Так-же как в стилях руководства, в стилях преподавания можно выделить 4 стиля: авторитарный, демократический, тоталитарный и попустительский.
Тренер с преобладанием авторитарного стиля склонен повышать голос на спортсмена, чтобы его эмоционально "зарядить", и усилить закрепление материала. Однако такой стиль подходит не всем. Дело в том что у разных спортсменов - разный темперамент/характер, и разный стереотип реагирования на повышение голоса. Спонтанные (холерик) и лабильные (сангвиник) спортсмены хорошо принимают такой стиль преподавания. Так-же такой стиль как правило подходит детям, из-за неустойчивого внимания (особенно если ребёнок ходит в секцию не по своей воле).
Однако такой стиль преподавания не подходит спортсменам с выраженным мягким типом характера, т.е. сензитивным (меланхолик) спортсменам. Т.к. сензитивные спортсмены как правило более впечатлительны, и тяжелее воспринимают критику. Они лучше воспринимают похвалу, потому по отношению к ним (в т.ч. к сензитивным детям) рекомендуется чаще проявлять благосклонность, т.е. чаще хвалить, но не отказываясь от критики полностью. Из-за преобладания критики и повышенного тона голоса сензитивные спортсмены быстро начинают испытывать эмоциональное истощение и проблемы с самооценкой (которая начинает падать).
Тренер с преобладанием демократического стиля склонен повышать голос лишь в относительно редких случаях, и такой тренер "заряжает" спортсмена хваля его за успехи. Однако такой стиль не подходит спортсменам с преобладанием сильного типа характера, т.е. спонтанным (холерик) спортсменам. При таком стиле спонтанные спортсмены склонны "пропускать информацию мимо ушей", им не хватает энергии, они или сами себя заряжают, или не добиваются каких-либо заметных успехов в спорте.
Тоталитарный стиль усиливает особенности авторитарного стиля, и слабо подходит для спортсменов, т.к. отсутствует индивидуальный подход.
Наоборот с попустительским стилем, который заключается в отсутствии управления как такового, при котором спортсмены тренируются "сами по себе". Он также является неэффективным т.к. нет должного участия со стороны тренера, который разбирается в том, чему он учит спортсменов.
Авторитарный стиль эффективен на коротких дистанциях, в т.ч. для воспитания чемпиона. Однако на длинных дистанциях такой стиль неэффективен, т.к. рано или поздно от такого подхода устаёт любой спортсмен, и в какой-то момент перестаёт показывать высокие результаты, что сильно бьёт по его самооценке. Самооценка при таком подходе у спортсмена нередко завышается, как и его оценка тренера, где вокруг тренера может даже сформироваться некий культ личности. Также при авторитарном стиле преподавания, вместе с большим кол-вом изнурительных тренировок, спортсмен лишается части себя, можно сказать части человечности, социальности. Многие мировые и олимпийские чемпионы не имеют глубоких взаимоотношений с друзьями, т.к. всё свободное время посвящают тренировкам. При таком подходе у спортсмена основная ориентация - на результат.
Демократический стиль соответственно эффективен на длинных дистанциях. Спортсмены у такого тренера могут заниматься спортом десятилетиями. Однако успех на чемпионатах у таких спортсменов больше зависит от их личных качеств, таких как упёртость, устремлённость к цели и т.д. Спортсмены такого тренера в большей мере ориентируются на процесс, на получение удовольствия от него. Такая ориентировка благополучно сказывается на самооценке, делает её более стабильной.
Если вы занимались или занимаетесь спортом, какой стиль преподавания вам нравится больше всего?
Автор: Кочнев Матвей Сергеевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru