Найти в Дзене
МИР И ЛЮДИ В ОБЪЕКТИВЕ

1.Власть. Размышления православного человека. ЧТО ЕСТЬ ВЛАСТЬ?

Тот, кто надел на глаза шоры,

должен помнить, что в комплект

также входят узда и кнут.

Станислав Ежи Лец.

Власть. Сколько же в разговорах и спорах о ней сломано копий, сколько было и есть мнений о ней и определений того, что же означает это понятие. А сколько придумано её атрибутов/символов – и не сосчитаешь. Тут и древнеримская связка прутьев – символ объединения, спаянного единства (по-латыни – «фашина», отсюда – слово «фашизм»), и разнообразные птички-зверушки, олицетворяющих силу и мощь.

В гербе Российской империи, утвержденном государем Николаем I, – орлиные крылья гордо подняты вверх, в лапах крепко зажаты символы самовластья: держава и скипетр.

У орла жалкого Временного правительства длинные – длиннее самой головы, – болтающиеся языки (парламент) и испуганно растопыренные лапы, словно птица не парит, а падает.

Так и власть: меняясь, становится то сильной, то жалкой. И какими же многообразными, интересными и, к сожалению, жестокими были ее проявления в разное время в различных регионах планеты.

При этом каких только всевозможных обоснований своего положения и права не приводили те, кто получал, узурпировал, захватывал, употреблял эту самую власть, беззастенчиво овладевал ею и безнаказанно пользовался.

Хотя власть как таковая существует практически с момента зарождения человечества, но вот единого общепризнанного определения ее нет и по сей день. Социологи, политологи, правоведы и даже историки дают ей множество различных определений и толкований.

Например, в Большой Советской Энциклопедии: «Власть – авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей».

А позднее английский социолог Энтони Гидденс утверждал, что «Власть – способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы».

Ему вторит, но уже более жестко, американский социолог Нейл Смэлзер: «Власть – способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели». А в нынешней Википедии власть вообще есть «возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению».

Вот как интересно получается: сначала основой власти считали авторитет, т.е. то, чему другие были готовы подчиняться, уважая его и признавая его правоту. А позднее и чем дальше, тем жестче, главным в определении власти стала способность навязывать другим свою волю и тем самым достигать свои цели – даже вопреки сопротивлению этих самых других.

А такой раздел современной науки, как кратология, передает понятие «власть» многословным длинным определением, в основе которого всё равно остаются возможности, права и умения некоторых людей распоряжаться другими.
Любопытно отметить, что оформился этот раздел весьма поздно, в последней четверти ХХ века, когда тема власти стала захватывать умы и мысли не только ученых, но и широкого круга людей, отчетливо ощущающих на себе давление этой самой власти – во всех ее проявлениях.

При этом и кратология, и другие науки об обществе, по-прежнему активно используют слова, заимствованные из древнегреческого языка: ведь зародились основы этих наук именно там и тогда. А потому давайте сначала разберемся с их значением, ибо, как говорил Декарт, «Определяйте точно значение слов, тем вы избавите мир от половины заблуж­дений». Вот и постараемся избавиться хотя бы от части заблуждений.

«Кратос» и означает «сила», «власть»; «логос» в узком смысле можно перевести как «слово», но шире — «учение». Таким образом, кратология и есть наука о власти, о законах ее происхождения, о типах и видах власти.

Иными словами, она стремится как можно полнее и шире понять и объяснить нам, а что же такое власть и как она действует. Не всегда у нее получается внятно, да оно и понятно: очень уж это сложное явление в нашей жизни – власть.

А какие существуют формы властного воздействия? Их много, но самая, что называется, на слуху у нас – демократия. Та самая демократия, которую так упорно пропагандируют и так настырно навязывают нам всеми возможными средствами. Переводят это составное слово как «власть народа».

Но поскольку древние греки весьма четко определяли различающиеся группы людей, то и в языке было несколько разных слов для их обозначения. Например, помимо широко нам известного «демос», есть еще «генос», «лаос», «фюлэ» и другие. Они также зачастую переводятся как «народ», но на самом деле имеют очень точные соответствия – род, племя, общность и многое иное.

Вот тут-то и возникают путаницы, осложняющие адекватный перевод с одного языка на другой.

Например, в русском языке четко разграничивались понятия «народ» и «население», которое далеко не всегда было или могло стать народом. А потому-то нам и надобно более подробно разобраться со значением греческих слов и их соответствием русским понятиям.

И получается, что наиболее точному переводу на русский язык – именно как «народ» – соответствует греческое слово «этнос». Ведь собственно оно и соединяет представление о населенной местности с понятиями «нрава», «морали», «обычая», которые, сплачивая население этой местности, делают его подлинным народом.

