Рыльск, старинный городок на западе Курской области у самой границы с Украиной, а стал он известен по всей России с начала 90-х годов. Его слава распространилась не только из-за купеческого облика, но и благодаря Свято-Николаевскому монастырю с его настоятелем, архимандритом Ипполитом (Халиным), который любил всякого приходящего и любил как самого родного.
Память старца жива до сих пор и особенно сегодня чувствуется его заступничество, когда сотни паломников со всей страны свидетельствуют о его помощи.
Немного истории
За свою тысячелетнюю историю Рыльск пережил множество испытаний. Город, всего на четыре года младше Москвы, неоднократно подвергался разрушениям со стороны монголов, но каждый раз восставал из руин. Он был под властью Литвы, затем почти два года находился под оккупацией немцев во время Великой Отечественной войны и пережил пять смен власти во время гражданской войны.
Не смотря на то что первое упоминание о Рыльске встречается в Ипатьевской летописи 1152 года, когда князь Юрий Долгорукий отправился в поход, местные историки уверены, что город был основан намного раньше.
Происхождение названия Рыльска, которое увековечено в гербе с изображением черной кабаньей головы, остается предметом дискуссий. Согласно одной из теорий, название связано с дикой свиньей, которая якобы нашла источник, давший начало реке Рыло у Свято-Николаевского монастыря. Другая гипотеза связывает название с болгарским святым Иоанном Рыльским. Говорят, что после его смерти монахи, бежавшие от греков, принесли с собой частицу его мощей в Киевскую Русь и основали монастырь, на месте которого впоследствии и возник Рыльск.
Рыльск издавна является одной из опор так называемой "курской духовной аномалии". Это выражение, которое когда-то поэтично использовал один из паломников, отражает духовное значение святых мест этого региона. Среди них особо выделяются Курская Коренная пустынь, известная по всей России, и Глинская пустынь, которая, в результате административных ошибок советских времен, оказалась на территории Украины, всего в пятидесяти километрах от Рыльска.
Интересный факт: знаменитая Курская Коренная икона Божией Матери была найдена в 1295 году благочестивым рыльским жителем. Местные неоднократно пытались перенести икону в свой город, но каждый раз она таинственным образом исчезала из Рыльска и возвращалась на место своего первооткровения – на зеленый берег реки Тускарь, на расстоянии 27 верст от Курска.
Монастырь
В летописях Свято-Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 году, который считается годом его основания. На деле же монастырь намного старше: рядом с ним в крутых меловых холмах, известных как Вискольские горы, еще в домонгольскую эпоху был вырыт пещерный монастырь. Очевидцы до сих пор могут увидеть следы этих пещер, из которых паломники черпают глину, славящуюся своим особым эффектом, как говорят они.
Недалеко отсюда, у подножия меловых гор, находятся святые источники, вода из которых служит для нужд монастырской трапезы.
В советские времена монастырь был закрыт всего через несколько лет после своего основания – в 1926 году. Здание заняла военная часть, а монахов, в целях экономии времени и средств, расстреляли прямо у стен монастыря, не отправляя в лагеря.
«Эта земля пропитана монашеской кровью, она святая. Мы даже не можем представить, сколько праведников здесь совершили свои подвиги», – размышлял отец Ипполит.
В начале 90-х он начал восстанавливать монастырские стены, уверяя, что если бы люди знали их значение, то выстроились бы в очередь от Курска, чтобы вложить хотя бы один кирпич. И хотя такой очереди не сложилось, стены были восстановлены в приоритетном порядке.
Во время Второй мировой войны, в 1943 году, линия фронта проходила в непосредственной близости к монастырю. Но, по благословению Святителя Николая, ни один снаряд или бомба не разрушили святыню. Уходя, фашисты заминировали все храмы, однако по какой-то причине монастырские постройки не были взорваны.
Тем не менее, то, что не удалось фашистам, завершили местные жители.
К 1991 году, когда монастырь передали Курской Епархии, он был практически разрушен и зарос сорняками. Отец Ипполит, который только что стал настоятелем и первую зиму провел в келье с окнами, затянутыми полиэтиленом, радостно заявил:
«А наш монастырь станет Лаврой!»
