Найти тему

Современное искусство. "Виталик, иди ... поешь". Покупать или нет?

Трудно остаться равнодушным к картине "Виталик, иди г... поешь", выставленной на продажу по цене 13,5 миллионов рублей на популярной электронной площадке. Что это: шутка или серьёзная заявка на участие в арт-рынке?

Вопросы о смысле современного искусства так часто поступают ко мне от друзей, что я решила запросить для вас комментарий у опытного эксперта и искусствоведа С.отъбис (S.ebys), куратора многих культурных проектов. Заранее должна предупредить, что мнение эксперта A.R.Turnips не всегда совпадает с мнением автора канала, кроме того, ввиду усиления санкционного давления на всех участников европейских культурных инициатив, связанных с Россией, эксперт не счел возможным выступить официально. Поэтому далее предлагаю вашему вниманию не прямую речь специалиста, а мнение, которое предположительно, могло быть высказано, если бы оно было официально запрошено, то есть, цитирую гипотетически записанное со слов A.R.Turnips (перевод с английского мой).

-2

Для того, кто имеет возможность наблюдать с 1986 года российский рынок визуального искусства, было бы недальновидным считать, что рассматриваемый арт-объект является фейком и попыткой мистификации. По части провенанса произведения, одно то, что картина выставлена на продажу посредником, назвавшимся "София Великая Серафимовна", уже наводит на мысль об андерграундной галерее. Наименование характерное, и за словом "Великая" можно предположить имперские амбиции определенного толка, поскольку собственно София - это мудрость в византийской традиции, а Константинополь, как известно, второй Рим (третий вы знаете, а четвертому не бывать!) и, что вероятно, София Великая - многозначительная отсылка к актуальному конфликту, гуманитарно катастрофическому в своей тенденциозности, возникшему недавно касательно статуса мультикультурного объекта Айя-София. Конечно, это всего лишь предположение, поскольку в России название галереи "Сарай" не обязательно означает, что искусство создается & продается в сарае или даже в (Бахчи)Сарае. Зато возникают культурологические параллели с истинно народными корнями искусства, представленного в галерее, его эгалитарности. Позвольте мне также ремарку, что некоторый круг лиц в России до сих пор полагает, что искусство принадлежит народу, а не узкому кругу специалистов арт-рынка. Таким образом, аллюзии Софии Великой отсылают нас к взаимосвязи двух парадигм: русской и византийской.

Двинемся далее, продавец помещает под произведением краткую аннотацию: "Картина с глубоким смыслом. Исключительно для настоящих ценителей искусства", а также дисклеймер о повышении цены на 15 процентов для особой категории приобретателей "одаренных представителей общин". Каких именно общин, галерист не поясняет, не исключено, что это вполне сложившееся сообщество дилеров, которые могут предлагать произведения своим доверителям с учетом комиссионной наценки, о чем галерист предусмотрительно уведомляет.

-3

🤔Обратимся теперь к тематике произведения "Виталик, иди г ... поешь". На первый взгляд, на картине изображена чисто бытовая ситуация, когда один партнер приглашает другого к столу. Но что, если смысл глубже, и под видом лапидарной жанровой сценки художник сообщает зрителям нечто бОльшее, чем тезис о том, что один из членов семьи, здесь изображенной, не слишком умелый кулинар? Тем более, что есть и психологический аспект, когда она/он по уважительной причине не старается приготовить партнеру что-либо съедобное...

🤔При более внимательном рассмотрении, вдумчивый зритель неизбежно задается вопросом: что за персонаж этот Виталий, чья значимость нивелирована уменьшительно-ласкательным суффиксом? Изображен ли Виталик на этой картине или он находится "за кадром", он третий-лишний, отчего его приглашают к этому застолью со странно скудным набором блюд? Почему Виталику предложено только одно блюдо, а не A la Carte? Может быть, это и не приглашение вовсе, а уничижительное обращение, вызов в адрес ненавистного политического оппонента, некоего Виталия?

🤔И наконец, третий вопрос, не являются ли герои полотна мухи, метафорой короткого жизненного цикла малозначительного живого существа, обреченного на безрадостное существование в черством и враждебном мире, где даже прием пищи не является приятным и не отвечает эстетическим запросам потребителя? Тем более, если это метафора пищи не материальной, но духовной! Воистину, немало вопросов ставит художник перед обществом этим простым на вид полотном, выполненным скупыми выразительными средствами в актуальном минималистичном стиле.

Является ли полотно "Виталик, иди г... поешь" инвестиционно привлекательным и есть ли основания полагать, что произведения этого художника в дальнейшем поднимутся в цене?

Не отрицаю, что точность инвестиционного прогноза зависит от многих составляющих: как долго будет творить автор, сколько он проживет, совершит ли он прорыв и преодолеет ли он многочисленные внутренние зажимы и барьеры, о наличии которых красноречиво свидетельствует очевидная (для знатоков) сдержанность, и даже, не побоюсь этого слова, неполноценность композиции; а также отсутствие смелости выйти за рамки цитирования.

💡Здесь необходимо отметить, что идея коллажа из дохлых мух была около семи лет назад предложена создателем визуальных опусов Martin Moor (Sweden).

Если в дальнейшем автор конкретизирует свою концепцию, углубившись в психологическую проблематику сосуществования двух различных индивидуальностей в рамках одной традиционной семьи, или семьи нетрадиционной (с учетом того, что Виталий может быть третьим членом семьи, и первоначальный замысел принадлежит шведу); либо пристальней изучит вызовы, стоящие перед обществом по продовольственному вопросу; либо поднимется до гражданственного стремления к безграничной свободе самовыражения... - словом, когда художник определится, в чем именно состоит актуальность его творческого высказывания и, если повезет, автора в связи с этим заметит страна пребывания и каким-либо способом поразит его в правах, вот тогда изменение цены на его произведения станет прогнозируемым, в обе стороны. В качестве примера экстраполяции интереса к девиантности артистического поступка на рост популярности личного бренда, можно вспомнить, что художник, укусивший за ногу даму на вернисаже, далеко не так интересен покупающей публике, как художник, кусающий руку, его кормящую. Я думаю, любой из людей, мало-мальски смыслящих в конъюнктуре арт-рынка, легко найдет в своей памяти множество сходных примеров. Так что, будем следить, насколько быстро найдется покупатель на это небезынтересное произведение и что художник произведет далее. Если, конечно, произведет.

🚩Обращаю внимание всех дочитавших, и даже тех, кто скажет: "Да вы издеваетесь!" на то, что все вышенаписанное нельзя копировать, цитировать, воспроизводить любым способом без ссылки на авторские права дзен-канала "Анна в поисках сокровища".

Изображение картины "Виталик, иди г... поешь" взято из открытого источника, в объёме, оправданном целью цитирования (критической, полемической и в какой-то мере учебной), не является рекламой.
All rights reserved ©Анна_в_поисках_сокровища