Найти тему
Первый Звёздный

"Москва слезам не верит". Что было за кадром великого фильма?

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" - один из немногих отечественных фильмов, удостоенных престижной премии "Оскар". И заслуженно. Эта лента стала невероятно популярной среди зрителей, многие из которых пересматривают её снова и снова. Сценарий к фильму "Москва слезам не верит" был написан Валентином Черных в рамках конкурса рассказов о Москве. Сам сценарист признавался, что образы героинь он основывал на своих тетках, которые когда-то приехали покорять столицу. Свой сценарий Валентин Черных назвал "Дважды солгавшая".
Валентин мечтал, чтобы по его сценарию сняли фильм, но никто из режиссеров не хотел браться за этот проект, считая его скучным и банальным.

Алексей Баталов и Вера Алентова
Алексей Баталов и Вера Алентова

Лишь Владимир Меньшов увидел в этом сценарии потенциал. Хотя и он находил сценарий в целом не очень интересным, некоторые моменты его поразили. Например, сцена с будильником, когда героиня заводит его молодой, а просыпается спустя 20 лет. Также его впечатлила афера с квартирой профессора Тихомирова. В итоге Меньшов согласился снять фильм по этому сценарию, но с условием, что он будет тщательно доработан, так как в первоначальной версии действительно не хватало интереса.

Меньшов показал сценарий другим режиссерам и сценаристам, но те настоятельно советовали ему не связываться с этой "скучной банальщиной". Как позже рассказывал сам Меньшов, от желающих отговорить его от этого "провального" проекта не было отбоя. Даже его жена, Вера Алентова, советовала не брать этот фильм, но режиссер был непреклонен.

Вера Алентова
Вера Алентова

В конце концов, сценарий был доработан, и не без участия самого Меньшова. Именно он придумал линию с хоккеистом Гуриным, изменил профессию Гоши (в первоначальном варианте он был сварщиком), добавил новые сцены, изменил диалоги и ввел новых персонажей. В результате этих изменений сценарий увеличился примерно на 30%.

Проблемы начались почти сразу, с поиска главной героини. Меньшов никак не мог найти актрису на эту роль. Он предлагал роль Катерины Маргарите Тереховой, Ирине Купченко и другим известным актрисам, но все они отказывались, так как сценарий им не понравился.
В итоге Меньшов решил попробовать на эту роль свою жену, Веру Алентову. Она не была в восторге от идеи сниматься в этом фильме, но согласилась, чтобы помочь мужу. И, несмотря на то что ей было уже 37 лет, а играть ей изначально нужно было 20-летнюю девушку, она прекрасно справилась с ролью.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Что касается исполнительницы роли Людмилы, Меньшову пришлось столкнуться с трудностями. Анастасия Вертинская, которую он изначально хотел видеть в этой роли, отказалась сниматься в фильме. Никто из других актрис, которые пробовались на эту роль, не подходил. Но однажды Меньшов увидел музыкальный телеспектакль "Дуэнья" с Ириной Муравьевой. Увидев её игру, он сразу понял, что нашёл идеальную Людмилу. Несмотря на то, что Муравьёва не соответствовала сценарию по внешним данным, её мощная харизма и яркий внутренний огонь сделали её идеальной кандидатурой.

На роль Тоси у Меньшова было две основные претендентки: Раиса Рязанова и Нина Русланова. После проб Меньшов выбрал Рязанову. Хотя сама Рязанова признавалась, что предпочла бы сыграть Катерину или Людмилу, а не тихоню Тосю.

Нина Русланова, не получив роль Тоси, немного обиделась на Владимира Меньшова. На роль Гоши Меньшов изначально хотел пригласить Алексея Баталова, которого он высоко оценил после фильма "Дорогой мой человек". Однако Баталов отказался от роли, так как ему не понравился персонаж. Баталов считал Гошу отвратительным человеком: он мог устроить скандал сразу после свадьбы, приставал к женщине в электричке, любил спиртное и был излишне самоуверенным. Меньшов, не найдя других подходящих кандидатов, даже думал сам сыграть Гошу. Но в конце концов он решил ещё раз обратиться к Баталову и с другой стороны попробовать убедить его. Эти уговоры сработали, и Баталов согласился на роль.

Для роли Александры Меньшов изначально планировал Наталью Вавилову, с которой он уже работал в фильме "Розыгрыш". Однако родители Вавиловой были против её участия. Отец, дипломат, хотел, чтобы дочь получила нормальное образование и работу, а не занималась актёрской карьерой. Алексей Баталов предложил проехать до дома Вавиловой вместе с Меньшовым, чтобы лично поговорить с родителями.

Алексей Баталов
Алексей Баталов

Когда мама Натальи увидела Баталова, одного из своих любимых актёров, она была поражена. После разговора с родителями Баталову удалось уговорить их отпустить дочь на съёмки. Меньшов позже сказал: "Взять с собой Баталова - это отличная PR-акция".

Юрий Васильев исполнил роль Рудольфа (Родиона), маменькиного сынка, который по воле своей деспотичной матери бросил беременную Катерину. После выхода фильма зрители начали отождествлять актёра с его персонажем и возненавидели Васильева, хотя в жизни он был совершенно другим человеком и примерным семьянином.

