Найти тему
Православие.ONE

Священники тайно блудили, обогащались и предавались различным грехам. Инок описал эти случаи и обратился с поучением ко всем

Оглавление

Очень сложная тема, в чем-то обличительная. Об этом Агапий Ландос, инок Критский пишет, обращаясь к современному человеку со следующими словами и вразумительными случаями из жизни, выводами.

Блудный священник

- Дорогие мои, в сборнике, известном как "Лавсаик", содержится повествование об одном священнослужителе, который очень страдал.

Это было в давние времена.

Тело его настолько ухудшилось, что стало причиной отвратительного запаха и гноения, превращая его в удручающее зрелище, избегаемое окружающими.

Священник отправился в отшельническое место в поисках совета и узнал о авве Макарии Александрийском, известном своей прозорливостью. Известно, что молитвы преподобного приносили людям вразумление. Услышав об этом, священник обратился за помощью к Макарию, но тот, видя истинную причину его состояния, не стал отвечать ему.

Ученики Макария, сожалея о состоянии священника, убедили авву оказать ему милость, но он объяснил, что болезнь священника является наказанием за его блудные поступки и нечестивое служение литургии. Он предрек, что священнику следует воздержаться от священнослужения и славить Бога за временное наказание, чтобы избежать вечных мук. Раскаявшись и обещав прекратить служение, священник молитвой Макария был благословен на добродетельную жизнь и все у него прошло.

Кстати, данное чудо также описывается в "Луге духовном" и упоминается Кесарием и другими историками.

Чудо, явленное священнику во время причастия

Описывается история другого недостойного священника, который испытывал страшные муки при совершении литургии, особенно в момент причастия, когда его руки тряслись так, что чаша едва не выпадала из рук.

И тут он увидел странное чудо. В тот час, когда священник собрался причаститься, Жемчужина превратилась в живого Младенца. Младенец мешал священнику причаститься, Он боролся с ним и не давал ему приобщиться Себе. Священник насильно брал Младенца и приближал к устам, но Младенец отворачивался и не желал входить в уста. В конце концов, когда они так упорствовали достаточно времени, Святой Младенец вошел в недостойные уста священника, но с очень разгневанным и опечаленным ликом.

Духовник, осознав суть произошедшего после богослужения, в уединении поделился своим видением с другим священнослужителем, наставляя его следующим образом: «Остерегайся, отныне не осмеливайся совершать священнодействия, чтобы не вызвать гнев Всевышнего, который может наказать тебя молнией или незримым мечом, как это случилось с некоторыми, в то время как твоя душа будет вечно страдать. Очистись через покаяние и исповедь, и лей горькие слезы, ведь ты не знаешь, наступит ли твой последний день уже завтра. Я уверен, что Господь просветил меня прийти на литургию сегодня ради твоего спасения. Поэтому больше не пренебрегай милосердием нашего Господа, который терпел тебя так долго ради покаяния и не уничтожил тебя за безстыдство и недостойность».

Священник, услышав это, глубоко устрашился, искренне покаялся, исповедал свои грехи и принял заслуженное воздаяние, больше не посягая на совершение литургии и избегая прежних грехов, прожив остаток своих дней в благочестии перед Богом.

Священник-чародей и блудник

В небольшой деревне Трахиады, расположенной недалеко от Констанции на Кипре, за десять лет до завоевания острова проживал священник, который пал жертвой сатанинских искушений, овладев искусством колдовства и чародейства до совершенства. Этот человек, погрязший в безбожии и презрении, настолько опустился, что устраивал пиры с использованием священной утвари в компании блудниц. Однако божественное правосудие не терпело подобного непотребства, и в итоге грехи священника были обнародованы перед правителем. Правитель приговорил его к смерти, а Аркадий в те времена занимал должность архиепископа острова.

