Найти в Дзене
Мой XIX век

«Величайшая честность» Марии Раевской

Что такое совершила правнучка Михаила Ломоносова, дочь героя 1812 года, жена декабриста Сергея Волконского Мария Николаевна Раевская, что пушкинист М. Несмеянова в своей книге назвала сие деяние «величайшей честностью»?

Именно так, в превосходной степени...

Давайте по порядку…

В семье героя 1812 года Николая Раевского и его жены (внучки Михаила Васильевича Ломоносова) было много детей, порог взрослой жизни переступили два сына и четыре дочери.

Из-за родственных связей с гениальным Ломоносовым, из-за героической жизни отца-генерала, из-за дружбы старшего сына Александра с Александром Пушкиным, из-за дочерей, которые стали женами декабристов и т.д. жизнь семьи Раевских изучена основательно и даже дотошно.

Им каждому по отдельности и всем вместе посвящены многостраничные книги. Вот парочка:

Пушкинистов интересует больше всего не друг-тезка Пушкина, и не семья генерала, с которой поэт путешествовал вместе, а Мария:

-3

Многие исследователи считают ее не просто любовью поэта, а «утаённой любовью». Обосновывая свои версии, публикуют статьи и книги. И вот в чем интересный абсурд: биография красавицы начала XIX века изучена предостаточно, но неизвестна ОТПРАВНАЯ ТОЧКА ЕЕ ЖИЗНИ.

А от этого зависит ответ на вопрос: сколько лет было Маше, когда гений влюбился в нее?

Когда родилась Мария Николаевна? Версий несколько.

Согласно одной, декабрь 1805 года (по старому стилю, по новому – начало 1806 года).

Вторая версия «омолаживает» жену декабриста, так как дата рождения переносится на два года: декабрь 1807 года. Именно этот год можно найти во многих собраниях сочинений Пушкина, в комментариях, которые поясняют – о ком речь.

Один из первых пушкинистов Петр Бартенев лично беседовал с Марией Николаевной, которая вернулась из Сибири в «европейскую» Россию.

-4

И вывел «среднее арифметическое»: 1806 год. Согласно воспоминаниям, в 1820 году, когда Раевские взяли с собой на юг Александра Пушкина, Марии было 14 лет. Помните эти строки?

«Я помню море пред грозою
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами».

Ой, ой, ой, Александр Сергеевич...

«Тетя Вика» (так историк и реконструктор Клим Жуков называет одну энциклопедию) выдает еще одну дату – 22 июля 1804 года (ст. стиль).

И вот тут заключается парадокс, на который столь пафосными словами обратила внимание пушкинист М.А. Несмеянова. Буквально в двух соседних абзацах своей книги она упомянула 2 даты рождения, сославшись… на саму Марию Раевскую.

Меня всегда изумляло, как пушкинисты трясутся всеми фибрами души, ведая миру свои теории. Знаете, что назвала М.А. Несмеянова «величайшей честностью этой женщины»? Упомянутый 1805-й год рождения.

Цитата:

«Думаю, что многие из дам оценят величайшую честность этой женщины: большинство дам предпочли бы уменьшить свой возраст, когда такая возможность имелась! Любая, но не она!».

В следующем абзаце Несмеянова уже упоминает:

«Сама же Мария в своих мемуарах, написанных на склоне лет, называет дату рождения 1807 год!».

И тут же пушкинистка восклицает:

«Вот и верь кому-нибудь после этого!»

А у меня вопрос: Господи, в какое время живем, а? Сколько пафоса вокруг плавающей даты рождения.

Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

А ведь еще неизвестно и место явления миру будущей жены декабриста и утаенной любви Пушкина...

Про ваш год рождения, читатели канала "Мой XIX век", не спрашиваю... Вы же на величайшую честность не способны, да?

Я ушла дальше мурыжить нетленку об утаенной любви..., выпущенную отделением историко-филологических наук РАН...

P.S. Передаю привет тем умникам-комментаторам, которые

И … настоятельно прошу передать привет ТРЕМ профессиональным корректорам, техническому редактору и редактору маааленькой, но дорогой книжки госпожи Несмеяновой, которые в 10 рук и 10 глаз не видят ни ляпов в тексте (дочь Пушкина вышла замуж за начальника корпуса жандармов – стр. 119, Мария Федоровна – жена Николая I – стр. 109), ни "школьных" стилистических ошибок (см. цитату выше, стр. 134).

P.P.S. Мемуары – субстанция хрупкая. Вот три примера.

Как современники описывали цвет глаз Натальи Николаевны Гончаровой:

Цвет глаз и волос ее первого мужа:

А жена друга Пушкина вообще о своем происхождении соврамши... А ведь бедные пушкинисты столько времени и сил зря израсходовали на поиски несуществующего отца...