Минской госавтоинспекции — 80 лет. Как развивалась эта служба — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
После того как 3 июля 1944 г. освободили Минск, для властей и жителей города было важно в кратчайшие сроки наладить мирную жизнь. Предстояло заново отстроить промышленные предприятия, возвести новые жилые дома на месте разрушенных. Обстановка требовала возрождения органов охраны общественного порядка.
— В то время этой работой занимались областные управления милиции, — рассказывает председатель совета ветеранов столичной Госавтоинспекции Константин Андрончик. — И только 18 августа 1944-го на основании приказа НКВД БССР образовано Минское городское управление милиции — ныне ГУВД Мингорисполкома.
В этом же месяце создана и городская ГАИ. Начальником стал Иван Волков. Кроме руководителя штатным расписанием предусматривалось введение должностей секретаря, машинистки, паспортиста, четырех старших госавтоинспекторов.
Первые послевоенные годы были очень сложными для минских регулировщиков. Приходилось трудиться по 10–12 часов в сутки, не имея права покинуть пост. Службу несли с оружием за спиной. Отсутствовала специальная форма одежды, не хватало регулярного питания, техники. Для управления транспортом на перекрестках в темное время суток использовали керосиновые фонари, стекла которых закрашивали в красный и зеленый цвета. Регулировщик, по сути, выполнял еще и функции светофора. В определенные дни после окончания службы сотрудники направлялись на работы по расчистке улиц от завалов, оставшихся после бомбардировки зданий.
1950-е годы. Группа регулировщиков ГАИ Минска
— В сентябре того же года сформировали дивизион милиционеров-регулировщиков уличного движения под командованием Андрея Серёгина, — продолжает собеседник. — Подразделение находилось в отремонтированном немецком бараке на ул. Свердлова, 7. Там же располагались служебные помещения, общежитие и столовая. В состав отряда вошли и бывшие партизаны. В их числе Фелициан Танаевский. На службу в милицию он прибыл в июле 1944-го. Безопасность обеспечивал в основном на пересечении Ленинского проспекта (ныне пр. Независимости) и ул. Урицкого (сейчас Городской Вал). Изучая архивные документы, я наткнулся на приказ МВД БССР от 2 ноября 1971-го о поощрении Фелициана Иосифовича. В нем сказано, что товарищ Танаевский «ежегодно добивается высоких показателей в работе. За 9 месяцев 1971 г. им выявлено 1 395 нарушений правил уличного движения. За высокие показатели в работе имеет ряд поощрений. Отличник милиции с 1959 г.».
Фелициан Танаевский
Сейчас в это сложно поверить, но служба ГАИ послевоенного периода располагала дюжиной мотоциклов, несколькими автомобилями и автобусом для подвоза сотрудников на отдаленные посты. Со временем сформировали и начали применять регистрационную картотеку на транспортные средства. Отделение технадзора регулярно вело осмотр транспорта в автохозяйствах. Личные машины осматривали на специальных площадках, размещенных на ул. Ивановской, Грушевской, возле оперного театра. Экзамен по ПДД принимали с использованием планшетов, расчерченных под уличные участки, а также пластмассовых фигурок транспорта, милиционеров-регулировщиков, дорожных знаков и светофоров. Впоследствии стали применять экзаменационные билеты. Правильность ответов на вопросы определяли экзаменаторы путем наложения на бланк специальных пластмассовых шаблонов с ответами.
— Особо хочется отметить старшего инспектора дорожного надзора Михаила Мацкевича, — обращает внимание К. Андрончик. — Бывший партизан награжден орденом Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Службу он нес на Парковой магистрали (впоследствии пр. Машерова, а сегодня пр. Победителей). Многие местные жители знали Михаила Мартыновича, уважали его за отзывчивость и внимание. Обращаясь по различным вопросам к сотруднику ГАИ, даже называли его дядей Мишей. В органах внутренних дел он прослужил 35 лет. В отставку ушел по болезни. Решением начальника УВД Мингорисполкома Виктора Пискарева при увольнении ему подарили мотоцикл, на котором он до этого нес службу.
Михаил Мацкевич
- В первой половине 1960-х сотрудники ГАИ начали использовать индикаторные трубки для выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения. В это же время сооружали первые стационарные посты для осуществления надзора на загородных дорогах, осваивали производство экзаменационных аппаратов для оценки теоретических знаний кандидатов в водители.
- В 1964г. утвердили перечень нарушений правил движения по улицам и дорогам, за которые полагался штраф.
- В начале 1970-х в структурах ГАИ создали подразделения по организации дорожного движения и межрайонные регистрационно-экзаменационные.
- В 1970-х при надзоре за дорожным движением стали применять светящиеся жезлы, радиолокационные измерители скорости, вертолеты, патрульные автомобили, специальные устройства «Еж» для принудительной остановки транспортных средств.
- В 1976г. на загородных дорогах ввели ограничение скорости до 90 км/ч для легковых машин и междугородных автобусов, 70 км/ч — для грузовых автомобилей.
- 2октября 1978-го в Минске открыли первую в республике станцию диагностики.
- С1979 г. в СССР ввели обязательное использование ремней безопасности для пассажиров на передних сиденьях.
- В 1980-х широкое распространение в столице получили регулирование движения транспорта на отдельных магистралях по принципу «зеленой волны», выпуск светофоров из пластмассы и с увеличенным диаметром линз, нанесение разметки термопластиком, устройство подземных пешеходных переходов.
- В 1980-х внедрили автоматизированную систему управления дорожным движением, которая на первых порах включала35 светофорных объектов.
Фото предоставлены советом ветеранов ГАИ Минска