Найти в Дзене

С чего началась британская палубная авиация?

Оглавление

Sopwith T.1 Cuckoo. "Кукушка", которая стала первой ласточкой

Sopwith T.1 Cuckoo — первый в мире палубный боевой самолёт. Этот торпедоносец совершил свой первый полёт в июне 1917 года. Он мог только взлетать с кораблей, а для посадки использовал уже сухопутные аэродромы.

Sopwith T.1 Cuckoo отрабатывает нанесение торпедного удара
Sopwith T.1 Cuckoo отрабатывает нанесение торпедного удара

История разработки

В самый разгар Первой Мировой войны, в октябре 1916 года, командор Murray Sueter,  Руководитель Департамента воздушного авиастроения, запросил у компании "Sopwith", которая уже прославилась создание отличного истребителя "Кэмел". Военные хотели получить  одноместный самолет, способный нести торпеду весом 1000 фунтов (453.9 кг)  и достаточно топлива, чтобы находиться в воздухе четыре часа. Но главное: машина должна была взлетать с палубы авианосца. Ограничений по посадке не установили, поэтому инженеры "Sopwith" решили, что посадки на воду будет достаточно.

прототип Sopwith T.1
прототип Sopwith T.1

Прототип оснастили двигателем Hispano-Suiza мощностью 200 л.с., самолет впервые поднялся в воздух в середине 1917 г. Испытания прошли успешно, военные заказали аж 350 самолетов, но только 90 успели поставить до конца Первой мировой войны. Всего за годы производства (1917-1918) английская промышленность смогла выпустить 232 единицы.

Инженерам пришлось учитывать очень много факторов при работе. Один из них - жесткое ограничение места на кораблях. Поэтому новый самолет получил складывающиеся крылья.

Т1 со сложенными крыльями. Позже это станет нормой для всей палубной авиации
Т1 со сложенными крыльями. Позже это станет нормой для всей палубной авиации

Одной из главных трудностей в серийном производстве стали двигатели, которых категорически не хватало. В качестве альтернативы для "Cuckoo Mk I" использовали "Sunbeam Arab" ,тоже мощностью 200 л.с. Но замена себя не оправдала.

Т1 с двигателем "Sunbeam Arab"
Т1 с двигателем "Sunbeam Arab"

После прохождения эксплуатационных испытаний на базе "East Fortune" , Т.1 был рекомендован для заказа.

самолет N6950 с этого фото, был построен компанией Blackburn, обратите внимание на логотип Blackburn на корпусе, и стал первым серийным Cuckoo, который прибыл на полигон East Fortune в Шотландии. Снимок, скорее всего, сделали у побережья Белхейвен Сэндс, недалеко от базы
самолет N6950 с этого фото, был построен компанией Blackburn, обратите внимание на логотип Blackburn на корпусе, и стал первым серийным Cuckoo, который прибыл на полигон East Fortune в Шотландии. Снимок, скорее всего, сделали у побережья Белхейвен Сэндс, недалеко от базы

На эту же базу в начале августа 1918 года пришли первые поставки "Кукушек" для школу торпедоносцев. Обучение пилотов проходило в  заливе Ферт-оф-Форт, где проводили отработки атаках торпедами по мишеням буксируемых эсминцами.

залив Ферт-оф-Форт
залив Ферт-оф-Форт

Боевое применение.

Sopwith T.1 Cuckoo не принимал участия в Первой Мировой войне. Хотя несколько операций с его участием активно разрабатывали.

На протяжении всего 1917 сэр Суэтер предлагал планы воздушной торпедной атаки на немецкий флот Открытого моря на его базе в Германии. Авианосцы HMS Argus, HMS Furious и HMS Campania и переоборудованные крейсера HMS Courageous и HMS Glorious должны были запустить 100 "Кукушек" из Северного моря.

 Сэр Мюррей Фрейзер Суэтер контр-адмирал (6 сентября 1872 – 3 февраля 1960) был офицером Королевского военно-морского флота, который был отмечен как пионер морской авиации, а позже стал членом парламента
Сэр Мюррей Фрейзер Суэтер контр-адмирал (6 сентября 1872 – 3 февраля 1960) был офицером Королевского военно-морского флота, который был отмечен как пионер морской авиации, а позже стал членом парламента

В сентябре 1917 года адмирал сэр Дэвид Битти, командующий Гранд Флит, предложил аналогичный план, предусматривающий запуск 120 "Кукушек" с восьми переоборудованных торговых судов. Но обе операции так и остались на стадии планов.

Заключение.

Карьера самолета закончилась 1 апреля 1923 года, когда распустили № 210 эскадрилью. "Кукушку" в ходе эксплуатации постепенно заменили на более совершенный "Blackburn Dart".  На сегодня не сохранилось ни одного экземпляра.

Интересным поворотом в судьбе машины стала передача 6 единиц Японии.

кабина пилота Sopwith T.1 Cuckoo
кабина пилота Sopwith T.1 Cuckoo

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!