Найти тему
Функция Архитектура

Три коротких истории о наименьшем.

Оглавление

Мне кажется, что каждый человек изучающий искусство и его историю, может натолкнуться на одну интересную идею. О том, что такого понятия как стили вообще не существует. Когда мы открываем раздел определенного стиля - мы видим там множество имён, лишь одно из которых является действительным родоначальником - остальные лишь повторяли, переосмысливали и интерпретировали. Так же как и некоторые другие понятия к стилям не имеют никакого отношения. Как, например, реализм. Нужно ли шутить, что реальность выполнена в реальном стиле реализма? А также минимализм. Здесь нет стиля, потому что пустота является первопричиной явления. Минимализм сложно назвать декоративным или изобразительным. Скорее это стиль мышления, связанный с математикой и выражающий идею через отсутствие. Иногда и самой идеи. Но если мы прислушаемся к пустоте и присмотримся к тишине - мы поймём, что нет ничего более многозначительного, чем молчание или отсутствие. Минимализм является тем инструментом, через который человек может понять, что само понятие искусства намного шире смыла этого понятия. Что искусство окружает каждый миг его жизни и наполняет смыслом каждое его действие.

Я расскажу вам три истории из жизни. Вы можете сами решать было ли это на самом деле или это плод фантазии автора - это не имеет значения для текста. Но эти истории раскроют тот смысл, который я понимал даже тогда, когда не понимал никакого смысла. О том, что минимализм это не одежда и не поведение, не религия и не воспитание. Это глубокое чувство, живущее внутри, умение терпеливо наблюдать и видеть, мыслить через ноль и ощущать через ничто окружающее нас.

Самолёт.

Когда-то Я был маленьким. Лет четырёх-пяти. Мы жили в одноэтажном доме вокруг которого был красивый фруктовый сад. В один из летних дней отец отправил меня поиграть в сад. Я сидел за большим дубовым столом на огромной дубовой лавке и рисовал цветными карандашами в тени деревьев. Отец выглянул во двор и увидел, что Я не рисую, а застыл, любуясь своим шедевром. Заинтересовавшись, он решил посмотреть, что так увлекло меня. Подойдя, он заметил нечто странное. Я пристально смотрел на белый лист бумаги, посреди которого была маленькая черная точка. "Что ты нарисовал?" - спросил он меня. "Самолёт!" - ответил Я. Он с улыбкой заметил, - "Где же ты видел такие самолёты!?". Я ничего не ответил. Только поднял руку с вытянутым указательным пальцем над головой. Над нами, на высоте 12 000 метров, где-то высоко, летел самолёт. Мы видели только абстрактную точку посреди чистого синего неба. Этот рисунок долго хранился у него. Мне кажется его суть была не в рисунке, а в сохранении некой важной мысли.

"Самолёт".
"Самолёт".

Интерьер.

Я поступил на архитектурный факультет. Учился на каком-то курсе. У нас часто были творческие задания. На одном из них нам предложили изобразить интерьер. Без технического задания. Это мог быть любой интерьер, любого назначения. Его можно было выполнять любыми средствами и техниками. Никаких ограничений. Главное - выразить себя как Творца и показать, что есть ТЫ и твоё видение. На выполнение давалось два часа. Все бросились доставать бумагу, акварель, гуашь, тушь. Кто-то чертил и рисовал тушью, кто-то отмывал, кто-то наносил золотую поталь. Я все два часа бегал курить, слушал Оззи Осборна и читал какую-то книгу. Когда пришло время сдавать работу Я провел на листе несколько линий и сделал одну надпись. Сдал. Профессора долго изучали работы, раскладывая по трём стопкам. Но моя работа лежала отдельно от них. Меня позвали первого на защиту работы. Я вышел на кафедру. Говорить мне было особо нечего, потому что всё, что нужно сказать говорила моя работа. Надпись на обратной стороне листа гласила: "Всё остальное - Человек."

"Интерьер". "Всё остальное - Человек".
"Интерьер". "Всё остальное - Человек".

Вдохновение.

Примерно такая же история случилась чуть позже. Но задание было другое. Нужно было изобразить "то, что вас вдохновляет на творчество". И опять студенты долго писали и рисовали. А Я сдал чистый лист формата А4 в конце занятия. И опять моя работа не попала ни в одну стопку. Грозный профессор вызвал меня "дерзкого студента" первого "на защиту". Я говорил не очень долго. Потому что суть моей работы и того, что меня впечатляет на неё, очень проста. Это чистый лист бумаги - свобода и пространство для действия. Как только лист заполнен некой идеей - он меняет своё назначение и становится уже носителем этой идеи. Теперь его можно читать. Но творчества и свободы тут уже нет. Нужен новый чистый лист. Это до сих пор так. А стены интерьера, в котором я пишу этот текст до сих пор просто белые и не имеют никакого декора или изображений. Потому что только пустота, свобода, возможность вдохновляют меня на создание нового. Лучшим украшением стены для меня является случайный солнечный блик или полутень. Что-то всё время меняющееся и никогда не постоянное - Протей пустоты.

"Вдохновение".
"Вдохновение".