Найти тему
ПоУшиВКино

“Ворон” (2024, The Crow): Все эти печальные молодые люди (с)

Адаптация фэнтази-комикса “Ворон” от Руперта Сандерса очень мрачная, она поднимает темы побега от прошлого, вечно настигающего и оставляющего глубокие шрамы, и силы любви и того, что она должна быть без тени сомнения, иначе в ней не будет никакого смысла.

Я смотрела этот фильм без ожиданий, без опасений, что что-то может пойти не так. Я не являюсь верным поклонником комикса “Ворон” Джеймса О'Барра и его одноимённой экранизации (The Crow), сделанной Алексом Пройасом в 1994 году. Потому у меня не получится гневно ругаться, что переосмысление Руперта Сандерса не соответствует по настроению и атмосфере первоисточнику. Могу только констатировать то, что видела. Фэнтази-переосмысление это мне не понравилось в итоге. В этой истории важна искренность, а новинка получилась просто коммерческим проектом с красивыми лицами и выверенными планами.

Постер к фэнтази "Ворон" (2024) Руперта Сандерса
Постер к фэнтази "Ворон" (2024) Руперта Сандерса

Когда дело доходит до таких культовых вещей с армией поклонников, как у “Ворона”, без вспышек негодования не обойтись. Я знаю, что сильной критике проект подвергался уже после объявления (что это чуть ли не осквернение оригинальной версии), а потом недовольство вызвал образ переосмысленного Эрика – у него другой грим, мускулистое тело, татуировки по всему телу, в том числе и на лице. Думаю, центральной татуировкой является та, что на груди – Всевидящее Око. Она довольно часто мелькает в кадре. Но соединить смысл рисунка и сюжет мне не удалось. Со времён древних египтян Всевидящее Око олицетворяло восхищение врачей удивительной способностью глаза раскрывать и окрашивать мир, который видит человек; также этот символ ассоциируется с третьим глазом и заговорами. Ничего этого в фильме я не заметила. Значит, рисунок просто для красоты образа.

Билл Скарсгард в образе Эрика Дрейвена
Билл Скарсгард в образе Эрика Дрейвена

Мне просто очень понравилась экранизация Пройаса из 90х. На момент просмотра я не знала о первоисточнике ничего, а во время просмотра у меня мелькнула идея, что видеоряд сильно напоминает комикс. Убедившись, что это так и есть, я была под впечатлением (даже в восхищении), как здорово режиссёру и оператору (Дариушу Вольски) удалось воссоздать комиксовую эстетику. Потом я узнала историю создания комикса. Это в некотором роде попытка Джеймса О'Барра справиться с горем от потери возлюбленной – его невесту Беверли сбил пьяный водитель.

Брендон Ли в образе Эрика Дрейвена в "Вороне" 1994 года
Брендон Ли в образе Эрика Дрейвена в "Вороне" 1994 года

И сам фильм получился возвышенным и искренним, эти два его качества очень органично вписались в общую мрачную атмосферу мести и тотальной агрессии. “Ворон” Пройаса имел больше деталей и души – линия с девочкой Сарой, которая подружилась с Эриком, была очень трогательной, как светлый луч в этом мрачном мире. Да и образ Эрика Дрейвена (в исполнении Брендона Ли) получился впечатляющим – жёсткий чёрный кожаный лук и белое лицо как у мима выглядели органично и очень самобытно. А трагическая случайность, произошедшая на съёмочной площадке и унёсшая жизнь Брендона Ли, добавляет веса проекту Алекса Пройаса, создавая вокруг него ещё больше шума.

Новая адаптация от Руперта Сандерса получилась просто жестокой – в ней кости хрустят, пули свистят, кровь человеческая алая и воронья чёрная брызжет на стены, головы летят с плеч. И по количеству событий его хронометраж мог составить и один час максимум (вместо 1 часа 50 минут). Невнятная вводная история вызывает скуку, особенно учитывая, что во второй части истории эти факты особой роли не играют, возникает вопрос, зачем это было необходимо (по крайней мере – так растягивать).

Хотя центральная линия сохранена в точности: Эрик Дрейвен восстаёт из мёртвых, чтобы отомстить за свою возлюбленную; а мир – это опасное и жестокое место, где невинные души погибают без причины.

Но в версии Сандерса злая сторона связана с дьявольскими силами, чего нет ни у Пройаса, ни в комиксе. Есть некий Винсент Роуг, есть его свита. Они заключили сделку с дьяволом, согласно которой Роуг забирает души невинных и отправляет их в ад, а сам обретает вечную жизнь. Роуг что-то нашёптывает своим юным жертвам на ухо, толкая их на жуткие поступки, которые как раз и являются причиной отправить их в ад, а сам Роуг живёт и припевает. По сути, они этого не заслуживают: ни молодые – своей преждевременной смерти, ни Роуг – цветущего вида. Но сделать против Роуга ничего не могут. Только Шелли повезло, потому что её полюбил Эрик, и он заложил свою душу, чтобы вытащить Шелли из ада.

