Это довольно грустная история о трех отважных и трудолюбивых девушках, рано ушедших из жизни, но оставивших незабываемый след в мировой литературе. Мне иногда неловко видеть на просторах интернета утверждения вроде "Шарлотта была самой талантливой" или "сестры Бронте внесли вклад в становление критического реализма" - это как-то обезличивает. Поэтому предлагаю пять интересных фактов об этой необычной троице.
А еще давайте их разграничим, а то мы говорим о сестрах как о едином целом, а все-таки они были очень разными.
Шарлотта (1816-1855), псевдоним Каррер Бэлл. Старшая из сестер, прожила дольше других, добилась больших успехов в литературе. Выполняла роль менеджера при сестрах: именно Шарлотта занималась поиском издательств, "пристраивала" творчество Эмили и Энн. Романы Шарлотты можно считать наиболее соответствующими духу времени: уютными, романтичными, готическими, трагическими, но со счастливым концом.
Эмили (1818-1848), псевдоним Эллис Бэлл. Средняя из сестер, интровертка до мозга костей, фантазерка, надолго не покидала дом, а если покидала, то сильно тосковала. В основном писала стихи, но в истории осталась благодаря мрачному роману "Грозовой перевал".
Энн (1820-1849), псевдоним Эктон Бэлл. Младшая Бронте была выносливее и упорнее других: она смогла долгое время работать гувернанткой и добиться успеха в этом. Энн написала два романа: "Агнесс Грей" и "Незнакомка из Уайлдфелл- Холла". Последний настолько нескрепный скандальный, что Шарлотта отказалась отправлять его на переиздание после смерти Энн: шутка сказать, героиня уходит от мужа! Прямо берет и уходит!
Верили в настоящую любовь
В центре сюжета любого из романов трех сестер стоит романтическая история. Пожалуй, каждая понимала любовь по-своему.
Шарлотта написала роман о том, как искренняя любовь хорошей девочки (а еще болезнь, бедность и возраст) исправила инфантильного манипулятора.
Миф об исцеляющей и всепрощающей любви вообще был основным романтическим мотивом в 19 веке, и Шарлотта попала в тренд.
Личная жизнь писательницы... Ох, это очень грустно. Как и все благочестивые девицы, как и ее сестры и героини, Шарлотта мечтала о том самом женском счастье. Замуж она вышла в зрелом по тем временам возрасте, в 37 лет.
Примерно за год Шарлотта сгорела и покинула этот мир. Возможно, от чахотки, возможно, от сильного токсикоза и общего ослабления организма во время беременности.
Эмили, жившая в своих фантазиях, создала историю о всепоглощающей страсти, которая разрушила жизни всех, кто с ней соприкасался. Очень по-байроновски, а если подумать дважды, очень реалистично.
Энн как-то раз была влюблена. В хорошего человека, который не ответил взаимностью. А потом умер от холеры.
Энн не питала иллюзий по поводу влюбленности: героиня "Незнакомки из Уайлдфелл-Холла" надеется исправить легкомысленного супруга, но терпит поражение. А настоящая любовь, которая приходит к ее героиням в финале романов, выглядит как обязанность, необходимый хэппи-энд, без которого издатель просто не примет рукопись.
Боролись за права женщин
Женщина в Викторианскую эпоху была чем-то вроде ходячего мема. У нее был набор функций вроде:
молиться, ублажать супруга, умиляться детям, хорошо выглядеть, тихо говорить...
В середине 60-х даже бродила анонимная ханжеская брошюрка, призывающая бороться за вышесказанное, как за истинные права женщины.
Героини вроде Джейн Эйр и Хелен Грэм читателю наших дней кажутся вполне благочестивыми и строгими, а по меркам той эпохи они были прямо-таки революционерками.
