Найти тему
POLITCLOUD 2.0

Иран и проиранские прокси в противостоянии с Израилем

Не будет преувеличением сказать, что Ближний Восток является «пороховой бочкой» современной Азии. Этноконфессиональные противоречия в этом регионе на протяжении последних десятилетий особым образом привлекают внимание международных исследователей. Одним из наиболее ярких аспектов региональной политики является ирано-израильский конфликт. Скажем прямо - израильтянам не очень «повезло» с соседями.

Помимо конфликтных отношений с Ираном, не питают к Израилю симпатии и многие арабские страны. Причём речь идёт не о бытовом антисемитизме со стороны арабов (кстати, сами арабы являются семитским народом), а именно об отношениях на межгосударственном уровне. В правовом смысле Израиль как легитимное государственное образование не признаёт абсолютное большинство арабских государств: Саудовская Аравия, Ирак, Сирия, Тунис и т.д

-2

Для понимания отметим, что причина открытой ненависти многих мусульман, а также исламистов разных мастей (мусульман, стремящихся к обязательному установлению норм шариата на территории проживания) по отношению к Израилю заключается в том, что с их точки зрения, евреи попросту оккупировали те земли, на которых долгие столетия проживали мусульмане, арабы. Евреи активно начали заселять территорию исторической Палестины после Первой мировой войны, благодаря последовательной политике Великобритании, получившей контроль над этими землями. После Второй мировой войны евреи и арабы заявили о желании управлять Палестиной самостоятельно, но договориться о совместном контроле не вышло – произошёл конфликт, приведший к войне между новообразованным Израилем с одной стороны и арабским населением Палестины и рядом арабских государств с другой.

-3

Однако в рамках анализа сконцентрируем внимание именно на ирано-израильском конфликте. После исламской революции в Иране в 1979 году к власти пришли радикально настроенные шиитские исламисты под руководством Рухоллы Хомейни, тогда отношения между Тегераном и Тель-Авивом стали ухудшаться в геометрической прогрессии. Если дореволюционный шахский Иран, в котором правило семейство Пехлеви с политикой постепенной вестернизации, поддерживал умеренно тёплые отношения с Израилем и даже задумывался о его юридическом признании (фактическое признание состоялось уже к 1950-му году), то исламисты практически сразу заняли антиизраильскую позицию.

При этом, руководствуясь старым добрым принципом realpolitik, творцы исламской революции не стремились резко портить отношения с Израилем. Дело в том, что особую опасность в начале 1980-х для Ирана представлял Ирак, находившийся под властью Саддама Хусейна. Склонный к геополитическим авантюрам лидер Ирака выдвинул претензии на господство в северной части Персидского (или, как говорят арабы, Арабского) залива. Он мечтал расширить контроль над нефтяными месторождениями в Хузестане, юго-западной провинции Ирана. Так сложилось, что эта область издревле являлась «яблоком раздора» между арабами и персами.

-4

В 1980 году между Ираном и Ираком началась война, продлившаяся 8 лет и унесшая жизни сотни тысяч человек с обеих сторон, но никаких территориальных изменений не последовало. В таких условиях открытое противостояние с Израилем было невозможно. Тогда Исламская республика Иран, пожалуй, впервые задумалась о создании в непосредственной близости от Израиля такой силы, которая могла бы ретранслировать антиизраильскую политику Тегерана. И такой силой стала «Хезболла» («партия Аллаха»).

В 1975 году в Ливане началась гражданская война, которая продлилась до 1989 года. Некогда богатейшее и наиболее вестернизированное арабское государство погрязло в междоусобном противостоянии этноконфессиональных общин. Половина ливанских арабов исповедовало христианство, а половина являлась мусульманами (среди них были и шииты, проживавшие на юге Ливана на границе с Израилем). Одним из представителей шиитской общины в Ливане, охваченном гражданской войной, стала «Хезболла», возникшая в 1982 году. Иранские власти консультировали ее политических лидеров, направляли инструкторов для подготовки ополченцев в долине Бекаа в Ливане, занимались финансированием организации. В 1985 году «Хезболла» опубликовала Учредительное письмо, в котором полноправным лидером группировки признавался аятолла Рухолла Хомейни. Цель организации состояла в установлении в Ливане исламистского политического режима по иранскому образцу, а во внешнеполитическом смысле была поставлена задача уничтожить Израиль и изгнать из Ливана оккупационные силы, в числе которых были войска США и Франции, помогавшие прохристианским силам.

Редактор: Федосевич Олеся, студентка 3 курса факультета УП МГИМО

Автор: Миронов Артём, 5-й курс факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