Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Смирнов Евгений Петрович (1915-1980). Художник. "Шестидесятые".

В "шестидесятые" главный художник Дмитровского завода был сильно занят организационной работой, так что у него оставалось не так много времени для собственного творчества. Хочу напомнить, что эстетика "шестидесятых" в декоративном искусстве началась приблизительно с 1956-го года, а уже в 1957-м расцвела буйным цветом. Пропагандой подано это действо было как освобождение художников от пут одного-единственного стилевого направления в СССР - СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. И все творческие натуры радостно ударились в господствующий в то время на Западе, наверное, последний в послевоенную эпоху Большой стиль - МИНИМАЛИЗМ. Только туда. Шаг влево, шаг вправо, шаг назад (к примеру, к АР-ДЕКО или к АР-НУВО)... не приветствовался... На самом деле путь к "свободе творчества" расчищался вполне насильственными методами. "Свободу" прививали, к "свободе" принуждали. МИНИМАЛИЗМ, как основу эстетики, на том или ином предприятии, выбирали не художники, не директора или трудовые коллективы - к новой эстетике принуждали чиновники, курирующие керамические (и не только) предприятия: при помощи циркуляров и резолюций из министерства культуры и из министерства лёгкой промышленности, спускаемых сверху вниз "всерьёз и надолго".

Беда была в том, что многие художники привыкли к РЕАЛИЗМУ в искусстве, РЕАЛИЗМ стал основой их творчества, их "кожей", и работать в иной эстетике они просто не умели и не желали. С такими безжалостно расставались, несмотря на их опыт и профессионализм. Оставались только те, кто готов был меняться в угоду политической вкусовщине. Поэтому так быстро, буквально за год в СССР произошёл переворот в декоре керамической продукции. Те же самые процессы происходили и в архитектуре, на эстраде, в искусстве кино и театра, в оформлении периодики и книг, и пр, и пр. Нельзя сказать, что это были процессы, которые порождали одни "минусы" - "плюсов" было значительно больше. Появились новые яркие имена в эстраде, в кино, в изобразительном искусстве. Среди фарфоровых предприятий нашлись такие, кому переход к МИНИМАЛИЗМУ дался сравнительно легко (ЛФЗ, Рижской ФЗ), были и те, кто опирался на молодых художников, чьё творчество выходило за рамки МИНИМАЛИЗМА, но чьё свежее и новое дыхание в искусстве можно было выдать за МИНИМАЛИЗМ (как, например, эстетику Яснецова в Дулёво, корнями уходящую в традиционную китайскую акварельную роспись по бумаге и по шёлку). В Вербилках готовых проводников и апологетов Нового стиля не нашлось - пришлось продвигаться ощупью. Именно поэтому работы скульпторов и художников Дмитровского завода конца 1950-х годов не похожи на те блестящие работы мастеров ЛФЗ того же времени. Например, в сервизе "Клеточка" к МИНИМАЛИЗМУ с натягом можно отнести роспись от Е.П. Смирнова, в форме же "Кольцами" от Ю.Б. Ганрио новой эстетике соответствует лишь приближенный к АРХАИКЕ короткий, дугой, носик, и отчасти удлинённые хваты на крышках).

Период раннего МИНИМАЛИЗМА в СССР совпал по времени с успехами в космосе. И это наложило весомый отпечаток на все виды искусства в стране. Ту ветвь МИНИМАЛИЗМА, что расцвела в СССР в те годы, можно назвать футуристическим минимализмом или ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМОМ. В Вербилках скульптура часто не поспевала за росписью. Пример - предметы детской посуды с росписью "В космос" от Е.П. Смирнова созданы на формах, которые никак нельзя отнести к МИНИМАЛИЗМУ.

