Найти тему

Чем занимается системный аналитик

Оглавление

Небольшая предыстория.

Недавно понял что мало кто из окружающих понимает чем я (системный аналитик) реально занимаюсь на работе. Вот для людей НЕ из IT и пишу.
Может кому-то полезно будет.

Словарик

  • Разработчик - программист. Человек который делает программы\пишет код\чинит стиральные машины и холодильники.
  • Заказчик - может быть один человек, целый отдел или компания. Просит вас что-то сделать и платит вам за это деньги.
  • Outlook - почта, типа "Яндекс.Почта" или "GMail"
  • Jira - список задачек которые тебе надо сделать. Например "Todoist" или "TickTick"

Работа

Итак, если сильно упростить, то основная работа аналитика это:

  • Экономить время разработчика, собирая максимальную информацию о доработке, до того как он начнёт работать.
  • Держать заказчика в курсе происходящего в системе (что делаем, где делаем, зачем делаем, когда сделаем, что получим от того что сделаем)

Далее конкретнее на одном простом примере из которого состоит 60% рабочего времени.

Пример привожу выдуманный, чтобы избежать внимания работодателя, но максимально приближенный к реальности.

Пример

Дано: Ты аналитик отвечающий за страницу сайта на картинке.
Видишь что в Outlook (почта) пришло письмо с информацией о том что в Jira (задачник) на тебя назначили новую задачу PRZ-32718 (просто номер).
Всё что в ней написано "
Нужно добавить баннер на страницу сайта. Как можно быстрее"

Картинка страницы сайта за которую ты отвечаешь.
Картинка страницы сайта за которую ты отвечаешь.

Решение: Первое что мы понимаем - это то что из описания задачи мы ничего не понимаем. Первым делом нам нужно понять будем ли мы это вообще делать (возможно не будем). В связи с этим мы делаем следующее:

  1. Пишем заказчику задачи в личку, говорим что нужно обсудить детали задачи и просим назвать удобное время для созвона.
    Обычно, в этом место заказчик говорит что вроде всё понятно, но надо так надо.
  2. Назначаем встречу в календарь на договоренное время.
  3. Подключаемся на встречу и заваливаем заказчика кучей интересующих нас вопросов:
  • Зачем добавлять баннер?
  • Как он должен выглядеть? (цвет, размер, расположение, эффекты, анимация)
  • Какое должно быть содержание баннера?
  • Где взять содержание баннера?
  • Когда баннер должен появиться на странице?
  • Сколько баннер будет там висеть?
  • При каких условиях баннера должен появляться?
  • Что можно сделать с баннером (посетителю\администратору сайта) ?
  • К кому посылать договариваться, если он кому-то будет мешать?
  • Есть ли какие-то дополнительные условия, без которых баннер не имеет смысла?

Если после допроса стало понятно что доработку делать надо. И тем более есть понимание что и как должно измениться в системе, чтобы задача была выполнена, то только тогда вы идёте просить поработать дядю разработчика

Разработка\доработка

После того как мы запытали заказчика за его деньги, пришло время разработчика. Далее алгоритм следующий:

  1. Ставите ему в Jira максимально конкретную задачу.
    Примерный текст:
    "- На странице
    https://ru.saitsaitsait.org нужно добавить всплывающее окно.
    - Размеры, содержание и оформление окна находится тут (ссылка картинку с описанием)
    - Логика появления: окно должно появляться через 10 секунд после полной загрузки страницы сайта.
    - При появлении окна должен воспроизводиться звуковой файл (ссылка на звуковой эффект)
    - Кнопка закрытия окна (красный крестик) появляется через 15 секунд после полного отображения окна на экране клиента.
    - При нажатии на красный крестик окно исчезает
    - При нажатии на любую другую часть данного окна происходит переход клиента по ссылке
    https://sobaka-lalalaka.ru
    - Окно должно быть добавлено на сайт до 15.12.24
    - После 10.01.25 окно должно перестать появляться
  2. Идём пить чай, ждём либо вопросов от разработчика, либо сообщение о готовности доработки.
  3. Проверяем сами работает ли так как надо или просим об этом тестировщика (специальный человек для проверок). Если есть "косяки", то пишем разработчику что и где нужно поправить.
  4. Если "косяков" нет, то пишем заказчику и просим лично убедиться что всё работает так как он хотел в своих влажных фантазиях.
  5. Далее, либо получаем сообщение "Спасибо, всё работает", либо получаем список "косяков" или дополнительных "хотелок" которые возникли после созвона (такое очень часто бывает). Всё это нужно передать разработчику.
  6. Если получили "Спасибо, всё работает", то закрываем задачу и реально идём пить чай.
    В противном случае повторяем действия с 2 по 5 до получения "Спасибо, всё работает". Иногда, если заказчик добавляет и добавляет "хотелки", то надо поговорить и поставить точку. А всё что после неё договориться унести в следующую задачу.

Резюме

Вот так плюс минус можно описать 60% рабочего времени системного аналитика.

Я описал свой опыт и опыт друзей работающих в той же области, но в других компаниях. Прекрасно понимаю что мой опыт может отличаться от вашего, так что если есть что добавить, то добро пожаловать в комментарии.

Также буду рад обратной связи или вашим вопросам, если что-то осталось непонятно или хочется подобным образом "на пальцах" разобрать что-то другое связанное с этой профессией. 😘