Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Как мы лопасть чинили

Виктор Прозоров Вертолёт трясло. Тряска ощущалась на всех режимах, сначала экипаж с этим мирился, просто говорили об этом техникам после полётов, но, когда летать стало совсем не комфортно, потребовал инженера и "отбивки конуса". Отбивкой конуса на слэнге вертолётчиков называется регулировка соконусности лопастей несущего винта. Лопасти винта вертолёта при работе образуют как бы конус с очень большим углом и должны двигаться строго одна за другой. Разница положения концов лопастей относительно земли должна быть не более двадцати миллиметров, иначе начинается тряска вертолёта. Вы когда-нибудь на лошади скакали? Вот так бывает при плохом конусе. Регулируется конус изменением длины тяг автомата перекоса и триммерами лопастей. Почему "отбивка"? Технология такая. Имеется шест из дюралевой трубы (если нет, можно и берёзу срубить), на конце шеста крепится флажок из картона. Законцовки лопастей намазываются краской, сколько лопастей, столько и цветов. Экипаж запускает двигатели, винт раскручи
Оглавление

Виктор Прозоров

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Вертолёт трясло.

Тряска ощущалась на всех режимах, сначала экипаж с этим мирился, просто говорили об этом техникам после полётов, но, когда летать стало совсем не комфортно, потребовал инженера и "отбивки конуса". Отбивкой конуса на слэнге вертолётчиков называется регулировка соконусности лопастей несущего винта. Лопасти винта вертолёта при работе образуют как бы конус с очень большим углом и должны двигаться строго одна за другой. Разница положения концов лопастей относительно земли должна быть не более двадцати миллиметров, иначе начинается тряска вертолёта. Вы когда-нибудь на лошади скакали? Вот так бывает при плохом конусе. Регулируется конус изменением длины тяг автомата перекоса и триммерами лопастей. Почему "отбивка"? Технология такая. Имеется шест из дюралевой трубы (если нет, можно и берёзу срубить), на конце шеста крепится флажок из картона. Законцовки лопастей намазываются краской, сколько лопастей, столько и цветов. Экипаж запускает двигатели, винт раскручивается, инженер или авиатехник (зависит только от опыта) подводит флажок к вращающимся лопастям, они бьют по флажку, оставляя разноцветные отпечатки. В зависимости от положения этих отпечатков крутят тяги автомата перекоса или гнут триммера. Это на Ми-2, Ми-4, Ми-8. На Ми-6 применяли фотофиксацию. Однажды видел, как на Ми-6 с шестом и флажком конус били (оперативная точка, - фотоаппарата не было), так этот шест человек шесть держали.

С базы прилетел инженер (дело было в Надыме, а базовый аэропорт в Ярославле), нашли шест, краски, начали "бить конус", - фиаско. Одна лопасть не реагировала на регулировки, вела себя как хотела. Техники и инженер, подняв головы и наморщив лбы, смотрели на вращающиеся над ними лопасти. Из вертолёта вышел Шайнур Мухаметшин - бортмеханик и тоже стал смотреть вверх, а потом сказал: - Мужики, видите, как тарелка автомата перекоса подпрыгивает?

Инженер скрестил над головой руки, показывая командиру - стоп машина. Залезли на капоты, отвернули сливную пробку осевого шарнира этой гадской лопасти и увидели серое масло с металлической стружкой. Всё ясно, разрушение осевого шарнира, надо менять втулку несущего винта.

Где взять, вопрос не стоял, - попросить у надымчан. Надо учесть, что дело происходило в конце 80-х годов, когда ещё сохранились советские взаимоотношения, когда можно было улететь куда тебе надо, просто подойдя к командиру самолёта и объяснив, что ты в командировке из такого-то авиаотряда, и это без всяких бутылок и прочей мзды. Когда можно было придти к начальнику авиатехнической базы и попросить взаймы любой агрегат, достаточно было подтверждающей радиограммы, опять же просто за спасибо. Что, трудно сейчас такое представить?

