Найти тему

СИСТЕМА ДВОЙНОГО ПОДЧИНЕНИЯ

Рисунок формы полиции образца 1864 г.
Рисунок формы полиции образца 1864 г.

В период рекрутчины существовала любопытная «система двойного подчинения», которая касалась, в частности, состоящих в губернских городах Полицейских и Пожарных Команд.
С одной стороны, они комплектовались как рекрутами, так и неспособными к строевой службе нижними чинами, переводимыми из армейских частей. Т.е., относились к Военному Ведомству. С другой стороны, находясь вдали от действующей армии, в российских провинциях, они подчинялись и Гражданскому Губернатору, т.е. находились в ведении Министерства Внутренних Дел.
В результате, такой контроль на практике приводил к лишней бумажной волоките и удлинению сроков документооборота.
Пример тому – «дело Гутмана и Месанюка».

3-го июня 1837 года был Высочайше утверждён «Общий наказ Губернаторам», в котором целая глава (X) была посвящена взаимоотношениям с Военным Ведомствам.
Так, на долю Губернаторов выпадали распоряжения в случае призыва отпускных нижних чинов на военную службу, счисления их, а также наблюдения за исправным ведением учёта этих нижних чинов.
В частности, параграф 295 гласил -

«…Гражданские Губернаторы имеют тщательное попечение, чтобы в пожарные и полицейские служители по городам …, и в служители земской полиции… определяемы были по желанию преимущественно, с их согласия, увольняемые в бессрочный отпуск, или же отставные нижние чины, хорошего поведения и способные к сему роду службы, с тем, касательно первых, чтобы они, коль скоро надобность потребует, явились вновь на службу в военное ведомство…».


Кроме того, Губернаторы могли приглашать «уволенных в отставку, или в бессрочный отпуск нижних военных чинов, по добровольному с ними согласию, и в другие по управлению их должности, как-то: в швейцары, вахмистры, сторожа присутственных мест и заведений, и служители губернских типографий».
При увольнении же таких нижних чинов «в отставку за выслугу срочных лет», Гражданские Губернаторы, были обязаны, «по надлежащем сношении о сём с военным начальством», снабжать «их паспортами от Губернского Правления, установленным для того порядком».
В результате и возникла та парадоксальная система «двойного подчинения», о которой уже упоминалось выше.
8-го сентября 1863 года из Спасского Уездного Полицейского Управления в Рязанское Губернское Правление поступил рапорт, в котором сообщалось о болезни нижних чинов означенного Управления и необходимости их уволить от службы:

«… Сего числа, явясь в Присутствие Пполицейского Управления Спасской Полицейской Команды Александр Гутман объявил, что он, по случаю слабого его здоровья глаз, находиться при … не может, а тому и просит сделать об этом должное распоряжение…
… Спасский Исправник объявил что, таковое же заявление сделано ему рядовым Полицейской Команды Иваном Месанюком, об освидетельствовании коего им сделано распоряжение…»


К рапорту были приложены медицинские свидетельства о здоровье Месанюка и Гутмана, подписанные Спасским Городовым Врачом, подписанные 23-го июля и 8-го сентября соответственно:

«… сказанный Месанюк, действительно, страдает правой ногой, а именно: чувствует постоянную боль в этой ноге, в особенности при ходьбе и небольшие онемения. По моему мнению, сказанное болезненное состояние значительно препятствует Месанюку при ходьбе, во время исполнения своих обязанностей…» .
«…сказанный Гутман, действительно, правым глазом ничего не видит, вследствие обширного пятна на роговой оболочке, левым же глазом в праву сторону видит плохо, а в левую сторону хорошо, вследствие образования небольшого пятна на роговой оболочке с правой стороны зрачка этого глаза…».


В общем, и без того не способные к строевой службе оказались неспособны нести и любую другую.

-2

Ввиду этого, при рапорте от 21-го сентября Спасский Исправник «просил сделать распоряжение о присылке на место их других рядовых».
Дело закрутилось и 30-го числа Правление предписало
«… доставить статейные, а равно и формулярные списки в двух экземплярах на рядовых Гутмана и Месанюка…» .
Разница между этими документами заключалась в следующем.
1., Формулярные списки содержали информацию о военной службе нижнего чина – сколько лет от роду, происхождение, где, когда и кем был призван на службу, в каких частях служил.
2., В статейных списках указывалось «Объяснение болезни, по которой признаётся неспособным» нижний чин и определялся разряд неспособных, к которому тот причислялся.
3., В именном списке указывалось, где нижний чин избирал себе место жительства.

Так, в в «Статейных списках» значилось:
У Гутмана -
«…Совершенная потеря зрения на правый глаз и образовавшееся бельмо на левом, не уничтожающаяся ещё в сём последнем способность зрения (по 60 пункту Наставления врачам)…».
У Месанюка -
«… Застарелая ломота соединения … правой ноги, преимущественно голени (по 43 пункту Наставления врачам)…»

-3

Как итог - Гутман был причислен ко 2-му разряду неспособных, Месанюк - «…в третий разряд в отставку, на попечение родственников с явкой на смотр…».
Из формуляров следовало, что -
1.,
Александр Веньяминов Гутман, до Св. Крещения называвшийся Гиршем Лейбовичем Гутманом, 29-ти лет, происходил из евреев Минской губернии, Игуменского уезда, мест. Березина. 30-го августа 1854 года поступил в Пермские батальоны военных кантонистов. В 1859 году его зачислили в С.-Петербургскую мастеровую команду военных поселений, откуда «по предписанию Управления училищ Военного Ведомства» от 10-го января 1862 года за № 104 он был выключен во II разряд неспособных в С.-Петербургский батальон внутренней стражи, а затем переведён в такой же Рязанский, из которой и попал в Спасскую Полицейскую Команду.

