Февраль 1807 года. Наполеон продолжает свой триумфальный поход по Европе. Перед французами стояла задача по уничтожению русской армии, расположенной в районе Прейсиш-Эйлау. Командующий русской армии генерал Бенигсен стремился соединиться с прусским корпусом Лестока, и совместными силами преградить французам путь на Кенигсберг. Но болезни и дезертирство заметно ослабили русскую армию, боевой дух стремительно падал. В таких условиях Бенигсен принял решение дать бой.
Силы воюющих сторон были примерно равны по численности - по 70 тыс. с каждой. Русская армия имела значительный перевес в артиллерии. Бенигсен, выбрав оборонительную тактику, расположил армию довольно плотно, на небольшом отрезке в 5 верст от селения Шлолиттен до селения Серпален.
В первой линии были выстроены четыре дивизии, правым флангом командовал генерал-лейтенант Н.А. Тучков, центром – генерал-лейтенант барон Ф.В. Остен-Сакен, левым флангом – генерал-лейтенант граф А.И. Остерман-Толстой. Главным резервом из двух дивизий командовал генерал-лейтенант Д.С. Дохтуров, 14-я дивизия генерал-майора Н.М. Каменского составляла резерв левого фланга. Особый отряд генерал-майора К.Ф. Багговута был выдвинут уступом впереди левого фланга у селения Серпален. Кавалерией, рассредоточенной по всему фронту, командовал генерал-лейтенант Д.В. Голицын. Артиллерия (под началом генерала Д.П. Резвого) в значительной степени была массирована в три батареи (60–70 орудий в каждой) или находилась в интервалах полков.
Наполеон, имея в своем распоряжении, кроме многочисленной кавалерии Мюрата, всего лишь корпуса Ожеро и Сульта, не спешил начинать сражение. Он ожидал подхода находящихся на марше корпусов Даву и Нея. Именно они должны были совершить фланговые обходы и отрезать русской армии все пути к отступлению.
8 февраля 1807 г. тишину над полем боя разорвал рев сотен орудий. Наполеон, значительно уступая по численности, не спешил отдавать приказ о наступлении. Бенигсен же, не воспользовался моментом, и ввязался в артиллерийскую перестрелку с противником. Плотное расположение русской армии привело к большим потерям. Но как только Наполеону донесли о приближении корпусов Даву и Нея, две дивизии корпуса Ожеро начали наступление на левый фланг русской армии. Разразившаяся снежная буря ограничила видимость, и две французские дивизии, вместо левого фланга, ударили по центру русской армии. Они вышли прямо к 70-пушечной батарее генерала К,Ф. Левенштерна.Первый же залп русской батареи смел несколько рядов французской пехоты. В контратаку были брошены пехота и кавалерия.
Позднее А.Х. Бенкендорф писал в своих воспоминаниях
Огонь был сильный и хорошо направлен, что в одно мгновение опрокинул весь корпус маршала Ожеро; колонны пришли в расстройство и отступили в полном беспорядке. Наша пехота преследовала французов вплоть до городских улиц. Эйлау можно было бы тогда захватить, как и всю французскую позицию с фланга, если бы генерал Тучков получил приказ наступать; он запросил распоряжение генерала Беннигсена, но его не могли найти.
В результате этой атаки, почти 15-тысячный корпус Ожеро был выведен из битвы. Сам Ожеро получил ранение.
Участник того события, же Марбо, являвшийся адьютантом Ожеро, в своих мемуарах, оставил следующую запись.
Корпус Ожеро был уничтожен почти полностью. Из 15 тысяч бойцов, имевших оружие в начале сражения, к вечеру осталось только 3 тысячи под командованием подполковника Масси. Маршал, все генералы и все полковники были ранены или убиты.
14-й линейный полк был отрезан и полностью уничтожен.
Русская контратака позволила сходу занять Прейсишь-Эйлау. Наполеон, имея в резерве лишь Старую гвардию, и не желая ей рисковать, бросил против контратакующих всю кавалерию Мюрата, придав ей лишь батальон гренадер из гвардии. Та, неся колоссальные потери, смогла остановить русских солдат. Эта атака спасла прибывший корпус Даву, подразделения которого только начали выстраиваться на поле боя.
Дивизия генерала Фриана была направлена на деревню Серпален, занятую отрядом генерала Богавута. На помощь Фриану были брошены дивизии Морана и Сент-Илера. В итоге Богавут не смог удержать позиции и отступил. К 14 часам Даву удалось занять селом Кляйн-Заусгартен. Для прикрытия отступавших частей Богавута, в бой были введены полки генерала Н.М. Каменского и дивизия Остерман-Толстого. Но Даву было уже не остановить. Он выбил русских солдат с дороги на Фридлан, но дальше продвигаться не мог, так как его корпус понес значительные потери.
Для русской армии это был самый критичный момент всего сражения. Левый фланг был на грани уничтожения, над которым нависли силы корпуса Даву. Положение спасла переброска с правого фланга трех конно-артиллерийских рот. Они накрыли корпус Даву плотным огнем, тем самым стабилизировав положение. А к 16 часам на поле боя явился 6-тысячный прусский корпус Лестока.
К вечеру было принято решение начать контратаку силами правого фланга генерала Тучкова. Но планам помешало внезапное появление в тылу правого фланга корпуса Нея. Не смотря на то, что французов удалось быстро остановить, контратаку пришлось отложить. К 22 часам наступило затишье.
Бенигсен, не желая более рисковать, воспользовался передышкой, снял армию с позиций и ушел в Кенигсберг. Обе стороны не добились своей цели. Но это был первый случай, когда Наполеон не одержал победы в своем триумфальном шествии по Европе.
Русские потеряли в этой битве 15 000 - 26 000 человек. Но и потери французов составили 15 000 - 29 000 человек
Подписывайтесь на мои каналы в Телеграм, Однокласниках или Вконтакте. Там еще больше публикаций.