Живописный, несмотря на возраст и неухоженность, полукаменный особнячок с двумя мезонинами по улице Степана Разина, 21, в реестре ОКН фигурирует под названием городской усадьбы Ивана Петровича Сорокина и его жены Александры Ефимовны.
Двухэтажный полукаменный особнячок имеет развитую вглубь двора планировочную композицию с выходящим на улицу главным фасадом. В уровне оштукатуренного первого этажа расположены четыре небольших прямоугольных окна, обрамленных тянутыми наличниками и профилированными прямыми сандриками. В помещения первого этажа ведет отдельный вход с улицы - через расположенный справа невысокий пристрой. Это позволяет догадаться, что нижний этаж использовался под торговлю.
Слегка сдвинутые внутрь стены второго срубового этажа покрывает горизонтальная тесовая обшивка. Углы оформлены пилястрами с вертикальными нишами и имитацией капителей в верхней части, высокие окна окантованы резными наличниками и точеными сандриками с полукруглой бровкой. Венчающий карниз опирается на фигурные кронштейны, расположенное в центре треугольного фронтона чердачное окно так же декорировано резным наличником.
Вход в помещения второго этажа, служившие хозяйским жильем, располагался во дворе - со стороны протяженного бокового фасада, так же в пристрое с лестницей. Над кровлей симметрично относительно конька возвышались два мезонина
Время постройки специалисты установили в интервале 1881-1889-х годов. Владелец хоть и принадлежал к почтенному купеческому сословию, заметной фигурой в жизни города явно не был и сведений о себе не оставил –
При этом кое-что рассказать о хозяевах может сама усадьба. Известно, что заказчиками и владельцами каменно-деревянных домов обычно были вчерашние крестьяне, «поднявшиеся» за счет предприимчивости и деловой хватки и при этом сохранявшие прежние вкусы, привычки и любовь к традиционному деревянному жилищу. Для «полукаменного» строительства, конечно, имелись свои резоны. Прежде всего – в условиях постоянной пожароопасности каменный первый этаж позволял обезопасить запасы и товары.
Повышалась прочность и долговечность, играла свою роль и статусность – выстроить дом, наполовину сложенный из камня, стоило недешево, зато было престижно. Внутреннее устройство отличалось единообразием – внизу оборудовали лавки , склады и конторы, помещения для прислуги, иногда – комнаты для гостей или бедных родственников, сами же хозяева занимали «парадный» деревянный второй этаж со светлыми высокими комнатами и резными фасадами.
Косвенным источником информации о владельце можно считать и и возвышающиеся над боковыми фасадами мезонины. Нарядную надстройку с собственной крышей и окнами, перекочевавшую в купеческие и зажиточные крестьянские дома из русской усадебной архитектуры, для Самары – да и прочих территорий к востоку от Москвы - можно считать совершенно нехарактерной.
Единственный регион, где мезонинами-светелками венчались даже обычные деревенские избы – это тогдашняя Ярославская губерния, включавшая в себя нынешние Ярославскую и Костромскую области. Самару же второй половины позапрошлого века именовали Новым Вавилоном, и очевидно, что «понаехавшее» разнокалиберное «новое купечество» строило себе жилье сообразно с архитектурными вкусами и строительными приемами тех мест, откуда было родом.
Кроме того, бывший купеческий дом информирует о «коммерческом профиле» хозяина. Согласно архивам городской Управы, вскоре после покупки дворового места И.П. Сорокин оформил разрешение на строительство во дворе усадьбы сразу двух амбаров – каменного и деревянного с брандмауэром.
В 1886-м возвел еще один «деревянный хлебный амбар с двумя отделениями», а к 1894-му году, когда домовладелицей стала купеческая вдова Александра Ефимовна Сорокина, налоговые ведомости зафиксировали наличие на участке, помимо двухэтажного полукаменного дома с мезонином и пристроенного к нему флигеля четыре объединенных каменных амбара и два деревянных с брандмауэрами, занимавших практически всю территорию усадьбы.
Неудивительно, что прочие строения буквально лепились на основное здание! Сам собой напрашивается вывод, что И.П Сорокин торговал мукой и на первом этаже его особняка работала мучная лавка.
После Октябрьского переворота и лавка, и хозяйские горницы, и флигель превратились в плотно заселенные коммунальные квартиры и продолжают пребывать в статусе многоквартирного дома по сей день. Будучи признан объектом культурного наследия, дом давно ожидал ремонта, держась лишь благодаря изначальному запасу прочности - и, похоже, почти дождался:
19 января нынешнего года в Москве наконец-то утвердили судьбоносный "Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Городская усадьба купца И.П.Сорокина и А.Е.Сорокиной» по адресу:г. Самара, ул. Степана Разина, д. 21"