24 августа 2004 года террористки-смертницы практически одновременно привели в действие взрывные устройства, пронесенные на борт пассажирских самолетов. Все пассажиры и члены экипажей обоих самолетов – 89 человек, погибли.
Самолет рухнул вверх днищем
Самолет Ту-154Б2, выполнявший рейс № 1047 из Москвы в Сочи (аэропорт Адлер) с 38 пассажирами и восемью членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Домодедово в 21 час 35 минут. Самолет Ту-134А из Москвы в Волгоград (аэропорт Гумрак) с 35 пассажирами и девятью членами экипажа на борту, поднялся в небо из того же аэропорта в 22 часа 20 минут.
В 22 часа 53 минуты связь с самолетом Ту-154Б2 была утрачена, а его отметка пропала с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Самолет в это время находился на высоте 12 100 метров над территорией Ростовской области. Спустя менее минуты, в 22 часа 54 минуты, прервалась радиосвязь с экипажем и исчезла радиолокационная отметка самолета Ту-134А, который в это время находился над территорией Тульской области. В 22:54 в его хвостовой части произошел сильный взрыв. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки самолета нашли в двух километрах севернее населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области.
Самолет перевернулся и буквально рухнул вверх днищем. На земле не было отметин в виде вспаханной земли или поломанных деревьев. Фюзеляж и крылья в момент удара практически растеклись по земле. Для извлечения тел погибших спасателям обшивку пришлось поднимать краном и затем разрезать.
Очевидцы случившегося рассказывали, как видели, что над селом очень низко летит самолет. Его хвост горел, а в двигателях несколько раз что-то взорвалось. Было очень много дыма. Потом еще раз что-то взорвалось и самолет упал. Некоторые видели, как в момент падения из самолета выпали несколько тел.
Администрация Тульской области сделала все, чтобы оперативно организовать работы на месте катастрофы. Координировал действия оперативный штаб под руководством первого заместителя губернатора – руководителя аппарата администрации области Виталия Богомолова. Решением президента Владимира Путина губернатор Василий Стародубцев был включен в состав комиссии по расследованию причин авиакатастрофы.
На месте катастрофы побывали министр МЧС России Сергей Шойгу и заместитель генпрокурора Николай Савченков. Государственную комиссию по расследованию случившегося возглавил министр транспорта РФ Игорь Левитин.
«Это было очень тяжело»
К утру 25 августа были найдены тела всех погибших в авиакатастрофах под Тулой и Ростовом-на-Дону, а также самописцы разбившихся самолетов.
К вечеру того же дня спасательная операция на месте падения была завершена. Тела всех погибших отправили в Узловую. Разрезанные части самолета перевезли на территорию узловского завода «Кран», где должна была пройти техническая экспертиза.
26 августа Тульская область приняла родных и близких 35 погибших пассажиров и 9 членов экипажа. Они прибыли на двух автобусах, выделенных администрацией Волгоградской области, которые сопровождали бригады врачей, в том числе специалисты службы медицины катастроф Минздрава РФ. Всех прибывших разместили в муниципальном санатории «Ветеран». Колонна волгоградцев сопровождал заместитель губернатора области Вячеслав Казак.
Тела погибших направили в медико-санитарную часть узловского завода «Кран». Опознание тел погибших проходило с большими трудностями. Начинали с личных вещей и одежды. Сложность была в том, что в связи с летним временем, пассажиры были одеты легко, идентифицировать одежду оказалось сложно. Тем не менее два тела близкие опознали и забрали еще вечером 25 августа. Другим пришлось ждать дольше. Один из погибших имел отношение к Тульской области. Штурман самолета Николай Доценко 1954 года рождения был родом из Плавского района. Его отец, ветеран войны Николай Доценко потерял уже второго сына, первого еще в Афганистане.
«Это было очень тяжело – собрать останки, опознать перед отправлением их на родину, – вспоминал через год Вячеслав Казак.
«Большинство тел были внутри самолета, несколько погибших нашли в роще рядом, одного – в огороде. Ничего не горело, и стояла удивительная тишина», – рассказывал один из спасателей Сергей Степин.
Среди погибших был издатель «АиФ-Нижнее Поволжье» Олег Белозёров. Этим рейсом он возвращался из Москвы домой в Волгоград.
В связи с авиакатастрофами в Тульской и Ростовской областях 26 августа 2004 года в России было объявлено Днем траура.
Теракт!
Первоначально одной из приоритетных версия было нарушение правил эксплуатации воздушных судов. Свидетельств о взрыве или теракте не нашли, хотя все свидетели катастрофы в один голос говорили, что видели и слышали взрывы.
