…Ну, что же мы всё о машинах и автомобилистах! Пешеход ведь тоже человек. К тому же и автомобилисты тоже временами пешеходами становятся. Как пешеходам живётся в городах? Сразу отвечу – паршиво!
Тротуары в маленьких городах плохого качества. Хотя нет, не так! Отвратительного! Хотя, опять не так! Отвратительнейшего! С двумя восклицательными знаками. Если в центре нужно иногда смотреть под ноги, чтобы их не переломать, то уже на параллельных – всё внимание не только под ноги, но и вперёд, чтобы не врезаться в стоящий посередине тротуара знак или столб.
А иногда тротуар может закончиться подобным образом. А ведь впереди, метров через 150, гимназия! Здесь дети иногда ходят! А может и правильно – пускай к суровой жизни привыкают. Я вам ещё позже о детских садиках и площадках расскажу!
Ну не все же тротуары перегорожены столбами или знаками? Есть же и не перегороженные. Есть! Но только они заставлены автомобилями. Вот так:
Или вот так:
Ну, мамочки с детками в колясках, что вы на это скажете? Я иногда вижу на форумах ваше, вполне справедливое, возмущение о том, как иногда так ставят машины в России. В сербских городах это обычный способ парковки авто. Бедный пешеход перед выбором: или протискиваться между забором и машиной, вытирая небрежно брошенную «колымагу» своей одеждой, либо идти по дороге, подвергаясь риску быть ударенным боковыми зеркалами проезжающего мимо на узкой улице.
Один раз я видел, как парня ударило по голове боковым зеркалом проезжающего мимо грузовика. К чести водителя, он сразу остановился и вызвал «скорую», но думаю, пареньку от этого стало ненамного легче.
Да вот, пожалуйста! Фото учебного автомобиля около автошколы:
Ещё треша? Да ради Бога!
Ну, пожалуй, хватит! Хотя у меня есть много подобных фото. А ведь в городе и эвакуаторы есть и штраф площадка. И я даже пару раз видел, как они машины везли. Но не могу представить, что можно нарушить, чтобы у тебя машину принудительно эвакуировали. На столе у градоначальника, разве, припарковаться.
Хотя, справедливости ради, я не видел, чтобы бросали машины на местах для инвалидов. Может, примета плохая?
Спрашиваю у знакомого серба:
- Йован, у тебя же тоже есть машина. Ты тоже паркуешься на тротуаре?
- Ну, а что такого-то. А если больше негде. У нас так можно, - ответствует.
- Ну представь, - захожу я с другой стороны, - Сегодня ты встал так, что твою машину невозможно обойти, а завтра тебе самому приходиться протискиваться, пачкаясь о чужую «колымагу». Разве это хорошо? А как же элементарное уважение друг к другу?
На вопрос серб не ответил, только засопел недовольно.
Каюсь, я и сам решил проверить, насколько толерантны сербы к проявлению подобного хамства. И припарковал арендованную машину не просто на тротуаре, а максимально перегородив достаточно оживленный для прохода пешеходов участок. Для чистоты эксперимента остался за рулём, опустив окно и приготовившись услышать нелестные пожелания «доброго здравия» мне и моему железному «коню». В России я бы услыхал в свой адрес вполне справедливую критику минуты через полторы. В Сербии в течении следующих двадцати минут несколько десятков человек просто обошли меня по довольно оживлённой проезжей части. Причём, пара женщин толкали перед собой коляски. И даже проехавшие мимо полицейские обратили на столь грубое нарушение не больше внимания, чем на фонарный столб.
Как паркуются сербские водители смотрите сами в этом видео:
На одном из форумов про Сербию прочитал комментарий к статье, смыл которого сводился к восхищению автором автомобилистами, которые притормаживают перед лужами во время дождя. В России – да! В Сербии – даже и не думают. Ситуация: возвращаемся с супругой из торгового центра. Только что закончился дождь. Прямо возле школы, лужа, которую, однако легко объехать. Разумеется, первый же «водятел» даже не подумал притормозить или взять чуть левее, чтобы её объехать. Обдав нас грязной водой, он преспокойно покатил дальше. Поискав глазами камень поувесистей, не найдя, и пожелав ему счастливого пути, очистились, отошли в сторону и стали наблюдать, благо в этот момент уроки закончились и на улицу стайками начали выбегать дети. И не один не притормозил перед злосчастной лужей, обрызгивая с визгом разбегавшуюся детвору. А нет… Один притормозил, и лихо развернувшись прямо по луже, вернулся чуть назад, свернув в проулок. Наверное, проскочил…
И это не единичный эпизод. Нигде и никогда перед лужами сербские автомобилисты не тормозят!
В заключении немного об общественном транспорте.
Во всех крупных сербских городах можно передвигаться на различных видах общественного транспорта.
Наиболее крупная его сеть, конечно же, в столице — Белграде.
Здесь есть автобусы, троллейбусы, трамваи и городская электричка. Нужно всего лишь купить один-единственный билет, который распространяется на все виды общественного транспорта. Он продается там, где есть надпись «BusPlus».
В небольших городах проездную карту можно купить в самом обычном киоске. Автобусы с виду неплохие, но на самом деле раздолбанные, из числа списанных в более развитых европейских странах, часто с неработающими кондиционерами, но, на удивление, ездят регулярно.
А вот автобусные остановки часто оставляют желать лучшего. Чаще всего это просто знак и разметка на дороге. Никаких тебе навесов или лавочек. Нечего барствовать!
Кстати, надписи на междугородных автобусах: «экспресс, скоростной, прямой рейс» ни в коем случае не стоит воспринимать буквально. Тащатся они, не спеша, останавливаясь для посадки и высадки пассажиров буквально около каждого столба.
Такси - удобное и недорогое средство передвижения в любом городе Сербии. Однако многие местные таксисты имеют обыкновение обманывать туристов. В незнакомом городе имеет смысл иметь при себе карту города и, хотя бы примерно представлять расстояние и маршрут до пункта назначения.
Таксисты работают по счётчику, причём цены на посадку в такси отличаются: в Белграде – 250 динаров, на периферии – 95. На основные улицы таксисты едут без подсказок, на остальные – по навигатору или: «Дорогу покажешь?». Есть приложение для смартфона для вызова такси. Работает в целом нормально, но часто видно, что таксисты, приняв заказ, ещё некоторое время продолжают стоять на месте. Наверное, допивают кофе и дообсуждают с коллегами насущные проблемы. Днём таксисты кучкуются на стоянках, но вечером стоянки пустеют и найти свободную машину тяжеловато.
Так что цитата из романа". Золотой телёнок" советских писателей. Ильи Ильфа и Евгения Петрова: «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть.» явно применима не к Сербии.