Многие уверены, что старец так пророчествовал о нашем времени.
Старец
Отец Ипполит в миру был Сергей Иванович Халин, коренной житель Курска. В его родном селе Субботино, что в Солнцевском районе, величие его личности осознали только после его ухода из жизни, когда фотографии старца в его день памяти 17 декабря начали источать миро.
Он вырос в большой семье, где был младшим. От дяди-священника он унаследовал книги, которые он изучал и проникся ими. Сергей был человеком необычайно душевным и добрым, легко находил общий язык с бедняками и "самоварами" – так в послевоенные годы называли инвалидов, передвигающихся на колясках, и заботился о них. Душа будущего настоятеля вечно стремилась к чему-то, и обыденность его не устраивала.
Сергей был известным в деревне парнем: веселым, талантливым парнем, но в отличие от сверстников, предпочитавших свидания, он уходил в молитву. В сарае, который он шутливо называл скитом, Сергей устроил свой уголок для молитвы с иконами и лампадой, где мог молиться до рассвета. Жители Субботино не упускали случая подшутить над его монашескими привычками, но он лишь улыбался в ответ, говоря, что брак ему не сужден.
Отец Ипполит вспоминал позже, что его путь к монашеству был предначертан Богом, а не его собственной заслугой. С юмором отвечая на расспросы о своем выборе, Сергей говорил, что, раз уж никто не пошел за него замуж, монастырь стал единственным выходом.
В армии Сергей также не соответствовал образу типичного солдата. В артиллерии он служил три года и даже там находил способ сохранять свои духовные привычки, тайно читая молитвы под одеялом, чтобы не шокировать товарищей.
После службы Сергей с неожиданностью для родных объявил о своем решении постричься в монахи, и в 29 лет он стал послушником в Глинской пустыни.
Афон
В Глинской пустыни Сергей жил в одной келье с архимандритом Иоанном и был духовным сыном схиархимандрита Андроника, который предрек ему будущее старчество. Пережив тяжелую болезнь с воспалением легких, Сергей выздоровел, в том числе благодаря молитвам старца Андроника, но его жизнь отныне была посвящена исключительно монашеству.
Отец Ипполит говорил, что Глинская пустынь — это звезда России и возможно уже тогда видел, что неподалеку в Рыльске благодаря его усилиям зажжется еще одна — Свято-Николаевский монастырь.
Однако пребывание в Глинской пустыни оказалось недолгим. Не получив прописку, Сергей уехал в Псково-Печерский монастырь, где в 1959 году стал монахом Ипполитом, а затем был посвящен в иеродиаконы и иеромонахи. В Пскове он черпал мудрость у великих старцев, и хотя молодой монах задумывался о духовной семинарии, наставники убедили его, что монастырь — это лучшая семинария и академия для него.
Неожиданный поворот в жизни отца Ипполита произошел в 1966 году, когда он в числе четырех советских монахов был послан на Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Духовная жизнь там угасала, и существовал риск, что монастырь перейдет к грекам. Но удалось достичь согласия, и Патриарх Алексий I убедил ЦК КПСС сохранить этот важный религиозный центр. Так, через короткое время после обещания Хрущева показать по ТВ "последнего попа", отец Ипполит прибыл на Афон, где к "красным попам" относились с подозрением, видя в каждом потенциального агента и коммунистическую угрозу.
Информация о жизни отца Ипполита в монашеской обители на Афоне достаточно скудна, ведь он не любил об этом распространяться. Но известно, что он обитал в той же келье, где раньше жил и молился старец Силуан Афонский, и тоже занимался делами казначея и эконома. В те времена взгляды на Силуана были разные, и отец Ипполит приложил усилия для сохранения мощей старца, которые его противники пытались скрыть.
В течение четырёх лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте, что свидетельствует о его высоком авторитете среди братии. Говорят также, что он, владея греческим языком, регулярно посещал духовные беседы Паисия Святогорца.
Одной из причин, побудивших отца Ипполита покинуть Афон, было ухудшение здоровья в начале 80-х годов. Жаркий климат и высокая влажность воздуха на полуострове негативно сказывались на его легких, с которыми у него были проблемы с молодости.
Россия - Родина моя
Кроме этого, он испытывал ностальгию по Родине, что прослеживается в его письмах, где он писал о ценности жизни в России. В то же время на Афоне происходили изменения из-за прибытия новых насельников из России, что создавало напряжение. Отец Ипполит упоминал, что молодежь приехала и перестала слушать старцев.
Когда его спрашивали о причинах ухода с Афона, отец Ипполит шутил, что устал от афонских апельсинов и хотел поближе к родной картошке. В августе 1983 года он вернулся в Россию со скромным багажом.
В первые годы после возвращения он трудился в Псково-Печерском монастыре, а затем перешел на служение в Курскую и Белгородскую епархию, где занимался восстановлением храмов. В октябре 1991 года стал настоятелем Свято-Николаевского монастыря, но считал, что истинным настоятелем там является Святой Николай Чудотворец.
Дары старцы
Отец Ипполит не хотел привлекать внимание к своим духовным дарованиям и часто говорил о себе скромно. Однажды он поделился, что, несмотря на десятилетия в монашеском облачении, не прожил ни одного дня как истинный монах. В один период его окружало благоухание, которое он пытался заглушить одеколоном, но всё возвращалось снова и снова, пока отец Ипполит не помолился об исчезновении этого запаха.
Проблемные
Об отце Ипполите, который принимал в монастыре всех нуждающихся, узнали многие, включая бездомных и зависимых людей, которых он называл господами, видя в каждом образ Божий. Он наставлял кормить их в любое время, и когда кто-то предлагал выгонять нарушителей порядка, отец Ипполит отвечал, что монастырь не устоит без них, напоминая о том, что фарисеи тоже осуждали Иисуса за общение с грешниками. В итоге многие из проблемных посетителей менялись и помогали восстанавливать монастырь.
Иногда отец получал письма из близлежащих мест (тюрем) с запросами о возможности посещения монастыря после освобождения. Он радушно отвечал:
"Да, приезжайте! Я совсем не против. У нас тут всё можно: и украсть, и выпить… Приезжайте!"
Его свободомыслие вызывало недовольство у архиепископа Ювеналия, но батюшка, смиренно принимая упреки и проливая слезы, говорил:
"Это наши простые русские мужики, наши дорогие мужики. Как мы можем осуждать их после всего, что им пришлось пережить из-за власти?!"
Установленные батюшкой традиции живут и по сегодняшний день.
Эстеты и ученые
Справедливости ради, стоит отметить, что в монастырь приезжали не только изгнанники общества: утонченные эстеты и глубокомысленные интеллектуалы также оставляли свои научные занятия и искусство, чтобы отправиться в Рыльск и с отдачей заниматься прозаичными делами, такими как чистка туалетов, работа лопатой и киркой, а также уборка за стадом коров, насчитывающим более сотни голов.
Коровы занимали особое место в сердце батюшки, который с детства умел ухаживать за ними и доить. Он покупал коров у местных жителей без разбору, даже хромых и тех, кто давно не давал молока. И удивительно, но в монастыре эти животные начинали снова приносить молоко. Однажды монастырь приобрел даже особо своенравного быка, которого не могли усмирить предыдущие владельцы. Говорят, что увидев настоятеля, бык моментально стал послушным и даже опустился на колени.
"Вот и покаялся!" - весело заметил батюшка и сам отвел его в стойло.
Прозорливый и щедрый батюшка
Однажды монахи услышали рассказ о том, как изобретательные жители соседней деревни привели в монастырь слепую корову, интересуясь, заметит ли это настоятель. К их удивлению, отец Ипполит встретил их с улыбкой и сказал: "Не беспокойтесь! Мы рады и слепым коровам!" И даже заплатил за нее больше обычной цены.
Отец Ипполит относился к деньгам, по мнению местных, легкомысленно, удивляя эконома монастыря: раздавал их направо и налево, как когда-то святой Иоанн Кронштадтский, который принимал пожертвования одной рукой и тут же отдавал их другой.
