Александр Беленький (и Клиффорд Этьен) – о Николае Валуеве в день его рождения.
Сегодня, 21 августа в 51 день рождения Николая Валуева я вдруг с ужасом подумал, что у нас уже выросло целое поколение болельщиков бокса, которое не видело Николай Валуева в деле. Это действительно так и есть. 7 ноября 2009 года он провел свой последний бой. Это что же, пятнадцать лет назад? Те, кто тогда лежал в кроватке и кричал «уа» на радость бабушкам, сейчас уже находятся в относительно половозрелом возрасте и кричат на улице совсем другие вещи.
Поэтому я просто скажу, что Николай Валуев – это боксер ростом 213 см и весом под 150 кг, который 17 декабря 2005 года стал чемпионом мира (разумеется, в тяжелом весе) по версии WBA, победив американца Джона Руиса. 14 апреля 2007 года, проиграв по очкам (конечно, по очкам, потому что ни в нокауте, ни в нокдауне он ни разу не был) Руслану Чагаеву из Узбекистана, он уступил ему и титул. 30 августа 2008 года Николай Валуев снова завоевал титул WBA, победив все того же Джона Руиса, а 7 ноября 2009 года проиграл его по причине травмы англичанину Дэвиду Хэю и оставил ринг. Дальше была общественно-полезная деятельность в Государственной Думе России. Я встречался с Николаем уже в эту пору, и он поразил меня способностью великолепно разбирать все госдумские планы на раз-два.
А теперь программа необязательная. Большую часть карьеры Валуев провел с тяжелой травмой. Я видел не раз его тренировочный процесс и знаю, что он практически не бил правой рукой. Его противникам и левой хватало. Поэтому сегодня мне захотелось вспомнить мою статью от 16 мая 2005 года, когда у Валуева все еще было в порядке, и он за два дня до этого нокаутировал американца Клиффорда Этьена в третьем раунде. Николай в том бою был великолепен. Я взял интервью у Этьена после боя, и вот, что он сказал:
«Спорт-экспресс», 16 мая 2005 года
ИНТЕРВЬЮ С «ШВЕЙЦАРОМ»
Велик и могуч русский язык, но все-таки не настолько, чтобы передать речь хулиганствующего афроамериканца: у нас просто нет языкового аналога этому безобразию. И все же я сделаю робкую попытку донести до читателей, что сказал Этьен в интервью автору этих строк:
- Так, почему ты встал здесь? Ты, видимо, хочешь сказать, что ты преграждаешь мне дорогу. А ты знаешь, что я делаю с теми, кто преграждает мне дорогу? Нет, ты даже представить не можешь, что я делаю с теми, кто преграждает мне дорогу.
Или ты думаешь, что твой приятель высотой с «Эмпайр Стэйт Билдинг» так меня отдубасил, что я не смогу убрать тебя с дороги? А вот мы сейчас попробуем. Нет, мы не будем пробовать – потому что ты, кажется, хороший парень и просто хочешь задать мне несколько вопросов, на которые я тебе, может быть, даже отвечу, если ты будешь очень хорошо себя вести. А если будешь плохо себя вести, нет, если ты только подумаешь о том, чтобы плохо себя вести и показывать свое неуважение к бедному побитому человеку, то я сделаю тебе бо-бо.
Кто говорит, что Николай слабо бьет? Ты вот сразу начал с того, что попытался меня обидеть – значит, сейчас будем делать тебе бо-бо. Ты хочешь сказать, что я просто так падал? Что я падал от ударов человека, который бить не умеет? А-а, это раньше так говорили. А ты тоже так раньше говорил? Нет? Молодец. Ну, если ты так хочешь знать, то, может быть, раньше он и бил слабо, а сейчас он бьет очень сильно. И справа, и слева. Караул просто.
Знаешь, откуда вылезают глаза после его ударов? Не знаешь? И не узнаешь, потому что здесь женщины кругом, а я воспитанный молодой человек и тебе не скажу, а сам ты никогда не догадаешься. Впрочем, может быть, и догадаешься, потому что глаза у тебя умные. Люди, вы согласны, что у этого парня умные глаза? А раз так, то он, наверно, без труда догадается, откуда они у него выскочат, если ему по кумполу ударит Валуев. Нет, я не дурачусь, Нико и впрямь очень сильно бьет, и только конченый дурак мог сказать, что у него что-то не так с ударом. А джеба такого я давно не видел – это ужас какой-то. Правда, он все время оставляет руку, а из-за этого очень удобно бить правый кросс, что я и делал.
(Словно испугавшись собственной серьезности.) Нет, ну ты сам подумай тем, что у тебя спрятано за этими умными глазами: может человек ростом десять футов и весом в полтысячи фунтов слабо бить? Ты думаешь, самый талантливый мухач мог бы побить Роя Джонса? Щас! А у меня с Нико такая же разница в весе. Да я просто герой, что вообще вышел против него».
И дальше все в таком же высоком духе. Надо сказать, что Клифф Этьен уже просидел десять лет из сорока назначенных за вооруженное ограбление к нашему разговору и через несколько месяцев снова попал в тюрьму, где получил после выяснения всех деталей 105-летний срок, который и отбывает по сей день. Находясь в наркотическом опьянении, этот миллионер (а он был миллионером) попался за кражу 1978 долларов из какой-то кассы и за то, что «стрелял» из пистолета по людям. «Стрелял» - потому что пистолет, тоже, видимо, пребывавший в том же состоянии, что и его хозяин, из раза в раз давал осечку. Не будь этого, там было бы четыре-пять трупов, а то и больше. Сейчас этот мордоворот работает в тюрьме ХУДОЖНИКОМ и парикмахером.
Но для меня Клифф Этьен запомнился тем, что он дал самое запоминающееся интервью о Николае Валуеве, которое я хочу напомнить к его 51 дню рождения.