Найти в Дзене
Konnichiwa Club | Всё о Японии

«Цветок смерти» ликорис и его роль в японской культуре

Оглавление

Тонкие алые лепестки и стебель без единого листочка — отличительные особенности ликорисов, или паучьих лилий. В массовой культуре за этими цветами закрепился особый символизм: их считают плохим знаком, вестником несчастий и смерти. На это повлияли в том числе разнообразные художественные произведения, в которых ликорисы часто выступают как символ сверхъестественного. Но какая роль на самом деле отведена этому растению в японской культуре и правда ли она так мрачна?

Ликорисы — заметная деталь японского осеннего пейзажа. Когда-то они были завезены в Японию из Китая и со временем прижились в новой стране. Ликорисы стали частью не только повседневной жизни японцев, но и культуры: в японском языке у ликориса более 1000 разных названий, и люди каждого региона видят в этом цветке что-то своё.

Ликорисы зацветают в конце сентября, тогда же, когда отмечается буддийский праздник осеннего равноденствия Хиган, во время которого особая роль отводится почитанию умерших. Отсюда происходит основное название ликориса в японском языке — хигамбана, «цветок Хигана». Основное, но всего лишь одно из многих…

Тысяча и одно название

Мало какое растение может похвастаться таким количеством разнообразных имён. Исследователи-энтузиасты даже предпринимают попытки классифицировать их, чтобы хоть как-то упорядочить сотни названий, которые дали ликорисам в разных уголках страны.

Среди них есть такие ласковые прозвища как 死人花 сибитобана «цветок мертвеца», 幽霊花 ю:рэйбана «цветок призрака», 地獄花 дзигокубана «адский цветок» и даже 捨子花 сутэгобана «цветок брошенного ребёнка». И у них всех есть кое-что общее: связь с жутковатыми и потусторонними вещами.

Гравюра Каварадзаки Сёдо (1889—1973 гг.)
Гравюра Каварадзаки Сёдо (1889—1973 гг.)

Ликорисы часто можно увидеть у могил или при храмах. Их насыщенный алый цвет иногда сравнивают с цветов храмовых ворот торий. Говорят, что лепестки цветка приобретают такой оттенок, потому что через корни вытягивают кровь мертвецов, покоящихся в земле. Таким образом ликорисы будто бы ещё крепче привязывают покойников к миру мёртвых, не оставляя им ни шанса вернуться обратно в мир живых.

Звучит жутко, но появление такого большого количества названий, отсылающих к смерти, вероятно, связано с совсем другим фактором. А именно с тем, что ликорисы ядовиты. Эту их особенность отображает одно из названий, данных ликорису японцами, — 毒花 докубана «ядовитый цветок».

Кстати, название «хигамбана», с которого мы начали, тоже может связано с ядовитыми свойствами растения: есть версия, что его стали называть «цветком Хигана», потому что после контакта с опасным ликорисом человека непременно ждёт отправка в загробный мир, эвфемизмом которого и является слово «Хиган». Если употребить цветок в пищу, тошнота и диарея вам обеспечены, а в некоторых случаях отравление может привести к параличу и даже смерти.

Как ни странное, именно эти свойства в своё время и сделали ликорис таким ценным для японцев: их стали высаживать у могил, чтобы отпугивать животных, которые часто раскапывали тела и растаскивали их по округе. Ядовитые цветы вовсе не отправляли людей на тот свет (а если и отправляли, то не по своей вине), а охраняли их вечный сон от непрошенных гостей. По той же причине ликорисы стали появляться возле сельскохозяйственных угодий, которые было важно защитить от вредителей.

Ликорис на кладбище
Ликорис на кладбище

Ещё одно любопытное название ликориса — 火事花 кадзибана, что значит «пламенный цветок» или «цветок пожара». Оно связано с распространённым суеверием, гласящим, что если принести домой алые цветы ликориса, дом вскоре сгорит. Вероятно, и за этим поверьем на самом деле крылся страх перед ядом растения. Яркий и заметный цветок всегда вызывал интерес у детей, и многие пожилые японцы вспоминают, как в детстве взрослые говорили им держаться подальше от ликориса. Так что одна из популярных сегодня версий гласит, что история о пожаре была выдумкой, чтобы напугать детей и отбить у них всякое желание приближаться к ядовитому растению.

