Сессия в гражданском ВУЗе и во ВВМУЗе (высшем военно-морском учебном заведении), это как день и ночь. Общее только то, что сессией заканчивается очередной период обучения.
Как сдают сессию студенты знаю только по наслышке от школьных товарищей, бывших студентов. И эта сдача в корне отличается от сдачи экзаменов в военном училище.
Начнём с того, что каким бы не было начальство, курсанты всегда находятся по отношению к нему в оппозиции. Это исторически сложившийся факт. А уж в нашем училище – старейшем ВУЗе страны, история которого начинается с 1701 года, это глубочайшая историческая традиция…
Как только не называли наше училище в разные времена:
1. Навигацкая школа 1701 год
2. Морская Академия 1715 год
3. Морской шляхетный кадетский корпус 1752 год
4. Морской кадетский корпус 1802 год
5. Морское училище 1867 год
6. Морской кадетский корпус 1891 год
7. Морской корпус 1906 год
8. Морской Его Императорского Величества Наследника Цесаревича корпус 1914
год
9. Курсы командного состава флота 1918 год
10. Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе 1926 год.
Сейчас, с 1998 года, моё училище величают — Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт» Министерства обороны Российской Федерации. Это же надо было такое придумать. Видимо, придумано в период сезонного обострения, да ещё и в полнолуние…, не иначе.
Раньше было проще, своих узнавали сразу! Фрунзак? Конечно! Какого года выпуска? Ну и дальше по сценарию… Наиболее выдающихся курсантов знали все, начиная от первого курса и заканчивая командованием. Народ ведь учился самый разный. Да и известность бывает тоже разной…
Но однозначно, что трудности и жизненные ситуации, которые принято называть тяготами и лишениями военной службы, сплачивают курсантов в единый коллектив, значительно сильнее и крепче, чем студенческая жизнь влияет на обычный студенческий поток или как там у них – курс?
А уж сессия, как ответственное событие накладывало особый отпечаток на этот период. Сдача экзаменов это целая система мероприятий, где опыт предшествующих поколений собирается по крупицам и незамедлительно берётся на вооружение. А как же иначе? И военная хитрость играет здесь не последнюю роль!
Сейчас, когда наступила пора различных электронных гаджетов и прочих прибамбасов и заморочек, видимо сдача экзаменов вышла на более высокий уровень технического обеспечения… Но я приоткрою завесу, если не тайны, то во всяком случае некоторых секретных приёмов профессионального мастерства сдачи, более чем 40-летней выдержки…
Начинали с того, что на каждой кафедре работали гражданские лица, в большинстве своём это были молодые женщины и девушки. Что значительно облегчало решение задач. Выясняли, кто будет печатать на машинке экзаменационные билеты. Остальное было уже дело техники.
За большую шоколадку, девицы-красавицы, ну или не очень, а в этом случае ещё и с большим энтузиазмом, входили в сговор с курсантами.
В результате чего, при печатании номера экзаменационного билета, по клавишам машинки пальчики девушек стучали немного сильнее, что бы этот номер пропечатывался насквозь листа и читался с изнанки, естественно наоборот.
Остальной текст печатался в обычном режиме. Только часто, если всё удавалось, то и содержание вопросов по билетам тоже становилось достоянием засланных казачков…
Листы со штампом кафедры, якобы на черновики для экзаменов. Это отдельная песня.
Если разживались такими листами, то на них можно было тезисами набросать содержание билета, изобразить работу творческой мысли и т. д. Это была уже не «шпора» (шпаргалка), это была уже – «бомба»! И если она была написана твоей рукой, то это была гарантия успеха! 100%! Бомбы проносились за пазухой, тем более, что форменка позволяла это делать. А натренированный курсант вытаскивал нужную, с ловкостью иллюзиониста. Для этого на 5-й, 10-й и т. д. «бомбе», были канцелярские скрепки, облегчающие отсчёт. Да и бомбы можно было распределить и справа и слева, это уж как кто приноравливался.
«Шпоры» обычно писались под конкретный случай группой поддержки в коридоре. И заносились или дежурным по классу или, при необходимости и командиром роты. А, что? Он же отец родной, а мы его дети… Наш был в этом дока! Особенно, если экзамены принимали женщины… Любил наш Виталий Саныч, это дело… Не экзамен естественно, а женщин!
Отдельно надо рассказать про раскладывание экзаменационных билетов. Это тоже своего рода искусство - правильно разложить, что бы потом их правильно вытащили те, кому они предназначались…
Обычно таких подлянок, как перемешивание билетов, не водилось. Но всё же рецидивы иногда случались… А так билеты выкладывались в два-три ряда. Или сверху – вниз или наоборот. Вот тут и пускали вперёд или боевые колесницы с отличниками или боевых слонов с зубрилами, которые всё знали и которым было «до балды», какой билет вытаскивать. А уже по их результатам, остальные выстраивали стратегию и тактику сдачи…
Ну и дежурный по классу мотался и отслеживал, кто и какой билет вытянул, свой или нет. И по возможности светил остальные номера билетов…
Замыкающими обычно шли тоже отличники, может для того, что бы оставить приятное послевкусие у преподавателей от проведённого экзамена. Или для закрепления эффекта сдачи.
Ну и конечно очень много зависело от преподавателей. Были такие, кто принципиально не ставил двоек. Таких любили тайною любовью и искренне уважали за понимание. Ведь часто из 3-4 дней на подготовку к экзамену, сутки выпадали на несение суточного наряда, а потом выжатый как лимон приходишь на самоподготовку, мозги в голове хлюпают и кроме желания заснуть, других просто нет.
Ночные бдения по подготовке не поощрялись и не приветствовались, да и некоторые дисциплины были секретными и все тетради и литература по ним в конце самоподготовки сдавались в секретную часть, под охрану.
Приходилось и из караула приходить на сдачу, при патронах и штыке, правда, без автомата, но с красными от недосыпа глазами…
Были и откровенные оригиналы. Один преподаватель заключил пари с курсантом, что если тот поднимет гирю-двухпудовик 50 раз, он ему за экзамен по тактике поставит «отлично»… И пока его товарищи учили билеты и готовились к экзамену, «крепыш» тягал гирю…
И когда приёмная комиссия сделала перерыв на обед, преподаватель не пошёл с ними, а остался в аудитории. Курсант снял форменку и поднял гирю ровно 50 раз, получив за это заслуженное «отлично»! И такое бывало. Есть свидетели и пари и «сдачи на отлично».
Буду весьма признателен, если кто-то из непосредственных участников этих событий, меня дополнит или уточнит то, что я упустил в своём повествовании.
Сессия, как апофеоз учебного процесса.
24 августа 202424 авг 2024
1661
5 мин
29