Начинается всё с того, что оценивается геополитическая ситуация, возникающие угрозы, возможности существующего флота и какие возможности требуются для того, чтобы флот справился с угрозой.
Они основаны на том, что называется «анализ угроз» — простой термин, который охватывает невероятно сложную тему. Анализ угроз рассматривает уровень угрозы, оценивая два фактора - масштаб угрозы (какой ущерб эта угроза может нанести) и серьезность угрозы (насколько вероятно, что эта угроза осуществится).
Если даже угрозы менее масштабны, но вероятность их очень высока, а существующего флота недостаточно - следует что-то предпринимать, создавая программу строительства соответствующих кораблей.
Теперь надо идти в Министерство финансов и выяснить, сколько денег скорее всего будет доступно для выполнения программы. Получив эту часть информации, мы начинаем общаться с операторами (парнями, которые управляют нашим существующим флотом), техническими бюро (которые рассказывают нам, что у нас есть сейчас и насколько хорошо это работает, что разрабатывается и насколько это продвинуто, что есть у плохих парней и насколько это продвинуто), аналитиками (которые пытаются придумать реалистичные сценарии угроз) и консультантами, которые способны отделить хорошие идеи от плохих.
Прежде всего, мы пытаемся определить, сколько кораблей нового типа на самом деле потребуется. Это критически важно, потому что как только у нас появятся деньги (из казначейства) и станет понятно, сколько нужно новых кораблей (из процесса оценки), мы узнаем, сколько денег мы можем позволить себе потратить на один корабль.
Теперь мы сталкиваемся с CHOP-ONE. Это значит — действительно ли нам нужен этот корабль? Что он нам на самом деле дает? Чем нам придется пожертвовать, чтобы получить его? Есть ли другой способ получить те же результаты с меньшими затратами? Можем ли мы выполнить это требование, модифицировав существующие корабли (процесс, называемый CILOP — Conversion In Lieu Of Procurement).
Если программа пройдет CHOP-ONE, то теперь можно приступить к проектированию корабля А для этого выработать ряд требований к нему. Например, если одной из обязанностей корабля будет являться защита авианосца, он должен будет от него не отставать. Если предположить, что CVN (атомный авианосец) будет поддерживать 30 узлов и осуществлять удары в течении 4 дней, это означает, что его сопровождение должно будет поддерживать 30 узлов в течение четырех дней — другими словами, ему потребуется достаточно топлива для 2880 морских миль на скорости 30 узлов. Добавьте 20-процентный резервный запас, и мы получим (примерно) 3400 морских миль на скорости 30 узлов. Это равно (примерно) 5000 морских миль на скорости 20 узлов или 8000 морских миль на скорости 17 узлов. Т.е. мы уже рассматриваем большой корабль, который будет способен перевозить такое количество топлива. Мы также рассматриваем очень быстрый корабль — чтобы бежать с авианосцем, идущим со скоростью 30 узлов, нам нужно превышение проектной скорости — другими словами, проектная скорость 36 узлов (чтобы получить фактическую скорость 32–33 узла).
Требования к проектированию также начнут определять, какие виды оружия, средства обнаружения и управления потребуются. Именно здесь тратится бóльшая часть денег, поэтому эти решения имеют решающее значение. Всегда стоимость проектирования висит на заднем плане - снабдить корабль, разработанный в первую очередь для ПЛО, системой Aegis может показаться хорошей идеей, но это так сильно увеличит стоимость, что корабль не сможет быть построен в необходимом количестве. И так далее.
Теперь нужен еще один набор данных. Это самый критически важный документ, который у нас есть, — он называется «Инструкции для проектировщиков». Он содержит массу информации о том, что приемлемо и что неприемлемо в конструкции корабля. Он включает такие вещи, как желаемые критерии остойчивости, особенности конструкции, отражающая поверхность в радиолокационном диапазоне, меры по борьбе с загрязнением — вплоть до того, сколько нужно членов экипажа.
Итак, проект запущен и работает, правительство одобрило, казначейство не отклонило, и решение принято. Мы построим новый класс линкоров. Предположим, в 35 000 тонн. Первым шагом является назначение главного конструктора, который будет иметь полную власть над программой. Все сидят, не смея пошевелиться, пока кто-нибудь не вспоминает, что «Старый Джордж» уехал в отпуск и вернется только через десять дней. «Старый Джордж» немедленно назначается главным конструктором, и документы быстро оформляются, прежде чем он вернется и сможет что-то изменить.