Значит, и у греков для того, чтобы стать народом, не достаточно просто быть одной крови, жить на общей территории и заниматься общими делами. Нужно быть едиными в своем понимании того, что есть добро, зло, справедливость. Это – как минимум.

Таким образом, этнос, основанный, прежде всего, на единстве нравов и общности моральных оценок, по-русски и есть народ.

Но светская наука увела понятие «этнос» исключительно в собственно научный оборот, оставив обществу/социуму только «демократию». С ней мы тоже постараемся разобраться, но сначала надо бы определиться со значением ещё нескольких греческих слов, широко используемых современной публицистикой.

Во-первых, это знаменитое «охлос», властью которого так пугают демократы.
Слово, наиболее близкое русскому «толпа», в греческом языке обозначало бедняков, батраков и рабов, то есть тех, кто в отличие от «демоса» и «олигархоса» не имел вообще никаких прав, но которых можно было легко использовать именно как горластую толпу в своей борьбе за власть.

При этом совершенно очевидно, что никакой охлократии (власти толпы) быть не может, потому что толпа управлять не способна. Она способна лишь идти (да и то не слишком долго) за тем, кто её сейчас поведет, обещая ей всё: от классического «хлеба и зрелищ» до современного «быстро, много, богато».

Пепси бери от жизни все - реклама
Пепси бери от жизни все - реклама

Во-вторых, это та самая «олигархия» —очень небольшая часть общества, состоящая из наиболее влиятельных и весьма богатых граждан, то есть тех, кто имеет власть, основанную на своих преимуществах и своей финансовой силе.

В-третьих, весьма популярное в науке и публицистике слово, но уже не греческое, а римское — «плебс», соответствовавшее греческому «метеки». Оно обозначало тех, кто переселился на эту территорию, заполнил ее. Это — некие пришлые, но совсем не обязательно чужеземцы. Ими были и свои свободные (не рабы), но не полноправные переселенцы из других регионов.

Таких людей становилось все больше, они заселяли территории и занимались различными ремеслами, создавая комфортную и благополучную жизнь более высоким слоям общества, однако полных прав так и не получали.

Таким образом, плебс (метеки) – это люди, свободные работать, но не свободные в правах.

И, наконец, то самое, наиболее часто употребляемое в значении «народ», – «демос». А каков же на самом деле его смысл? И чью же власть нам теперь так упорно навязывают? Давайте разбираться, потому что «Точное логическое определение понятий – условие истинного знания» (Сократ).

А боролись эти первые «демократы» с теми, кто мешал именно им, то есть с олигархами и родовой аристократией – естественно, за власть, за расширение именно и только своих возможностей и полномочий.

Несколько позднее в демос добавили и плебс (метеков), но сохранили при этом их неполноправие: они могли выбирать своих представителей из истинного демоса, но не могли сами быть избираемы хоть на какие-нибудь управленческие должности.

Иными словами, их добавили в демос только как основную массу для своей громогласной поддержки в борьбе за власть.

Выборы в Древней Греции
Выборы в Древней Греции

Как и раньше, демос – это не народ, а всего лишь прослойка общества (современные чиновники, бизнесмены и т.п.), дерущаяся за собственные интересы и собственную власть.

Так о каком народовластии – что тогда, что сейчас – можно говорить? Пока во главе угла стоят деньги и борьба за них, пока нравственные нормы отодвинуты (или вообще задвинуты), интересы народа всегда будут принесены в жертву власть имущим.

А все же: что такое власть? Как мы знаем, всяческих определений ее есть великое множество.

Давайте остановимся на самом простом и понятном: власть – это то, что настойчиво подчиняет себе кого-то или что-то в зависимости от принятых целей. Под таким общим понятием не надо иметь в виду только государственную или политическую власть.

В обществе существует масса различных властных влияний: власть духовная, финансовая, экономическая, военная, а также власть традиции, власть СМИ, власть моды, власть улицы и т.д.

Однако все эти проявления властных влияний и воздействий неминуемо завязаны на то главное, что реальная власть общества/государства решает здесь и сейчас. При этом основные власти государства могут быть по отношению к нему как собственными, так и внешними – реально существующими, но, естественно, не афишируемыми. Более того, государственная и политическая власть может быть по сути своей и нравственной, и порочной.

А откуда она берется – эта самая власть?

Кто и по какому праву присваивает ее? Как он, этот присваиватель власти, оказывается там, где власть можно прихватить?

Кто позволяет ему сделать это и зачем?

И как это повернется к нам ко всем и к каждому лично?

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы, ибо, как говорил Сенека, «Для того, кто не знает, в какую гавань плыть, не бывает попутного ветра».

Начало серии статей здесь.

Настоятель Кронштадтского морского собора Архимандрит Алексий
Настоятель Кронштадтского морского собора Архимандрит Алексий
Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.

Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.

Всего вам доброго, как и вашим близким.