Найти тему
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Броневик Seabrook, 1914

Оглавление

Развивающиеся бронированные автомобильные войска в 1914 году уже привлекали к себе внимание различных конструкторов, постепенно формируя видение надёжной боевой машины. Не стоял в стороне и Чарльз Сэмсон, автор нескольких не особо удачных конструкций бронеавтомобилей — он подал идею создать тяжеловооружённый бронированный грузовик, в некотором роде предсказав появление танков.

Бронированный грузовик Seabrook конструкции Чарльза Сэмсона. Фотография в свободном доступе.
Бронированный грузовик Seabrook конструкции Чарльза Сэмсона. Фотография в свободном доступе.

История создания

В 1914 году Чарльз Сэмсон создал некий прототип бронеавтомобиля — он установил на трёхтонный грузовик трёхфунтовую пушку, и довольно успешно применял свою «летучую батарею» на фронтах сражений. Военным этот прототип понравился, и они затребовали сделать такой же, только на базе пятитонного грузовика и оснащённый бронированным кузовом.

Однако британская промышленность, как выяснилось, таких грузовиков не выпускала — необходимо было подогнать что-то из существующих образцов, или закупить нужные за рубежом. Подходящее шасси в Британии уже было — знаменитые двухэтажные автобусы были собраны как раз на таком шасси. Однако по каким-то причинам (скорее всего, по экономическим), за основу бронегрузовика был выбран американский 5-тонный грузовик от Standard Motor Truck Company. Их в Британию завозила компания Seabrook, по имени которой и будет названа будущая бронемашина.

На базе этого шасси был спроектирован бронированный кузов, довольно простой и в то же время оригинальной конструкции. Броневик получился «безносым» - кабина представляла собой ящик, в котором находились командир машины и механик-водитель, над ними располагалась башенка, а сразу за ней — бронированный кузов с открытым верхом. По центру кузова монтировалось артиллерийское вооружение, по углам — шпили для установки пулемётов. Таким образом, получался небольшой передвижной форт, способный засесть в глухую оборону, а в наступлении — активно поддерживать свои войска.

Сборку этого грузовика решили проводить на аэродроме Портхолм, что находится в городе Хантингтон. За процессом наблюдал лейтенант Королевских морских авиационных сил Уилсон. Чуть ранее именно он «прославился» своими провальными проектами по сборке бронеавтомобилей, а также в 1906 году создал гусеничный санитарный транспортёр. Но так или иначе, Уилсону удалось собрать двадцать боевых машин, которые были переправлены на континент для передачи Сэмсону.

Конструкция

Построенный на шасси не совсем хорошего грузовика, броневик Seabrook унаследовал почти все «болезни» от Standard Motor Truck 5К. Неудачная подвеска, ходовая часть и двигатель — всё это было основополагающими факторами для создания проблем.

Корпус и башня

Корпус у Seabrook — простейший коробчатый, с откидывающимися Г-образными бортами, которые в закрытом виде создавали нечто вроде защитного кожуха на кузове. Толщина брони по всем плоскостям составляла восемь миллиметров. Корпус не изобиловал изгибами или листами, расположенными под рациональными углами — всё строго угловато и рационально. Двигатель и кабина механика-водителя были объединены в одном отсеке, боевое отделение находилось в кормовой части машины, отгороженным от отсека управления.

Здесь более-менее можно разобрать компоновку корпуса броневика. Фотография в свободном доступе.
Здесь более-менее можно разобрать компоновку корпуса броневика. Фотография в свободном доступе.

Брони было достаточно для отражения пуль от стрелкового оружия, но недостаточно для противостояния артиллерии. Предполагалось решать эту проблему через скорость передвижения. Но и она подкачала — впрочем, потерь среди этих бронеавтомобилей, в общем-то не было. Боевых по крайней мере. Поэтому особо ругать корпус за прочность мы не будем. Но будем за эргономику — корпус был откровенно неудобным. К примеру, ориентирование на местности механика-водителя машины. Оно осуществлялось через прорези в башенке, устанавливаемой на крыше отсека управления. Триплексов на ней, что естественно, никаких не было, и находящаяся под постоянным обстрелом в бою, эта башенка несла реальную опасность для водителя — через прорези с лёгкостью проникали брызги свинца, осколки снарядов и гранат. В общем, травмы лица были достаточно распространённым явлением в те годы.

А вот открытие этой башенки могло перекрыть сектор обстрела орудия по фронту — понятно, что в бою этого никто делать не собирался, а вот бить по противнику издалека вполне себе. Причём даже на марше — как минимум один такой случай был в истории, когда броневики на марше остановились, чтобы обстрелять цель вдалеке. И пока мехводы закрывали башни, цель скрылась за складками местности. Не могу говорить уверенно за правдивость этой истории, но факт остаётся фактом.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Как водится, в шасси от грузовика не стали ничего менять — дескать, и так сойдёт. И сделали это очень недальновидно — четырёхцилиндровый двигатель мощностью в 32 лошадиные силы для 10-тонной машины был очень слабым, и выдавать хоть сколько-нибудь адекватной скорости не позволял. Судя по данным в различных источниках, броневик мог двигаться со скоростью до 20 миль (33 километра) в час. Согласитесь, для боевой машины на полях сражений это вроде бы неплохо, а на марше?