"Чем больше отдашь, тем больше вернется", - говорил он.
И в самом деле, возвращалось: за относительно короткий период времени удалось не только восстановить двухэтажный Николаевский храм из руин, но и отремонтировать церкви, колокольню, построить трапезную и дом для паломников, а также значительно расширить хозяйство монастыря. Кроме того, старец основал пять скитов в близлежащих селах, среди которых особо дорог ему был Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.
Осетия
Рыльск стал вторым домом для многих жителей Осетии. Как-то многочисленная делегация из Осетии прибыла на празднование дня памяти старца. Но казалось бы, какое отношение имеет Курская область к Осетии? Что их объединяет?
Ныне уже невозможно точно сказать, что побудило отца Ипполита взять на себя миссию православного просвещения целого народа, но, по словам осетинских паломников, сама Божья Матерь, которая не раз являлась ему, велела ему молиться за страдающую Осетию, окруженную неблагоприятным соседством. С юга граница с единоверной, но недружелюбной Грузией, а с востока и запада - с исламским миром, далеким по духу.
В конце 90-х отец Ипполит благословил создание в Осетии двух монастырей - мужского и женского.
А будущую игуменью женского монастыря, монахиню Нонну (в миру Наталью Багаеву), он узнал тогда, когда она еще работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск для съемок фильма о батюшке.
"Ты знаешь, что станешь монахиней?" - неожиданно спросил он ее. - "На твоем лбу, как и у всех монахов, светится крестик!"
Прозорливый старец предсказывал трудности, которые могли постигнуть Осетию, включая сход ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Паломники из Осетии, находившиеся в Рыльске летом того же года, делятся воспоминаниями:
«Отец Ипполит с июля настоятельно просил нас связаться с близкими на родине и предупредить, что в следующие месяцы горы станут невероятно опасны».
И вот, 29 сентября ледник обрушился, унеся жизни многих местных и группы, в которую входил Сергей Бодров-младший.
Батюшка также предвидел ужасающую беду в Беслане, случившуюся 1 сентября 2004 года, когда террористы взяли в заложники около тысячи человек в школьном здании.
И, возможно, не случайно осетинский мужской монастырь, первоначально основанный в Беслане, оказался расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной Иисусом Христом.
Помощь старца
В монастыре до сих пор ведутся особые журналы, где паломники делятся историями о том, как отец Ипполит помог им в различных жизненных обстоятельствах. Таких записных книжек накопилось уже несчетное количество, и поток благодарственных записей не иссякает.
Еще в далеких 90-х всю Россию охватили рассказы о том, как отец Ипполит выручал людей из глубокой беды: семейные раздоры исчезали, те, кто был в плену у наркотиков или алкоголя, находили путь к здоровой жизни, а злые сердца преображались в добрые. Случались истории, что по его молитвам поезда останавливались ради опоздавших путешественников, автомобили с критическими поломками вдруг заводились, а один рыбак поймал целую тонну рыбы в водах, где она даже не водилась.
Не это ли напоминает о рыбаках из библейских времен? Чудеса случаются ежедневно, и это нормально; удивительно, когда их нет. Часто они незаметны, но многие все же ждут чего-то столь же грандиозного, как хождение по воде.
Те, кто помнит отца Ипполита, вспоминают, что при первой поездке в Рыльск ожидали встретить величественного старца, источающего мудрость. Однако встречал их скромный монах в потрепанных кедах и заштопанной одежде. Многие признают, что в начале были разочарованы:
"Не этого ли старца мы искали?"
Отец Ипполит был великим молитвенником и человеком немногословным – книг не оставил, проповедей особых не произносил, речь его была проста.
"Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем" – говорил он.
Он внимательно слушал паломников, хотя и без их слов все знал, отвечал кратко и тихо, иногда, казалось, настолько непонятно, что его было сложно понять. Но его главное слово всегда было ясным для всех:
"Помолимся!"
И молитва его совершала – и продолжает совершать – настоящие чудеса, ибо она угодна Богу.
Слава Богу за все!
Помолимся сегодня вместе о курской земле, да и о всей России. Принесём добрые плоды покаяния!