Когда низвергнутого в грехе священника привели на площадь перед многочисленной толпой, желающей стать свидетелями его казни, к нему обратился советник правителя, человек проницательный и образованный, с такими вопросами:

«Расскажи, о пропащий, как ты осмелился приближаться к священному алтарю, когда был проклят? Как мог ты совершать бескровную жертву, принимать чистоту и непорочность, целовать Господа устами предателя Иуды, касаться Его нечистыми руками? Как ты не опасался, что земля поглотит тебя, или что с неба упадет молния и сожжет тебя? Как же ты, поклоняясь диаволу, мог причащать народ Божественными Тайнами?»

На что злодей ответил:

«Клянусь Богом, который теперь накажет меня через ваши руки и затем в вечных муках ада, я говорю правду: с того момента, как я стал колдуном, я больше не совершал литургий. Каждый раз, когда я поднимался на алтарь, Божественный Ангел связывал меня за спину к колонне. Именно он совершал литургию, а когда приходило время продолжать службу и причащать народ, он освобождал меня, и я возвращался».

Слушая это, толпа восхваляла Господа, восклицая:

«Велик Бог христиан! Велика вера Православная». Так восклицала толпа, а злочестивый священник, осужденный единогласно, был сожжен на костре.

-2

Другие случаи

- Во Франции или Северной Италии жил еще один недостойный служитель церкви, который во время праздника служил перед большим собранием народа. В момент, когда он готовился к причастию, с небес обрушился огонь, обуглив его руки до локтей и превратив их в жалкое зрелище. Множество других примеров могли бы быть приведены здесь, чтобы послужить уроком для тех, кто недостойно исполняет священные обязанности, но ради краткости я оставлю их за пределами повествования и изложу только еще одно весьма страшное предание. - пишет инок.

Став архиереем, предался греховной жизни

В Саксонии проживал юноша по имени Унт, который пылал желанием научиться грамоте, однако его умственные способности не позволяли ему освоить знания. Он молился в церкви перед Господом и Его Матерью о помощи в обучении, проводя долгие часы в молитвах.

Однажды ночью ему явилась Пресвятая Дева Мария и сказала: «Вот, тебе дан дар мудрости, но помни о благодарности за это благословение, чтобы не понести наказания и для души, и для тела».

Молодой человек быстро обрел мудрость и стал учителем, вызывая восхищение своими речами и рассуждениями, которые все считали божественными, и глубоко уважали его.

После смерти митрополита его избрали на архиерейское служение. Однако, приняв высокий церковный сан, он отказался от добродетели и предался греховной жизни, забыв о даре, данным ему Богом, и нарушал каноны церкви, удовлетворяя плотские желания.

Особенно порицаемым было то, что он, будучи развратным, неостанавливаемо совершал литургии и посвящения. Божественное правосудие не терпело такого беззастенчивого поведения и жестоко наказало его, став уроком для других, чтобы они не смели приближаться к священнодействию с нечистым сердцем.

Рассмотрим описание его кончины.

В той местности проживал благочестивый священнослужитель по имени Петр, который оставался в соборе святого Маврикия на ночную молитву накануне литургии. В полночь сильный ветер погасил все свечи, и тут появились юноши, озаренные мощным светом, установив перед алтарем сверкающий Престол. Священник с ужасом наблюдал, как Царь Славы в патриарших одеяниях занял трон и приказал Ангелам привести привязанного бывшего митрополита. Святой Маврикий обратился к Судии с просьбой наказать неправедного, который разорил его монастырь, ради плотских удовольствий. Осужденный же просил о времени для покаяния, но Господь отверг его просьбу, указывая на его прежние поступки.

Тогда Божья Матерь попросила Господа не щадить неблагодарного человека, и Ангелы казнили его.

После этого видение исчезло, и церковь погрузилась в темноту.

Священника, изнеможденного страхом, нашли на полу. Когда наступило утро, люди обнаружили его рассказавшим о всем, что он видел, и в спальне архиерея нашли его обезглавленным. Это вызвало у всех трепет.

Что будет за подобные грехи?

Агапий Ландос, инок Критский далее обращается:

– Видите, священнейшие архиереи?

