Продолжая историю про создание бронетехники Британии, я хочу поговорить и про бронированные грузовики, ставшие важной вехой в создании бронеавтомобилей. Их начали «клепать» практически сразу, справедливо считая, что они смогут «носить» броню потолще, вооружение получше. Одним из таких был Leyland armoured lorry — о нём мы и поговорим сегодня.
История создания
Решив последовать моде начального периода Первой Мировой Войны, и соответственно, как-то помочь Родине, майор Джон Уиллоуби создал свой бронированный автомобиль на базе трёхтонного армейского грузовика Leyland. Его решение понятно — в них устанавливался двигатель, более мощный чем в легковых автомобилях, послуживших базой для многих броневиков того периода, а также была повыше проходимость по бездорожью. Но так как военное министерство Британии денег на различные «стартапы» тогда не выделяло, пришлось сэру Уиллоуби строить броневики на собственные средства. И он таки построил целых четыре машины, которые по дворянскому обычаю тех лет, свели в одно подразделение и поручили ими командовать.
При этом конструкция получилась довольно продуманной — сказывался реальный боевой опыт баронета Уиллоуби. Одним из первых в мире он придумал использовать рациональные углы наклона бронелистов, повышая таким образом уровень защиты своей бронемашины. Наклон получили бронелисты не только корпуса, но и башни — пробить их из стрелкового оружия, несмотря на относительно тонкие листы брони, во время испытаний так и не удалось. Неплохо было продумано и вооружение боевой машины — правда для этого пришлось пожертвовать габаритами, но это было сочтено во благо.
Описание конструкции
Использование грузовиков в качестве основы для бронеавтомобиля принесло положительные в целом, плоды. Конечно, если не брать в расчёт их стоимость — она оказалась довольно высокой даже по нынешним меркам, чего не должно быть в военной технике (иначе массовой ей никогда не стать).
Корпус и башня
Как и остальные бронемашины того периода, бронегрузовик Leyland использовал от оригинальной модели только шасси. Бронированный корпус грузовика создавался с нуля, причём достаточно грамотно. За основу был взят 3-тонный грузовик RAF-type образца 1912 года, на который наваривалась рама будущего бронеавтомобиля. И уже к ней при помощи болтов и заклёпок крепились листы бронированной стали толщиной в восемь миллиметров (своеобразный стандарт того времени). При этом броня была действительно круговой — и крыша, и борта, и корма, все детали изготавливались из одних и тех же листов стали одинаковой толщины.
Для повышения проходимости, корпус «задрали» максимально высоко — я так понимаю, что сэр Уиллоуби изначально планировал использовать свои творения в Африке. Также корпус максимально «заглаживали» по бокам, чтобы за него было сложнее зацепиться. Высокий корпус был увенчан пулемётной башней, ещё один пулемёт мог располагаться в кормовой части бронеавтомобиля.
Посадка и высадка экипажа производилась через единственный люк, расположенный с правой части бронемашины. Можно было бы прорезать ещё хотя бы один люк, но в угоду защищённости этого не сделали. Также «пожадничали» и обзорность — в боевой обстановке водитель и командир машины могли наблюдать за обстановкой через смотровые щели, а на марше — через поднятые створки лючков. Боковой обзор осуществлялся только через амбразуры (их было достаточно, чтобы экипаж и несколько пехотинцев, которые могли передвигаться на борту бронеавтомобиля, вели огонь по противнику из личного оружия).
Корпус по фронту был защищён листами брони, расположенными под рациональными углами, борта же были вертикальными (в угоду комфорта). Лишь верхние углы и башня были собраны из листов брони, расположенных под рациональными углами, чтобы увеличить защиту экипажа и внутренних частей автомобиля. Крышка радиатора была двухстворчатой и на марше открывалась полностью, в то время, как в боевой обстановке, для защиты радиатора и двигателя, створки закрывались при помощи механизма управления, рукоятка которого была у механика-водителя.