Следующий шаг в процедуре — начать некоторые технико-экономические обоснования. Существует эмпирическое правило, что около 60 процентов водоизмещения линкора выделяется на вооружение, броню и двигательную установку. Это дает нам примерно 21 000 тонн. Поэтому мы идем к людям из артиллерийского отдела и спрашиваем, какие орудия у них в разработке. Они говорят нам, что у них есть обновленная версия старого 12-дюймового орудия, которая выглядит хорошо, модернизированная версия 14-дюймового и новое 16-дюймовое орудие, в котором исправлены все ошибки, допущенные в предыдущем проекте.
Конструкторский состав делает серию набросков с использованием каждого орудия. Центральным элементом каждой серии является «сбалансированный» дизайн. 12-дюймовая серия сразу сталкивается с проблемой, что 35 000 тонн слишком велики. 14-дюймовые проекты выглядят более многообещающими. Сбалансированный проект кажется возможным с использованием рейтинга скорости 28 узлов. 16-дюймовая серия также правдоподобна, но сбалансированный проект будет возможен только в том случае, если будет принят корабль со скоростью 23 узла. Эти две альтернативы берутся за основу.
Затем инженеров спрашивают, какие силовые установки они разрабатывают. У них могут быть доступны установки мощностью 15 000 л.с., 20 000 л.с., 30 000 л.с. и 45 000 л.с. Это устанавливает минимальную конфигурацию мощности в 30 000 л.с (двухвальный) и максимальную в 180 000 л.с. (четырехвальный). Это означает, что вес оборудования для каждого варианта может быть рассчитан. Будет сделан ряд компромиссов для различных комбинаций - например, 60 000 л.с. можно достичь, используя либо четыре машины по 15 000 единиц, либо две по 30 000 единиц. Это решение будет колебаться по мере обсуждения внутреннего устройства корабля.
Постепенно идея среднескоростного 12-пушечного корабля, защищенного от огня 14-дюймовых орудий, становится фаворитом. В этот момент люди из разведки бросают бомбу — есть большая вероятность, что у противника будут 16-дюймовые орудия. Власти требуют защиты от огня 16-дюймовых орудий. Это заводит все в тупик, и главного конструктора насильно удерживают от того, что он выбросился из окна.
Проводится лихорадочная работа в попытке втиснуть дополнительную защиту, необходимую для корабля с четырьмя трёхорудийными башнями. Внезапно, посреди ночи, вспыхивает яркий свет: Четырёхствольная башня! Если мы сумеем разместить 12 орудий в пространстве, которое раньше требовалось для трёх тройных башен, у нас есть шанс.
Чудеса! Это работает! С гордостью команда дизайнеров демонстрирует свои труды на встрече Адмиралтейства и представителей флота. И ждёт аплодисментов.
И это не заставляет себя долго ждать. Со всех сторон раздаются похвалы их мастерству: «Это корабль?», «Боже мой, за что мы платим таким людям, как вы?», «Моя трехлетняя дочь могла бы сделать это лучше», «Что ваша дочь, да моя собака могла бы сделать это лучше — и делает это каждое утро на ковре». «Эти люди с ума сошли?» В этот момент голова главного конструктора начинает вращаться на плечах, из ушей валит зеленый пар, и он начинает кричать: «Скорость — это броня; скорость — это броня». После этого его заместитель уводит его в темную комнату вдали от моря.
Теперь встреча переходит к серьезному проектированию. Артиллерийский отдел спрашивает, действительно ли необходимы счетверенные башни; причина объясняется, и он вздыхает. Артиллерийский отдел действительно не любит счетверенные башни. Он также ставит под сомнение зенитное вооружение; у них есть серьезные сомнения по поводу орудий, выбранных для этой цели;
Инженерный отдел задает вопросы о выборе движителей; они могут предложить немного более мощную турбину при том же весе и объеме — хотели бы конструкторы немного больше мощности? Они могли бы иметь еще 10 000 л.с., если им это действительно нужно. Команда конструкторов с благодарностью принимает.