Певица FKA Twigs в образе Шелли
Певица FKA Twigs в образе Шелли

Неоспоримым достоинством этого не очень хорошего фильма является Билл Скарсгард (Bill Skarsgård). Он харизматичный актёр, создающий запоминающиеся образы, объёмные и очень фактурные (например, Маркиз в “Джоне Уике 4”, Уиллард в “Дьявол всегда здесь”, Кит в “Варваре”). Он одинаково впечатляет и своим молчанием, и когда произносит реплики.

-5

Его Эрику можно верить (пусть в его луке и нет уже той индивидуальности, какая была у Эрика Брендона Ли) – он всю жизнь провёл в холодном одиночестве, непонимании и нелюбви. Короткая предыстория и обрывочные флэшбеки показали, что внутри у него сидит боль. Потом его внимание привлекла Шелли, от которой он почувствовал энергию. Шелли же охарактеризовала его как “красиво сломанного”. Но рядом с ней Эрик оживает. Линия любовных отношений между Эриком и Шелли стилистически выглядит как музыкальные клипы исполнителей поп или r’n’b (они влюблённо смотрят друг на друга, куда-то бегут, танцуют). Это логично, потому что связывает экранный образ Шелли с реальной профессией FKA Twigs, которая исполняет эту роль, – она певица, работающая в стилях trip hop и r’n’b.

Один из романтических моментов между Эриком и Шелли
Один из романтических моментов между Эриком и Шелли

Наверное, если смотреть на образы Эрика и прочих молодых жертв Роуга, можно предположить, что это современные молодые люди, воспринимающие многие события слишком серьёзно, слишком активно пробующие новое и слишком страдающие от взрослых, которые пользуются своим авторитетом. По словам Шелли, её мать использовала её, заставляя делать то, чего ребёнок делать не должен. Судя по флэшбеку, Эрик был вынужден совершить что-то кошмарное, чтобы спастись. Иначе бы он не выжил. Получается, “красиво сломан” тут не только Эрик, но и в целом молодые люди, обречённые на пребывание в рабстве у какого-то богатого одержимого дьяволом “кукловода”. Что и говорить – Эрик и Шелли познакомились в реабилитационном центре, а это не говорит о них как о счастливых и здоровых людях, а мир вокруг них не подаёт признаков безопасного места.

Любопытно то, что сам Билл Скарсгард недоволен внешним видом своего героя – он слишком подтянутый, у него много мышц, словно он занимается на тренажерах, хотя он не тот человек, согласно сюжету, кто будет уделять этому время. Ему бы больше подошёл измождённый и болезненный вид, ведь Эрик больше увлечён рисованием и сочинением стихов, проводя время в молчании и одиночестве, а потом он и вовсе восстал из мёртвых, а мёртвые не могут выглядеть такими здоровыми. Да, ему бы выглядеть как Артур Флек.

Да и сама романтическая линия вызывает сомнения и отдаёт попыткой придать больше смысла, чем есть на самом деле. “Ворон” 1994 года получился романтичным как история, когда разгневанный несправедливостью Эрик восстаёт из мёртвых, чтобы покарать убийц своей невесты. В той версии отношения у Эрика и Шелли уже были, у зрителя не было сомнений, что они вместе по любви, их отношения сформировались когда-то за рамками кадра и преподнеслись как свершившийся факт. Потому желание отомстить у Эрика Дрейвена было логичным и таким сильным, что и могила не сдержала его решимости. А в этой версии отношения зародились в рехабе, не факт, что это любовь, может, просто созависимость. Отношения Эрика и Шелли больше походят на вспышку и идут под подростковым императивом: “Душу – любимой, очко – никому”. У них и не было никого друг до друга, была ли у Эрика веская причина так рисковать из-за незнакомки ценою собственной души? Шелли сказала ему: "Если тебе будет трудно любить меня, люби меня ещё сильнее". Для такой фразы нужен весомый сюжетный ход, чтобы Эрику стало понятно (и зрителю заодно), что это значит. Ни Эрик, ни Шелли ничего такого не сделали, чтобы это можно было занести в категорию "сложно любить".

***

В итоге, если смотреть непредвзято, то фэнтази “Ворон” поможет скоротать время. Но, если наследие Джеймса О'Барра и Алекса Пройаса важны, то нужно быть готовым к реальному переосмыслению, новому взгляду на культовую историю, которые могут не вызвать восторга и согласия.

Птицы
1138 интересуются