-4

2., Иван Григорьев Месанюк, 44-х лет, происходил из крестьян Подольской губернии, Винницкого уезда, села Потока. Поступил в рекруты из помещичьих крестьян 17-го января 1846 года. В составе Дагестанского Пехотного полка находился в походах против горцев под начальством генерал-майора Суслова . 1-го сентября 1853 года был выключен в Воронежской Гарнизонный Батальон, где был причислен во II разряд неспособных. И 4-го июня 1854 года переведён в Спасскую Полицейскую Команду.

-5

Как видно, пути обоих были различны. Первый изначально служил в нестроевой части, а второй был участником боевых действий.
В журнале Правления от
30-го января 1864 года записано :

“… СПРАВКА.
Спасское Уездное Полицейское Управление при рапорте от 21 сентября 1863 года за № 13268, представило в Губернское Правление производство о неспособных нижних чинах Спасской Полицейской Команды, Александре Гутмане и Иване Месанюке, и просило сделать распоряжение о присылке на место их других рядовых.
Вследствие чего, Губернское Правление 30 того сентября за № 11353 предписало Спасскому Уездному Полицейскому Управлению доставить в сие Правление статейные, а равно и формулярные списки в двух экземплярах на рядовых Гутмана и Месанюка, которые оным Управлением при рапорте от 6 ноября за № 16296 и доставлены.
Из коих видно, что рядовой Гутман в службу вступил 30 августа 1854 года, а рядовой Месанюк - 17 января 1846 года. В штрафах и под судом не были. Из коих Гутман, по свидетельству Спасского Уездного Врача, вообще с чинами Полицейского Управления, предназначен во II разряд, а Месанюк - в III разряд и отставку на попечение родственников, с явкою на смотры для установленного освидетельствования. После сего Губернское Правление 30 ноября за № 13761 предписало Спасскому Уездному Полицейскому Управлению доставить в Губернское Правление в двух экземплярах именные списки на рядовых Гутмана и Месанюка, которое оным Управлением и были представлены при рапорте от 18 декабря за № 19178.
Но Губернское Правление 31 декабря за № 14819 возвратило в Спасское Полицейское Управление представленные им именные списки на означенных рядовых Гутмана и Месанюка, предписав доставить таковые отдельно на каждого рядового, с возвращением формулярного и статейного списков рядового Гутмана…».


И далее:

«… об увольнении на основании 1358 ст. 5 т. Свода Военных Постановлений в отпуск назначенного по свидетельству Спасского Городового Врача вообще с членами Спасского Уездного Полицейского Управления в III разряд неспособных, рядового Спасской Пожарной Команды Ивана Месанюка, с приложением формулярного, статейного и именного списков, сообщить от лица Начальника Губернии в Инспекторский Департамент Военного Министерства и просить о последующем уведомления.
Об этом распоряжении Правления дать знать Спасскому Уездному Полицейскому Управлению, при этом присовокупить, что о перемене рядового тамошней Полицейской Команды Гутмана, назначенного по свидетельству врача во III разряд неспособных, другим, более способным, Губернское Правление не может сделать распоряжение, потому, что на основании 1358 ст. 5 т. Свода Военных Постановлений неспособные нижние чины II разряда назначаются собственно в нестроевые команды…» .

-6

13-го февраля в Инспекторский Департамент был послан

«… Прилагая при сём формулярный, статейный и именной списки о службе рядового Спасской Пожарной Команды Ивана Месанюка, имею честь покорнейше просить Инспекторский Департамент сделать распоряжение об увольнении означенного рядового в отпуск, и о последующем уведомить г. Начальника Губернии…» .

25-го числа за подписью Вице-Директора Департамента генерал-майора Е. К. Сиверса пришёл ответ:

«… Возвращается от Инспекторского Департамента в Рязанское Губернское Правление для исполнения по Положению о неспособных нижних чинах, объявленному при приказе по Военному Ведомству от 16-го октября 1862 года за № 285-м и обнародованному в «Сенатских ведомостях» от 25-го декабря того же года за № 102…» .

Итак.
Как видно из дела, процедура увольнения со службы нижних чинов Полицейского Управления включала в себя:
1., Ходатайство непосредственного начальника - Спасского Уездного Полицейского Управления;
2., Медицинское освидетельствование нижних чинов Спасским Городовым Врачом;
3., Документы на нижних чинов –
а) Формулярные о службе списки;
б) Статейные списки с указанием разряда неспособных;
в) Именные списки с указанием места жительства;
4., После получения этих документов из Спасского Полицейского Управления Начальник Губернии отправил отношение в Инспекторский Департамент Военного Министерства для получения приказа об увольнении нижних чинов.