К вечеру 26 августа стало известно, что на опознание не пришли родственники одной из пассажирок разбившегося самолета. Такая же история случилась и с самолетом, упавшим рядом с Ростовом. Появилась версия, что в самолете находилось не 44 пассажира, а 43, включая 9 членов экипажа. Однако нашлись свидетели, заверявшие, что на борт поднялись все пассажиры.
Затем в радиусе двух километров от хвостовой части нашли фрагменты женского тела. По предварительному заключению экспертов террористка-смертница привела в действие взрывное устройство, находясь в туалете самолета. Именно поэтому ее тело нашли только на третий день, и от хвостовой части фюзеляжа, которая упала в семистах метрах от самолета, остались только фрагменты обшивки. В обломках самолетов Ту-134 и Ту-154 эксперты обнаружили частицы взрывчатого вещества.
Обломки разбившегося самолета долгое время хранились потом в одном из цехов Кимовского радиоэлектромеханического завода.
Сразу после терактов ответственность за них взяла террористическая организация «Бригады Исламбули». Но чеченский террорист Шамиль Басаев заявил, что теракты подготовил он. 17 сентября 2004 года Басаев опубликовал на веб-сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» заявление, в котором утверждал, что теракты обошлись ему в 4 000 долларов. В результате оперативно-следственных действий и технических экспертиз было установлено, что предполагаемыми исполнителями терактов использовались паспорта, выданные на имя Аманат (Аманты) Нагаевой и Сациты Джебирхановой. Обе уроженки Чечни. Жительница Грозного Нагаева числилась среди пассажиров потерпевшего катастрофу в Тульской области самолета Ту-134, а Джебирханова была в списке пассажиров самолета Ту-154, разбившегося в Ростовской области. Родная сестра Аманат Нагаевой Роза была уничтожена через несколько дней во время штурма захваченной террористами школы в Беслане.
В сентябре 2004 года прокуратура предъявила обвинение троим арестованным по делу о терактах на Ту-134 и Ту-154 — капитану милиции — оперуполномоченному Линейного отдела внутренних дел на транспорте аэропорта «Домодедово» Михаилу Артамонову, жителю Краснодарского края Армену Арутюняну и сотруднику авиакомпании «Сибирь» Николаю Коренкову.
Капитан Артамонов без досмотра пропустил двух пассажирок, совершивших теракты. По его словам, Нагаева и Джебирханова прибыли в столичный аэропорт рейсом из Махачкалы вместе с еще двумя чеченцами. Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом капитану милиции для досмотра вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам, но капитан отпустил их без всякой проверки.
После этого обе террористки стали спешно добывать билеты на самолет в здании аэропорта. Помощь им оказал некий Арутюнян, промышлявший спекуляцией на авиабилетах. Он взял за свои услуги в общей сложности пять тысяч рублей — две тысячи с одной и три тысячи — с другой. Тысячу рублей Арутюнов передал сотруднику авиакомпании «Сибирь», в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров.
В апреле 2005 года Домодедовский городской суд признал Армена Арутюняна и сотрудника авиакомпании «Сибирь» Николая Коренкова виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ — коммерческий подкуп. С учетом данных о личности обвиняемых суд приговорил каждого к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Летом 2005 года Домодедовский суд приговорил Артамонова к семи годам лишения свободы — максимальному сроку статьи 293 УК РФ «халатность». Позднее Мособлсуд снизил ему наказание на один год, до шести лет.
Через год после трагедии на месте катастрофы в Ту-134 в Тульской области был открыт памятный знак — расколотый куб из белого мрамора и черного гранита, на котором высечены фамилии погибших в авиакатастрофе. Изготовлен он на средства Волгоградской администрации, а проект памятника из пятнадцати представленных вариантов выбирали родственники погибших.
Рядом с памятником посадили 43 березки – по числу взрослых и детей, погибших в катастрофе. Когда после панихиды и траурного митинга сняли покрывало, в небо взметнулись 43 голубя, которые долго еще кружили над полем скорби и собравшимися людьми. Волгоградцы привезли на место гибели самолета капсулу с волгоградской землей.
В 2009 году на месте трагедии была освящена часовня.
В 2007 году в поселке Глубокий Ростовской области был установлен памятник жертвам катастрофы самолета Ту-154. Он представляет собой расположенный на постаменте камень, на который установлена плита с выгравированной цитатой писательницы Евы Хоффман: «Исчезнувшие не исчезают совсем, они продолжают жить в нашей совести, не раскрытые преступления не растворяются в вечности, они остаются там, где совершились и довлеют над обществом, которое их совершило». Монумент, общая высота которого более двух метров, установлен в нескольких километрах от места крушения, так, чтобы его было видно с федеральной трассы М-4 «Дон».