Фасон чайного сервиза от скульптора М.П. Колчина уже имеет все приметы Нового стиля (например, ровные, без рельефа, поверхности, отсутствие места под чашку на блюдце), при этом добавлены завитки на ручках и хватах - для "красоты", что в стилистике "чистого" МИНИМАЛИЗМА не приветствовалось. Соответствует и роспись - простая, в один-два колера (не считая цвета собственно фарфора) - в виде крытья или простого графического рисунка, или отводки золотом. Смотрим следующие три галереи...

Предметы сервиза "Зелёный" (1959), "Дачный" (1960) и "Золотые ромашки" (1961).

Весьма удачной вышла роспись Е.П. Смирнова сервиза "В космос" на не менее удачном фасоне "Квадратный" от В.Н. Ольшевского (1961). Яркий пример ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА. "Мягкие" цилиндрические формы без острых углов. Ручки овальные. Хват крышки - полукруг без отверстия. Носик "архаичный" - расширенный у основания, и изогнутый и зауженный к сливу. Роскошная роспись в виде чёрного скруглённого на углах "окна" со звёздами, расписанными золотом планетами, и прорезающей пространство космоса раскалённой кометой с длинным золотым "хвостом". Вообще, надо сказать, что В.Н. Ольшевский - скульптор посудных форм Дмитровского завода, наиболее удачно вписавшийся в эстетику раннего МИНИМАЛИЗМА, при этом не потеряв собственного творческого лица. Его манера легко узнаваема по архаичной форме носика у чайников.

Вазы раннего МИНИМАЛИЗМА. Их роспись связана с покорением космоса, что вполне естественно.

Ещё одна интереснейшая работа дуэта Смирнов-Ольшевский - сервиз "Витязь" (1963). Форма предметов в какой-то степени является предтечей эстетики НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА с элементами АРХАИКИ, характерной для второй половины "шестидесятых" - так называемого периода "юбилейных лет". Не менее интересна и роспись: яркая графичность, нарочитая "недорисованность" линий, явное подражание СУПРЕМАТИЗМУ, использование золотых прямоугольных вставок со сложными рисунками цировкой.

Предметы сервиза "Витязь". 1963. Автор формы Ольшевский В.Н., автор росписи Смирнов Е.П. Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей Талдомского городского округа Московской области.
Предметы сервиза "Витязь". 1963. Автор формы Ольшевский В.Н., автор росписи Смирнов Е.П. Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей Талдомского городского округа Московской области.

И ещё один сервиз дуэта Смирнов-Ольшевский - "Дубна" (1964). И снова - много интереснейших "находок": при цилиндрической (или приближающейся к цилиндрической) форме предметов, треугольная ручка, отставленная далеко в сторону, архаичной формы носик чайника, круглые, утопленные внутрь тулова крышки предметов с хватом "пуговицей". Не менее интересна и роспись: идущие в шахматном порядке ряды полукружей синего колера с единой линией "раздела". Отсутствующая у сахарница ручка - такой же признак европейского МИНИМАЛИЗМА в посуде, как и хват крышки в виде плоской пуговицы.

Предметы сервиза "Дубна". 1964. Автор формы Ольшевский В.Н., автор росписи Смирнов Е.П. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим".
Предметы сервиза "Дубна". 1964. Автор формы Ольшевский В.Н., автор росписи Смирнов Е.П. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим".

Совместное творчество Е.П. Смирнова и Ю.Б. Ганрио: набор из трёх предметов-гигантов в разной росписи. "Золотой тюльпан" и "Золотая лента". 1960-е. Чашка с блюдцем "гигант" - это восстановленная Ю.Б. Ганрио старинная гарднеровская форма.

Удачное фото: на одной из выставок представлены часть предметов набора "Золотой тюльпан" начала 1960-х годов, ваза "В космос" на форме от Шобанова и набор "Расписной" в виде шестилитрового чайника и чашки-гиганта. Все предметы расписаны Е.П. Смирновым.