Однако были в истории Японии и такие времена, когда ликорис становился спасителем человеческих жизней. Есть сведения, что до эпохи Эдо (1603—1868 гг.) в голодные времена люди употребляли ликорис в пищу. Луковицу растения, богатую крахмалом, длительное время вымачивали в воде, и таким образом очищали её от яда. К такому способу прибегали японцы, которые не могли прокормить себя из-за неурожаев.

Небесный цветок

Мрачные суеверия — не единственное, о чём нам могут рассказать многочисленные имена ликориса. Например, название 曼珠沙華 мандзюсягэ произошло из санскрита, и так называли одно из растений, почитаемых в буддизме как «небесные цветы». Это слово упоминается в «Сутре лотоса», одной из наиболее важных сутр в буддизме. Предания гласят, что мандзюсягэ способен освободить человека от бремени кармы, очистить душу. На самом деле небесный мандзюсягэ не существует на нашей земле.

Но ликорис, а конкретно сорт с белыми лепестками, стали отождествлять с волшебным мандзюсягэ.

-4

Да, на самом деле ликорисы могут быть не только алыми. Наиболее известными после красных ликорисов являются сорта белого и жёлтого цветов. Белые ликорисы считаются благим знаком — как раз из-за связи с мифическим цветком мандзюсягэ, который описывают как растение с нежными белоснежными лепестками.

С мандзюсягэ-ликориса связана одна трогательная история. Отличительная особенность ликориса — то, что во время цветения его листья опадают и появляются вновь только тогда, когда цветки увядают. Согласно одной легенде, так было не всегда. Когда-то двум духам было поручено заботиться о ликорисе: дух по имени Мандзю следил за лепестками, а Сягэ — за листьями. Они знали о существовании друг друга, однако им было запрещено встречаться. Но однажды любопытство взяло над ними верх, Мандзю и Сягэ решились встретиться и сразу же полюбили друг друга. Непокорность влюблённых навлекла на них проклятие, и с тех пор листья Сягэ появляются только после того, как лепестки Мандзю отмирают, и наоборот, поэтому влюблённые пребывают в вечной разлуке. Иногда добавляют, что перед разлукой Мандзю и Сягэ обещали найти друг друга в следующей жизни, но этому так и не суждено было сбыться.

Есть и другая, более лаконичная легенда: говорят, что когда мы видим цветы ликориса, в ином мире появляются его листочки, и затем они приходят в наш мир, чтобы цветение началось уже в мире загробном. И на эту особенность у ликориса тоже, уже по традиции, есть название: длинное слово ハミズハナミズ (葉見ず花見ず) хамидзу ханамидзу означает «листья не видят цветы, цветы не видят листья» (или «вижу листья, не вижу цветы; вижу цветы, не вижу листья»).

-5

О чём расскажет ликорис

В японском языке цветов ханакотоба ликорису каждого оттенка приписывают своё значение.

Красный ликорис ассоциируют с печальными воспоминаниями, смирением, пламенными чувствами, тоской по умершим, а ещё — с воссоединением.

Белый ликорис через язык цветов передаёт значение «Я думаю только о тебе». Он призван выразить чистые, искренние чувства, веру и перерождение.

Жёлтый ликорис может означать печаль и ностальгию, однако его жизнерадостный цвет привносит и новые значения: бодрость, энергичность, готовность двигаться вперёд.

-6

Как видно, язык цветов тоже не обошёл стороной ассоциацию ликорисов с иным миром. Ликорис тесно связан с миром мёртвых, «иным берегом», куда рано или поздно попадает каждый человек. Согласно некоторым текстам, он даже растёт вдоль реки Сандзу — мифической реки, которая отделяет мир живых от мира мёртвых в буддизме.

В этом есть некая двойственность: ликорис находится в постоянном контакте со смертью, но также подразумевает и перерождение. Он означает разлуку, но в то же время ассоциируется и с возможной встречей в будущем.

Кажется, будто всё, что связано с ликорисами, кто-то просто выдумал, чтобы создать наиболее печальный и мрачный образ. Посудите сами: ядовитый цветок кроваво-красного цвета, который не может производить семена (ликорисы, привезённые в Японию, размножаются исключительно делением луковиц), его листья и лепестки не могут существовать одновременно, а период цветения длится всего неделю-другую. Неудивительно, что у него появился такой тоскливый ореол. Но, как ни странно, до XX века ликорис практически отсутствовал в изобразительном искусстве. Его как будто намеренно избегали — возможно, как раз из-за его тесной связи с сумеречными мирами. Впрочем, сегодня именно близость ликориса к грани между мирами и его сверхъестественный символизм привлекают многих авторов, и он появляется в современной культуре всё чаще.

-7

Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