Вооружение
Стандартное вооружение бронеавтомобилей Leyland состояло из двух пулемётов Vickers калибра .303 British с водяным охлаждением. Один из них устанавливался в башне и имел все 360 градусов обстрела (башня при этом вращалась вручную — стрелку нужно было делать это всё одновременно), а второй устанавливался в корме машины во время рейдовых операций для большего контроля задней сферы.
Никаких данных о попытках установки артиллерийского вооружения на бронегрузовики Leyland мне найти не удалось — в силу их дороговизны, я думаю, таких задач не ставилось. Да и особо не нужны были пушки — эти бронемашины использовались только в Африке, где у противника традиционно не было тяжёлого вооружения.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Двигатель, как водится, оставили без изменений от грузовика — это был всё тот же рядный четырёхцилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель мощностью в 36 лошадиных сил. Передача вращающего момента на заднюю ось происходила при помощи карданного вала, соединённого с четырёхскоростной коробкой передач механического типа.
Ходовая часть также перешла без изменений от грузовика — лишь в кормовой части бронемашины устанавливался дублирующий пост управления. В остальном это был стандартный 3-тонный грузовик, массово выпускающийся для армии и флота. Задний мост был усилен двумя скатами на полуось, следовательно имел смягчённую подвеску для плавного хода.
Однако использование узких «шоссейных» колёс не позволило в полной мере проявить вездеходные качества новой машины, особенно в пустыне — бронеавтомобили вязли в песках, и помочь этому не могло ничего, все недостатки скрывались в слишком высоком клиренсе, большой массе машины и низком удельном давлении на поверхность. В песках все эти три недостатка ходовой части стали критическими и машины теряли ход достаточно часто, чтобы вызывать раздражение военных.
Были попытки перевести один из бронеавтомобилей Leyland на железнодорожный ход, чтобы использовать их в качестве бронедрезины, но и там эта машина не продемонстрировала никаких положительных качеств, выгодно отличающих её от остальных аналогов.
Боевое применение
Изначально бронеавтомобили входили в группу войск под командованием майора Уиллоуби (как дворянин, он получил под своё командование созданное им подразделение боевых автомобилей), в которое помимо броневиков, входили ещё три обычных грузовика, походная мастерская для ремонта автомобилей в полевых условиях, четыре полуторатонных грузовика, три пассажирских автомобиля для командования и штаба подразделения, а также восемнадцать мотоциклов Дуглас. Все автомобили были одной марки — Leyland, благодаря чему баронет получил значительную скидку при заказе.
Назвали это подразделение «1 бронированная моторизированная батарея Уиллоуби», хотя по документации это была скромная 322 рота корпуса снабжения армии и отправили в германскую Восточную Африку (в наши дни это территория Бурунди, Руанды и Танзании), с двумя батареями бронеавтомобилей Rolls-Royce, в песках которых вся батарея сразу показала свою непригодность к условиями песчаных пустынь. Были попытки повысить проходимость машин с помощью кустарных и полукустарных изделий, но они оказались тщетными. Именно поэтому никакого влияния на ход боевых действий в Африке бронеавтомобили Уиллоуби не оказали, оказавшись способными лишь выполнять роли транспортёров по относительно хорошим дорогам.
Не видя пользы, а только вред от этих машин, командование вооружёнными силами перебросило 322 роту в Месопотамию (современный Иран), в прямое подчинение командования Королевской службы обеспечения армии (снабженцы, если говорить проще). Но Уиллоуби хотел для своих машин боевой славы и требовал отправить его машины на фронт, где шли бои — но командование было неумолимо. Дошло до того, что майор громко подал заявление об отставке (которое с некоторым удовольствием было удовлетворено, а машины в дальнейшем попытались облегчить и превратить в самоходные зенитные орудия. Однако в июле 1917 года подразделение было отозвано в Британию, где все бронемашины были разобраны.
Заключение
Грузовикам Leyland, конечно же, можно было дать шанс на «исправление», однако этим никто не захотел заниматься. Ну или не знал, с какой стороны к этом подойти — опыта ведь ещё не было как такового, ни в строительстве, ни модернизации подобных машин. Но они стали настоящей отправной базой для создания нового поколения бронеавтомобилей, о котором я расскажу вам чуть позже.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!