал Лилли, "в этом году государственный совет дал мне деньги, 50 фунтов, и назначил пенсион в сотню фунтов стерлингов в год, которые я получал два года, но не больше".
В 1651 г. Уильям Лилли предсказал, что в 1666 г. в Лондоне должен произойти большой пожар. На одной из его публикаций были изображены два близнеца (Близнецы – знак зодиака Лондона), погружённые в пламя. 2 сентября 1666 г. в одной из лондонских булочных произошло возгорание. Поначалу ничто не предвещало трагических событий, но пламя разбушевалось с такой силой, что город буквально выгорел дотла. Лишь по счастливой случайности почти никто не погиб. Тут и вспомнили о предсказаниях астролога.
Совпадение было столь пугающе очевидным, что молва обвинила его в предумышленном поджоге. Уильям Лилли был вызван для дачи показаний в специальный комитет Палаты общин английского парламента. Его спрашивали, сможет ли он пролить свет на причину пожара, коль скоро его наука предсказала этот пожар, может ли он в соответствии с этой наукой сказать, случился ли пожар по злому умыслу или случайно. Лилли ответил, что он не сможет дать Комитету хоть сколько-нибудь удовлетворительного ответа. Он сделал вывод, что пожар начался "по указанию самого Бога, но какие инструменты он употребил для этого, я не сведущ".
В конце концов астролога отпустили в виду явного отсутствия улик. Позже он сказал: "комитет был весьма удовлетворён моим ответом и отнёсся ко мне с большим уважением". Это было, по общему признанию, наиболее знаменательное предсказание, а сам этот случай "увеличил уважение к астрологии в огромной степени".