Такой страшнейший суд постигает недостойно совершающих священнослужение. Блажен час, если то будет только смерть тела. Тогда случится лишь небольшая беда, а временное наказание не станет обручением нескончаемого мучения. Не думайте, что если сейчас не происходят таковые суды Божии и мучения плоти, то вы избежите смерти безсмертной души. Нет, скорее вы будете еще хуже наказаны на будущем Судище, потому что вы слышали и видели такие чудесные дела, и не поверили им, – но любите славу людскую больше, чем славу Бога; дружелюбны к золоту больше, чем к Христу, а Его вы, как Иуда, продаете за серебро.

Вам кажется малым грехом рукополагать недостойных из-за денег, или из-за страха перед князьями, или под каким другим предлогом. Но симония – величайший грех, едва ли не больший из всех, как нас сообща учат отцы. Как вы дерзаете продавать дар Святаго Духа? Не выдумывайте предлогов, что, мол, для власти нужны деньги, а мы, дескать, если не выполним «долг», то нам не на что будет существовать. Знай, этот предлог не поможет тебе в страшный день. Никто тебя не принуждал быть архиереем, но ты обрел архиерейство по тщеславию и сребролюбием. Если бы не было соперничества иеромонахов, то избирали бы без серебра того, кого пожелал просветить Господь. Но ты, чтобы получить славу, употребил столько денег, что увы тебе будет, когда ты попадешь в руки Знающего тайное сердец, ибо страшно впасть в руки Бога Живаго.

Затем инок объясняет сказанное ранее так:

– Я стремлюсь выразить мысль, имеющую отношение к нашей теме, однако я предпочту воздержаться от ее озвучивания, чтобы не оскорбить благородство священнослужителей. Все, что я уже сказал, было продиктовано искренним желанием принести пользу братии, а не с другой целью. Пусть каждый осмотрит свою жизнь и стремится исправиться сейчас, когда каяться еще полезно, ведь будет поздно сожалеть, когда возможность покаяния утрачена. Если вы обнаружите в себе грех, мешающий совершать священные обряды, откажитесь от занимаемого положения и не бойтесь осуждения или нищеты. Лучше презирать себя в этом мире и быть лишенным земных удовольствий на короткий промежуток вашей земной жизни, чем терпеть вечные муки впоследствии.

-3

Тем из вас, чью совесть не укоряет грех, достойный отлучения, я воздаю должное. Однако я призываю вас прежде всего оградить себя от симонии и от денежных вознаграждений за посвящение в священники. Если вы нуждаетесь, лучше умолять милостыню у христиан, которые, увидев вашу искренность, будут почитать вас, что принесет вам больше пользы.

Далее инок напоминает:

– Позвольте мне напомнить вам, что, обладая высоким статусом, вы должны превосходить других в доблести. Вы должны светиться, как маяки, чтобы те, кто стоит ниже, видя ваши благие поступки, извлекали из них пользу и славили Господа, так как Он Сам сказал: "Пусть светит ваш свет перед людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного".

Иоанн Златоуст в слове «О священстве» говорит: «Получивший священство не должен смеяться, празднословить и вообще говорить что-либо не на пользу слушателей, – чтобы празднословием не огорчать Духа. Священство совершается на земле, но относится к чину Небесных Воинств. Им распоряжается ни Ангел, ни Архангел, но Сам Утешитель. Нужно, чтобы священник был чист, как Ангел. Ибо он во плоти входит в служение безтелесных. О, чудо! Каково человеколюбие и смирение Божие! Седящий с Отцом наверху в час этот держится смертными руками, которые дают Его желающим, достойно стоящим вокруг. Священники живут на земле, но допущены поселиться на Небе. Они получили власть связывать и разрешать. Эту власть Бог не дал ни Ангелам, ни Архангелам. Хотя священники трудятся на земле, они проходят Небеса, и Бог господствует и делает твердой мысль своих рабов. Кому вы оставите грехи, им будет оставлено. Кому вы удержите, будут удержаны. Священник должен быть всегда в большом мире со всеми, непрестанно в стенаниях, в кротости и великодушии, в великой любви. Он должен быть милостив к нуждающимся и не отворачиваться от просящего, не давать деньги в рост, не ругаться, не лгать совершенно, не глумиться ни над кем, не слушать сплетника, но отвращаться от него, не напиваться вином, не блуждать в насыщении чрева. Не украшаться одеждами и обувью, но добродетелями, не завидовать никому, не быть злопамятным к оскорбившему, но от всего сердца отпускать ему и прощать для его пользы. Ко всему этому священник должен быть внимателен и хранить заповеданное ему в точности, чтобы со дерзновением и в чистой совести учить других. Если по небрежности или невнимательности он не слушает говорящих и не сохраняет в точности на пользу слушателей и учащихся у него, то полезнее ему повесить на шею мельничный жернов, вращаемый ослом, и бросить в море, чем извинять такое служение». Это все слова златоглаголивого мужа, которые я здесь написал, как они в оригинале, для большего уверения. Их каждый должен усвоить, ибо они вполне понятны и несложны.