Наставления
У Ангела два крыла, у Серафима шесть, а у человека столько крыльев, сколько у него любви.
Люби физический труд. Я на Афоне только этим и спасался. Когда было особенно тяжко, я куда-нибудь уходил, брал себе участок земли и расчищал его. Минимум три часа в день старайся физически работать. Земля любит, когда с ней работают, когда ее любят. Она за это человеку свою силу дает. Как раньше говорили – сам умирай, но землю засевай.
Псалтирь почитай, там ведь все есть. Вот ты ученый, а знаешь, ведь Господь не просто звезды создал, он, подумай только, каждой звезде имя дал! В Псалтири так и сказано: «... и каждой звезде имя нарицаяй».
Часто Батюшка, прозревая какие-то грядущие скорби и напасти, мог ни с того ни с сего пожелать тебе терпения: «Терпи, отец, терпи». Когда он говорил «крепись» – это означало, что скорби будут сугубые. Очень и очень редко он говорил: «Мужайся, будь мужественным» – следовавшие за этим испытания требовали напряжения всех душевных сил. Пожелание здоровья – «Ну, здоровья тебе, отец» – означало какую-то опасность, связанную со здоровьем, или болезнь.
– Отец, когда у вас в горах Осетии монастыри будут, как у вас там будет красиво! В ваш монастырь паломники будут приезжать со всей России, вот как к нам и в Рыльск – автобусами.
– Батюшка, а старцы у нас в монастыре будут?
Отец Ипполит ответил с улыбкой:
– Будут, отец, будут...
Вот я принимаю их (паломников), разговариваю с ними, но, на самом деле, просто поддерживаю, чтобы не унывали. А чудеса по их вере творит Господь.
Всегда читай акафист Николаю Чудотворцу. Он ближе всех святых к Богу и быстрее всех нашу молитву слышит.
Побеждай свои страсти. Но мы все болящие, живем по страстям, а значит живем – не ведая воли Божией, не по Закону Божиему. Смирение нужно. Страсти нападают! А ты на них внимания не обращай – не впускай в сердце. Они всю жизнь будут приходить. Ко мне вот тоже до сих пор приходят. Самый тяжелый грех – отчаяние. На Афоне мне один старец говорил: «Пусть Господь любой грех попустит, но только не отчаяние. Да не дай Бог отчаяния».
Не говори языком, его черви съедят, говори сердцем, тогда тебя услышат, даже если ты скажешь шепотом, даже если ты будешь молчать.
Почему в России люди, особенно мужчины, так мало живут? Причина в нашей крови. Любую семью можно уничтожить тремя способами: безверием, волхвованием и блудом. Господь ревнует о Своей Матери, а Мать у Него – Дева. Если девица вне брака, не под благодатью таинства теряет целомудрие, то у нее кровь портится. Душа живет в крови. Как раньше говорили: испортили девушку – у нее кровь поменялась. И теперь она только болящих будет рожать. Юноши, поругавшие девство, рано или поздно обречены на погибель. Их ждет Божие возмездие, насильственная смерть. И мужей и жен спасает покаяние. И только Причастие, Кровь Христова может исцелить нашу кровь. Тогда только возможна крепкая здоровая семья.
Мать – неоценимое слово, и нет ей цены, вот что такое мать…
Песня – это жизнь, да… Апостол говорит: молись, пой псалмы, песни, да, да…. Это же жизнь, песни.
Я всегда говорил: тот знает человек, что такое Родина, когда поживешь за пределами Родины… Россия моя! Слово «Родина» – ей нет цены.
У каждого есть бесы, мы ими облеплены. Но у одних они открыты, а у других скрыты. Если у человека есть страсть, то это значит, что он одержим ею. Когда не может бросить курить, пить. Он может не кричать на молебне, вроде с ним все нормально. Но если человек грешит, то это значит, что он раб какого-то из бесов…
Берегись, в конце времен умные будут спасаться, а глупцы – кататься.
Приезжайте к Рыльским крестам! Какая тут благодать и борьба!
P.S. Поделитесь в комментариях своими историями, связанными с отцом Ипполитом.