Слева направо: чайник и блюдце из набора "Золотой тюльпан", ваза "В космос" и набор "Расписной". Фото взято из свободного  доступа в интернете.
Слева направо: чайник и блюдце из набора "Золотой тюльпан", ваза "В космос" и набор "Расписной". Фото взято из свободного доступа в интернете.

А вот и герой настоящей статьи с набором "Расписной". 1963.

Е.П. Смирнов с набором "Расписной". 1963. Фото взято из свободного  доступа в интернете.
Е.П. Смирнов с набором "Расписной". 1963. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В середине "шестидесятых" Е.П. Смирнов создал рисунки для росписи сувенирных тарелок (блюдец) в "русском" стиле под шелкографию. Так появились рисунки "Гармонист", "Хлеб-соль", "Балалаечка" и др. Также в эти годы он часто расписывал разные декоративные тарелки... Рисунки в рунической скандинавской эстетике с обязательными оленями и елями - отголоски тогдашней европейской моды на петроглифы. В более общем смысле - это тяготение в декоре к "корням", к этническим мотивам, что очень быстро перешло в АРХАИКУ. Кстати, все эти "деревенские", "русские" рисунки с абсурдными балалаечниками и балалаечницами, гармонистами и бабами с хлебом-солью - тоже элементы ЭТНИК-СТАЙЛА. Очень многие предложения по росписи "спускались" на фарфоровые предприятия "сверху" в виде циркуляров и советов - как и в какой эстетике работать. По другому и быть не могло, потому что одновременно на множестве предприятий как бы вдруг рождались одни и те же образы и росписи на похожие темы. Там, где художественная составляющая была сильной, придерживались собственной концепции с необходимым минимумом выпуска обязательных декоров (ЛФЗ, Дулёво). Но таким боевым задором Вербилки похвастаться не могли.

В галерее ниже представлены две вазы, декорированные Е.П. Смирновым в похожей эстетике. Ваза "Ликование" выпущена в 1966-м году и приурочена к 50-летию Октября. Ваза "Торжественная" (1969) выпущена к юбилею В.И. Ленина. У вазы "Торжественная" форма похожа на форму "Крокус" от ЛФЗ, созданную в начале 1930-х годов Н.М. Суетиным. Либо форму заимствовали на ЛФЗ, либо сделали похожую (скопировали). Декор в виде головы В.И. Ленина на фоне солнечных лучей с графическим изображением серпа, молота и пятиконечной звезды снизу - золотом по золоту - напоминает рисунки на открытках тех лет.

Сервиз с большим количеством предметов "Российский" (1966) - пример, как мне кажется, неудачного как в форме, так и в росписи ЭТНИК СТАЙЛА - одного из ветвей развития МИНИМАЛИЗМА второй половины "шестидесятых". Такие подделки под деревенскую глиняную посуду смотрятся убого, и немного схожи с ужасами от Рижского ФЗ 1970-х-1980-х годов и с безвкусными поделками от множества украинских предприятий. Но, по-видимому, сервиз был выпущен сверхмалой серией, и сейчас является большой редкостью со всеми вытекающими...

Предметы столового сервиза "Российский". 1966.  Автор формы Ольшевский В.Н., автор росписи Смирнов Е.П. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим".
Предметы столового сервиза "Российский". 1966. Автор формы Ольшевский В.Н., автор росписи Смирнов Е.П. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим".

Весьма интересен и в целом в эстетике мало соответствует продукции Вербилок сервиз "Факел" (1969). Это тоже сервиз "юбилейных лет", сервиз подарочный, сувенирный, с декором, восхваляющим экономическую мощь Страны Советов. Рисунок сделан с цировкой по золоту. На одной стороне тулова - срезанный сверху золотой овал с изображением стилизованного столба линии электропередач, выполненного гравировкой на матовом фоне в виде зубцов; на другой стороне - узкая продольная полоса с изображением столба электропередач, подобной гравировкой украшен и хват крышки.

Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!