Подразделению моряков не нравится треножная мачта позади передней трубы, она, скорее всего, будет страдать от дыма. Принято, и мачта переставлена. Это влияет на планировку мостика, но нет ничего такого, с чем нельзя справиться. Связисты говорят, что им нужно иметь четкое положение топа мачты; они не могут сказать, почему, но это очень важно. Все эти данные вносятся в проект, и по мере необходимости вносятся изменения. В конце концов, когда все отделы рассмотрят проект, он будет одобрен. Это означает, что корабль теперь сталкивается с CHOP-TWO. Можно ли выполнить требования к проекту с имеющимися средствами? Если нет, у нас есть несколько вариантов
- сократить количество кораблей и увеличить себестоимость,
- получить больше денег,
- уменьшить требования к конструкции или
- найдите другой способ что-то сделать.
Предположим, что программа выдержит CHOP-TWO. Теперь мы можем начать проектировать корабль.
Начинается расчёт корпуса. При этом следует учитывать напряжения от размещения различных грузов, при требуемой ватерлинии. Напряжения в корпусе пересчитываются с каждым изменением конструкции. К концу процесса корпус оказывается разделенным на десятки тысяч элементов, каждый из которых имеет свои моменты напряжения, рассчитанные индивидуально. Вот почему внесение, казалось бы, незначительных изменений конструкции на поздних этапах процесса проектирования может стать катастрофой.
Тем временем младшие конструкторы делают всё, от проектирования переборок и коек до разработки мест расположения трюмных насосов.
Окончательный выбор элементов вооружения и т. д. происходит во время этого процесса и в значительной степени обусловлен им. Каков эффект изменения расстояния между переборками? Какая седловина требуется для носа?(Седловатость - форма поверхности палубы, при которой она имеет подъем от середины корпуса к носу и корме. Улучшает мореходные качества, способствует меньшему заливанию палубы и быстрому сходу с неё воды) Возможно, нос имеет незначительную положительную плавучесть, и добавление дополнительной стали для седловатости и развала может устранить эту плавучесть, нанося больше вреда мореходным качествам, чем пользы.
Детальное проектирование может легко занять пару лет. В конце концов, чертежи проекта завершены, подписаны, и судно выставлено на тендер. Обычно, по крайней мере, одна верфь приходит со своим собственным «улучшенным проектом», который показывает, чего может достичь современная, передовая верфь по сравнению с "закостенелыми реакционерами в своих башнях из слоновой кости Адмиралтейства". Эти проекты неизменно совершенно нереалистичны и намного уступают официальному продукту. Однако у них есть достоинство в том, что они напечатаны на хорошей, гладкой, мягкой бумаге.
Но, в конце концов, корабль будет построен. Обычно в процессе вносятся некоторые изменения в конструкцию, и это добавляет веселья. Если проектировщикам действительно не повезло, кто-то появляется с новой, превосходящей всемирную идеей, которая до этого была доказана как неудачная всего около 500 раз, и им приходится в 501-й убеждать людей в ее окончательном идиотизме.
В конце наступает великий день, когда новый линкор входит в состав флота. Проводится церемония ввода в эксплуатацию, команда приводит корабль в действие, а комментаторы высказывают свое мнение о новом классе: «печальный день для государства», «Каждый может увидеть, насколько он бесполезен», «О чем они думали?» «Один взгляд на картинку в Jane's, и я понимаю, что немецкие корабли намного лучше». «Почему бы нам не уволить этих идиотов и не отдать работу верфям?» «Если они могут спроектировать 200-тонные корветы, вооруженные 18-дюймовыми орудиями для экспортного рынка, почему мы не можем их получить?»
Главный конструктор грустно уходит и решает, что ему нужен еще один отпуск. Вот тогда и запускается следующий проект...
Я было засомневался - а были ли четырёхорудийные башни главного калибра? Американских не нашёл, но вот британский корабль:
А это французский:
****
Дзен резко сократил показы в ленте рекомендаций многих каналов, в том числе и мой. Если есть желание читать новые статьи, заглядывайте почаще в подписки. А вот более старые, но не менее интересные на тему судостроения:
Как клепали корабли. И не только их
Какие надо строить корабли или судьба одного броненосца
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала:
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3 Журнал о море и моряках с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4