До этого в литературе были красавицы, невесты и возлюбленные главных героев, иногда взрослые покровительницы, вроде добрых волшебниц, но никогда еще женщина не обращалась к мужчине с такими словами:
Или вы думаете, что я автомат, бесчувственная машина и можно вырвать у меня мой насущный хлеб и лишить меня глотка живительной воды? Вы думаете, что если я небогата и незнатна, если я мала ростом и некрасива, то у меня нет души и нет сердца? Вы ошибаетесь! У меня такая же душа, как и у вас, и, безусловно, такое же сердце. Если бы Бог дал мне немножко красоты и большое богатство, вам было бы так же трудно расстаться со мной, как мне теперь расстаться с вами. Я говорю с вами сейчас, презрев обычаи и условности и даже отбросив все земное; это дух мой говорит с вашим духом, словно мы уже прошли через врата могилы и предстоим перед престолом Божьим, равные друг другу, — как оно и есть на самом деле.
К женщинам в литературе в 19 веке все еще относились предвзято (женская писанина считалась второсортной, чем-то типа хобби для скучающих домохозяек), поэтому для публикации сестры Бронте взяли мужские псевдонимы. Как хорошо, что эти времена позади! Хотя, постойте-ка...
Не сдавались
Когда Шарлотта решила, что стихи сестер Бронте-братьев Бэлл должны увидеть свет, она стала искать покровительства у известных литераторов. Сохранилась переписка Шарлотты с Робертом Саути, известным поэтом-романтиком.
Саути был уже пожилым авторитетом и снисходительно сообщил юной корреспондентке, что поэзия - дело не женское. Высокая конкуренция, а как же женские обязанности, а как она справится...
Женщина не может зарабатывать на жизнь литературой, и это справедливо. Чем больше она занята своими священными обязанностями, тем меньше времени у нее остается на творчество, пусть даже в качестве награды и отдыха. Вы еще не были призваны к исполнению этих обязанностей, а когда будете, слава потеряет для Вас свою привлекательность. Вы перестанете искать переживаний в воображении…
Но не подумайте, будто я принижаю дар, которым Вы обладаете, или отговариваю упражнять его. Я только заклинаю Вас считать его лишь средством для достижения блага и использовать подобным образом. Пишите стихи ради них самих…
Шарлотта поблагодарила Саути в ответном письме и... решила писать романы вместо стихов. Кстати, кто читал ее романы? А кто читал старика Саути? Вот то-то и оно.
Написали первое фентэзи в истории
Дети в семье Бронте обладали очень хорошей фантазией, и отец это поощрял. Однажды он принес для Бренуэлла, единственного мальчика в семье, коробку с двенадцатью оловянными солдатиками. Девочки выбрали себе по одному и дали им имена, потом начали придумывать истории, полные политических интриг и драматических поворотов.
У вымышленного мира Бронте менялись названия: Вердополис, Стеклянный город, Ангрия... Находился он в Африке, хотя был точь-в-точь Англией 19 века.
Если интересно, напишу про Вердополис отдельную статью, так как это очень захватывающе.
Писали стихи и занимались живописью
Знаменитый тройной портрет сестер Бронте написал их брат Бренуэлл. Сам он не смог дать талантам вырасти и найти им применение, предпочтя опиум и алкоголь.
Некоторые рисунки есть в этой статье, а стихи почитать можно в любительских переводах. Вот, например, стихотворение, которое Энн посвятила почившему от холеры возлюбленному:
Да, ты ушел ! И нет теперь
Улыбки, солнечной такой.
Войду я в церковь через дверь,
Пройду по полу над тобой
И буду думать в тишине,
Что под плитой укрыто здесь
То сердце, что дороже мне,
Чем этот мир прекрасный весь.
И пусть тебя не вижу я,
Но помню все твои черты.
Пусть прекратилась жизнь твоя,
Но след во мне оставил ты.
Я рада, что твоя душа
Соединилась с Богом вновь -
Она как ангел хороша
И помнит про мою любовь.
Вот, собственно, маленький печальный обзор жизни и творчества таких необычных трех сестер от @Мрачное литературоведение. Делитесь мыслями, а то грустно стало.