Шасси для броневика выглядело примерно таким образом. Фотография в свободном доступе.
Шасси для броневика выглядело примерно таким образом. Фотография в свободном доступе.

Ещё более непонятно мне, почему для бронегрузовика избрали это шасси — оно имело цепную передачу вращающего момента на задние колёса, что даже к 1914 году было достаточно устаревшим методом. А уж говорить о надёжности на поле боя и вовсе не приходилось — зацепиться за неровности почвы, получить касание случайным осколком или вовсе разрыв даже ручной гранаты, всё это могло стать для машины и экипажа смертельным. Ведь замершая на поле боя бронемашина всегда была и будет приоритетной целью не только для солдат противника, но в первую очередь — для его артиллерии.

Ходовая часть тоже не отличалась чем-то незаурядным — привычная формула 4х2, листовая рессорная полуэллиптическая подвеска… Всё это давало какой-то минимальный комфорт при движении, но только если это передвижение было по шоссе. По бездорожью машину нещадно трясло и ни о какой прицельной стрельбе, из чего бы ни было на борту, говорить не приходилось абсолютно. Но это бич абсолютно всех бронемашин начального периода — ни одна из них не могла порадовать по-настоящему плавным ходом.

Вооружение

Вооружён вот броневик от Seabrook был действительно неплохо — в качестве «орудия главного калибра» использовалось 47-мм скорострельное орудие QF 3-pounder, установленное на поворотном лафете с вращением на все 360 градусов. Орудие позволяло одинаково хорошо бороться как с пехотой, так и с полевыми укреплениями противника.

Скорострельное 47-мм орудие QF 3-pounder. Фотография в свободном доступе.
Скорострельное 47-мм орудие QF 3-pounder. Фотография в свободном доступе.

В дополнение против пехоты могли использоваться от двух до четырёх пулемётов Vickers калибра .303 British, устанавливаемые на шпилях, расположенных по углам броневика. Боекомплект к ним составлял до 6-8 лент, каждая из которых вмещала по 250 патронов.

На этом изображении видна установка одного пулемёта в переднем левом углу машины. Фотография в свободном доступе.
На этом изображении видна установка одного пулемёта в переднем левом углу машины. Фотография в свободном доступе.

Такое же примерно вооружение будет установлено на одном из первых танков, которые ещё только будут появляться в дальнейшем. А пока роли машин прорыва предназначались бронеавтомобилям. Они вполне себе могли выполнять эту роль, если бы не одно но — им не хватало длины и гусеничного привода, без которых не получилось бы форсировать траншеи и воронки от тяжёлых снарядов.

Боевое применение

Первоначально по три бронеавтомобиля Seabrook должны были придаваться каждому из трех дивизионов Royal Naval Armoured Car Division, для обеспечения артиллерийской поддержки пулеметный бронеавтомобилей Lanchester и Rolls-Royce. Тяжелый бронекорпус, пушка, амуниция и большой экипаж привели к тому, что машины получились с перегруженными задними осями, которые часто выходили из строя. Внедорожные способности машин были просто никакими и съезд машины с дороги неминуемо приводил к застреванию. Маленькая скорость приводила к тому, что Seabrook просто не успевали за более лёгкими и скоростными пулеметными машинами. Было принято решение создать отдельные бронедивизионы по 5 пушечных машин в каждом. Весной 1915 года все шесть запланированных дивизионов были созданы и переброшены на фронт во Францию. Но время было неудачное, война окончательно приняла позиционных характер, и смысл наличия подобной техники стал потихоньку исчезать.

Два броневика Seabrook на аэродроме Портхолм. Фотография в свободном доступе.
Два броневика Seabrook на аэродроме Портхолм. Фотография в свободном доступе.

В ноябре 1915 один из дивизионов был переброшен в Египет для участия в так называемой Senussi Campaign, боевых действия против династии Синуситов, которых поддерживала Германии, в Ливии, Судане и Египте. где показали свою полную неспособность воевать в пустыне. К концу 1915 года все пушечные дивизионы на Сибруках были отозваны назад в Англию, где из них сформировали специальный тяжелый эскадрон для стрельбы по немецким дирижаблям. Однако и он не принёс никакой пользы в боях — виной тому плохая проработка проекта. Именно поэтому выпущенные относительно большой партией бронегрузовики вскоре канули в лета.

Заключение

Seabrook — прекрасный образец того, как можно из не очень качественных комплектующих собрать по настоящему убогую боевую машину. Отсутствие скорости, перегруженная ходовая часть, плохая эргономика — всё это только вредило её боевому применению. И поэтому Seabrook так и не вышли за пределы пилотной серии, и не найдя поддержки у военного руководства, очень быстро по военным меркам, канули в лета...

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!