Если священник должен быть таким добродетельным, то сколь более архиерей! – который выше по достоинству. Знайте, святейшие таинники Пресвятой Богородицы и вышесущественной Троицы, знайте великое достоинство, полученное вами. Вы по чести выше безплотных Ангелов. У вас столь великая власть на земле, что жизнь ваша должна быть равноангельской, лишенной любых безчиний, чтобы миряне смотрели на вас без стыда.

Хороши же священники, которые поют песни, пляшут, играют в карты и прочие безчинные игры! О, ваше невежество и неразумие! Почему вы презираете, несчастные, полученное вами превышающее Ангелов достоинство? Что будут делать миряне, когда увидят, что делаете вы? Вы чем-то отличаетесь от них?

Плачьте, братья, ибо время драгоценно, не тратьте его суетно и понапрасну. Заботьтесь о спасении души, а не о сладострастии тела. Воздерживайтесь от всего того, о чем говорит божественный Златоуст, и особенно – от пьянства и пирушек все время, особенно вечером, перед литургией. Неужели тебе кажется малым грехом хорошо поесть с вечера, напиться, а завтра священнодействовать, – и так все время? Я здесь произвожу суждение сам, ибо если приведу все свидетельства учителей, то очень затяну разговор, а книга станет безразмерной. Я напомню тебе только слова блаженного Павла, которые стоят всех остальных, потому что Павел – глава и руководитель других учителей.

Павел говорит во Втором Послании Коринфянам, в главе 6: Не заблуждайтесь. Развратники и распутники и пьяницы не наследуют Царствие Божие. Неужто ты можешь сказать, что Павел лжет? Нет. Он просвещен благодатью Святаго Духа, Который говорит его устами, и все другие стали мудрыми, благодаря ему. Знай, что он мыслит пьянство равным разврату. Почему же ты не боишься и не воздерживаешься, но совершаешь тогда священнодействие, несчастный? Тебе кажется хорошим, что ты, священник, равный Ангелам по достоинству, становишься подобен свиньям? Что ты падаешь в канаву от хмеля? Берегитесь, ради Бога, этого неподобающего, если не сказать блудного дела. Вы не только сами себя презираете, но и миряне вас не чтут, потому что вы обезчестили свое достоинство.

-4

Вы должны избегать не только вина, но и всякого другого дела, вводящего в соблазн зрителей. Когда миряне видят, что священники ведут себя безчинно, играют, то и они творят подобное. Священники, подающие дурной пример, дважды подлежат мучению. Во-первых, потому что они согрешили, а, во-вторых, – они стали причиной соблазна ближнего. Прекратите, братья и отцы, такие дела. Держите в уме добродетель. Сохраняйте обещания и обязанности пред Господом. Думайте о вашей душе и сотворите достаточное покаяние вовремя, здесь и сейчас, чтобы не рыдать вечно в будущем мире.

На этом повествование инока заканчивается.

Мы же должны задуматься над тем, как сами живем, не осуждая других. Некоторые миряне очень любят «промывать косточки», чуть заслышав о недостойном священнике, вместо того чтобы вознести молитвы Богу о вразумлении и спасении заблудшей души. Ведь оно как бывает: в чем осудишь, в том и сам побудешь. Будем помнить об этом!

Слава Богу за все!

Другие публикации канала