Александр Фатюшин сыграл хоккеиста Гурина, откровенного пьяницу. Он настолько убедительно исполнил эту роль, что многие зрители жалели его, когда встречали на улице, думая, что он действительно имеет проблемы с алкоголем.

Александр Фатюшин
Александр Фатюшин

Зрители запомнили сюжетную линию с Гуриным как оптимистичную: бывший хоккеист обещает бросить пить и начать новую жизнь. Однако изначально Владимир Меньшов задумывал финальную сцену с Гуриным гораздо мрачнее. В альтернативном финале Гурин, несмотря на обещание, возвращался на дачу в пьяном виде, едва держась на ногах, и с ним был местный пьянчужка. Пьяный Гурин снова требовал у Людмилы трёшку, а когда она начинала кричать на бывшего мужа, его собутыльник заявлял, что никто не смеет так разговаривать с самим Гуриным. Однако чиновники, увидев эту сцену, решили её вырезать. Они настояли на том, что советский спортсмен (пусть и бывший) не может нарушить своё обещание.

Сцену, в которой Гоша с другом заступаются за молодого человека Александры, снимали в одном из дворов на Ленинградском проспекте. На роль хулиганов Меньшов пригласил настоящих спортсменов, а именно самбистов.

Чтобы подружиться со Смоктуновским, Меньшов стал выгуливать собаку по утрам, как и сам Смоктуновский. Через неделю он радостно сообщил жене, что уговорил актера сыграть небольшую роль в его фильме.

Меньшов заложил в фильм лейтмотив, что в 40 лет жизнь только начинается, который позже произнесет Антон в исполнении Владимира Басова. Сцену возле "Дома актера" снимали поздней осенью, и все актеры стояли в легкой одежде, дрожа от холода. Меньшов отметил, что успели закончить съемку вовремя, так как сразу после этого пошел густой снег.

Владимир Басов
Владимир Басов

В фильме "Москва слезам не верит" изначально планировалась сцена между первой и второй частями, показывающая, как хорошо живется Людмиле с Гуриным и как она наслаждается его славой, но эту сцену вырезали.

Проблемы возникли с прическами Катерины и Людмилы во время званого ужина в квартире Тихомировых. Ирина Муравьева отказалась от предложенной прически и сама сделала подходящую для своей героини.

Вера Алентова не умела водить автомобиль и путала педали газа и тормоза. Помощник оператора лег на пол за передним сиденьем и нажимал на педали с помощью палок, а Алентова только рулила.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Для съемок гримировали не только актеров, но и Москву. Действие первой части фильма происходит в конце 50-х, хотя снимали в конце 70-х. Художники и операторы отлично справились: на заднем плане видна реклама 50-х годов и бутафорские баночки с черной икрой.

Сцену, где Гоша общается с Николаем на кухне, снимали в настоящей коммунальной квартире, предназначенной под снос. Почти всех жителей уже расселили, остались только две старушки, которые сыграли соседок Гоши.

В доме не было отопления, и в квартире было очень холодно. Баталов, одетый в тонкое пальто и тапочки на босую ногу, буквально дрожал и чудом не заболел. Многие пикантные для того времени сцены чиновники приказали вырезать. В итоге половина сцен с Алентовой и Табаковым была удалена, и сцены с Алентовой и Баталовым также пострадали. Идея снять Алентову в носках под босоножки возникла случайно, потому что обувь натирала ноги актрисе. Это подчеркивало провинциальность героини.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Большинство сцен снимали в павильонах "Мосфильма": общежитие, квартира профессора Тихомирова и квартира Катерины. Другие сцены снимались в Москве или за городом. Например, сцену в библиотеке снимали в Ленинской библиотеке, где действительно часто бывали молодые девушки в поисках интеллигентных кавалеров.

Говорят, что фильм "Москва слезам не верит" появился благодаря Леониду Брежневу. Водитель генсека приехал на студию за другим фильмом, но директор предложил новый фильм. Брежневу он так понравился, что он посмотрел его несколько раз, и фильм допустили к прокату.

Несмотря на прогнозы чиновников и критиков, фильм имел огромный успех. Зрители создавали очереди, чтобы посмотреть его. В итоге, ленту посмотрело 84,4 миллиона зрителей, что сделало ее вторым самым кассовым фильмом СССР после "Пиратов XX века" с 87,6 миллиона зрителей.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Успех фильма побудил чиновников отправить его в США, где он также имел успех и получил "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. Меньшову позвонили с поздравлениями из Министерства культуры 1 апреля, и он сначала не поверил. Понимание значимости награды пришло позже.

Поскольку Меньшов был невыездным, статуэтку "Оскара" вручили атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Она хранилась в Госкино 8 лет, прежде чем была передана режиссеру. Несмотря на пессимистические прогнозы чиновников и критиков, фильм "Москва слезам не верит" стал невероятно успешным. Зрители создавали очереди, чтобы увидеть его, и в итоге ленту посмотрело 84,4 миллиона человек, что сделало её вторым самым кассовым фильмом в истории СССР.

Читайте также статьи:

Юрий Шлыков. От первый ролей до народного признания. Долголетний брак и история успеха. 2 детей и 5 внуков. Как живет актер?

Ольга Понизова. От известности к забвению. Трагедия и исчезновение забытой актрисы-красавицы

Нина Архипова. Жила с тираном, а после обрела счастье длиною в 40 лет. Тяжелое детство и творческий путь. Как жила актриса?