Найти тему
Мой Духовный Маяк

ПСАЛОМ 21. БОЖЕ, ПОЧЕМУ ОСТАВИЛ МЕНЯ? (Пс. 21; 2)

"Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?" (Пс. 21; 2). Строки этого псалма чаще всего читаются на Страстной неделе в особенности в Великую Пятницу. И это не случайно, потому что одно из последних слов Самого Христа было заимствовано именно из этого 21 псалма: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?

Источник изображения: obitel-minsk.ru
Источник изображения: obitel-minsk.ru

В связи с этим псалом считается мессианским, то есть его строки нужно относить не только к обстоятельствам жизни Давида, но и ко Христу. Лучше сказать иначе, в первую очередь, этот псалом живо и точно прообразует события, происходившие со Христом. Действительно, ведь никто не пронзал руки и ноги Давида и никто при его жизни не разделял ризы его, метая о них жребий.

Все это случилось со Христом во время Его Крестных Страданий. Его обступили тогда как псы, тучные волы и львы, обступили язычники и иудеи, Ему говорили тогда: “Он уповал на Господа; пусть избавит Его”, и все остальное написанное в псалме точным образом сбылось именно на Спасителе.

Давид, писав этот псалом, конечно, не имел целью излагать его о Мессии. Но описывая муки своей души, ее боль и страх, он, особым промыслом Божиим, в буквальном смысле пророчествовал о грядущем Мессии.

У пророка Исаии в 53 главе излагаются столь живые подробности Страданий Христа, что часто говорят, что он из глубины веков будто бы предстоял перед Крестом Спасителя. То же самое можно сказать и о Давиде в отношении 21 псалма.

Читая этот псалом, каждый из нас должен поразиться, сколь точно Давид описывает Спасительные Страдания, будто в этот момент он сам находится пред Крестом на Голгофе.

Мы не можем знать точно, в каких именно обстоятельствах находился тогда Давид, кто его гнал и что угрожало его жизни, но можем точно сказать, что именно этот период был особенно опасным, тяжелым и скорбным в жизни царя псалмопевца. И именно в этот период Дух Святой поставил Давида в максимальную близость со Христом. Таково свойство страданий. Каждый претерпевающий их с молитвой и надеждой на Бога, приближается к познанию Креста Христова и, как говорит апостол Павел, сораспинается Христу, то есть ему неведомым образом открывается тайна Креста Христова.

“Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?” Почему эти слова произнес Давид?
Богооставленность - это особый педагогический инструмент в руках Божьих, в отличии от того, как об этом думают люди далекие от Бога. Они своими поверхностными понятиями считают богооставленность за признак неугодности Богу и крайней греховности человека, как и говорили про Христа: “пусть избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему”.
Так вот, для людей, любящих Бога и стремящихся к Нему часто попускаются такие состояния. Это необходимый инструмент с точки зрения Божественной педагогики для духовного роста человека и приближения к Богу, как это и произошло с Давидом. В прошлом году, читая притчи Соломона, мы более подробно говорили о богооставленности.

Но для чего это состояние нужно для Христа, совершенного Человека, не имеющего греха? В чем совершенствоваться Христу, соединившему в Себе две природы: и Божественную, и Человеческую? Зачем Христос благоволил пережить это состояние богооставленности и повторить слова Давида: "Или́, Или́! лама́ савахфани́?", то есть: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Это было четвертое из семи слов, сказанное Спасителем на Кресте.

Господь благоволил спасти человека, Сам при этом став Человеком. То есть не с Небес, а Сам приняв образ раба. Уже в этом заключается ответ на вышепоставленные вопросы. До конца Своего земного служения Господь благоволит, то есть Сам пожелает, испытать на Себе все скорби и немощи человеческие, вплоть до смерти на Кресте. В Гефсиманском саду Он покорит волю человеческую воле Божьей, с таким усилием будет совершать это, что Его пот будет как капли крови. По этой же причине Он благоволит испытать богооставленность, чтобы во всем, кроме греха, быть подобным нам.

Таким образом, каждый из нас может уверенно сказать, что нет тех испытаний на земле, которые бы не прошел наш Бог. В нашей жизни нет такой боли, будь то физической или духовной, которую бы не испил Христос. Более того, наш Бог испытал все возможные земные страдания и лишения, которые каждому из нас дается испытать лишь частично и не все.

То есть, если для человека богооставленность - это педагогический инструмент для нашего приближения к Богу, то Христос прошел это состояние с желанием максимально приблизиться к человеку, испив Чашу страданий до самого дна.

И именно этот Бог призывает нас следовать за Ним, именно Он протягивает нам руку спасения, именно Он будет судить нас. В этом ответ на поставленный вопрос. Спасает и судит нас не царь, безмятежно почивающий на троне, а Распятый на Кресте и познавший все возможные человеческие страдания. Ему Слава и держава во веки.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

ПСАЛОМ 20. О ВЕЛИЧИИ БОЖИЕМ, ПРОЯВЛЯЕМОМ ЧЕРЕЗ ПРАВИТЕЛЕЙ

ПСАЛОМ 19. МОЛИТВА СОВЕРШАЕТСЯ ЗА ВСЯКУЮ ВЛАСТЬ