Втулка НВ на складе Надымского ОАО была, кладовщица поверила инженеру, что он прямо сейчас решит вопрос с начальством, и разрешила увезти ящик со втулкой. Но на смену советским отношениям уже наступали капиталистические, и начальник АТБ возмутился. Он потребовал вернуть агрегат и обещал наказать кладовщицу. Инженер сказал, что кладовщица совсем не виновата, втулку всё равно уже начали расконсервировать и обещал привезти пива из Ярославля. Когда к тому же вспомнили общих знакомых, проблема решилась

О пиве в Надыме тогда можно было только мечтать, однажды, когда надо было менять двигатель, крановщик не соглашался ни на какие уговоры. На предложение об оплате деньгами презрительно хмыкнул, на предложение двух бутылок спирта сказал, что сам кому хочешь нальёт, но услышав о двух бутылках пива в вертолёте, тут же сел за рычаги своего крана.

Когда инженер вернулся к вертолёту, работа шла полным ходом. Пока не приехал автокран (втулка весит 420 кг, а каждая лопасть 130 кг), решили отвернуть гайку втулки, так называемую гайку жизни, на которой висит весь вертолёт. Дело не простое, ведь момент затяжки этой гайки 240-280 килограммометров. Для этой гайки есть специальный ключ, он ставится на гайку, в него вставляется двухметровая железяка с динамометром и с помощью четырёх - пяти человек и трубы удлинителя гайку отворачивают или заворачивают. Это по технологии, на практике для отворачивания в гайку вставляется лом и техник бьёт по нему кувалдой.

Техник встал на втулку НВ, надел рукавицы, взял кувалду, прицелился и ударил по лому. Со второго удара гайка стронулась, третий удар по лому не попал. Техник посмотрел на руки, кувалды в руках не было. Он обернулся и увидел, что кувалда торчит ручкой вверх во втором отсеке лопасти, - выскользнула из рукавиц.

Лопасть несущего винта состоит из лонжерона - цельнопрессованного десятиметрового алюминиевого профиля и приклеенных к нему хвостовых отсеков. Эти отсеки снаружи покрыты тонкими листами алюминия, а внутри имеют сотовый заполнитель, то есть буквально пчелиные соты из алюминиевой фольги, (то, что я называю алюминий, конечно таковым не является, это всё алюминиевые сплавы).

Кувалда пробила отсек и торчала в нём, нагло выставив вверх рукоятку. Техник заплакал. Он из-за неисправности вертолёта уже неделю сидел без налёта, то есть без заработка, найти новую лопасть было почти невероятно, сколько ждать приезда представителя завода для замены отсека - неизвестно, да и просто было холодно, ноябрь в Надыме.

И тут инженер вспомнил, что в умывальнике туалета аэропорта видел кусок крупноячеистого поролона. Решение созрело. Лопасть сняли и засунули комлем в грузовую кабину вертолёта. Запустили подогреватель МП-85. Зачистили края пробоины в отсеке лопасти, вырезали из поролона кусок по размеру пробоины. Развели эпоксидную и тщательно пропитали ею поролон, вставили в пробоину. Поролон расправился, эпоксидка затвердела, получилось не хуже любого сотового заполнителя. Выступающие стороны зачистили, заклеили перкалем и покрасили. Если бы повреждение было на каком-нибудь отсеке ближе к концу лопасти, где высокая скорость набегающего потока и большие центробежные силы, то даже этот инженер не решился бы на подобные эксперименты.

Новую втулку НВ установили, навесили лопасти и отбили конус. После облёта, на вопрос: - Ну как?

Командир ответил: - Ласточка!

За этой лопастью в дальнейшем, конечно, следили, но проблем с ней не было.

Следующий борт, прилетевший из Ярославля, привёз два ящика пива.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Прозоров Виктор Анатольевич | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен