В фотографии выделяют два термина: «высокий ключ» и «низкий ключ». Низкий — это когда снимок тёмный, с хорошо выраженным контрастом.
О том, как создавать атмосферные портреты в низком ключе, читайте в этом материале. Спойлер: просто сделать фото потемнее на этапе постобработки — не вариант.
Что такое низкий ключ, когда используется
Главная отличительная черта низкого ключа — то, что на всей площади фотографии количественно больше тёмных участков, чем светлых. Такой подход используется, чтобы сконцентрироваться на эмоциях модели, добавить кадрам загадочности или драматизма.
Сам термин перекочевал в фотографию из живописи: низкий ключ — распространённый подход к освещению портрета и встречается, например, в работах Леонардо да Винчи, Рубенса, Караваджо и Рембрандта.
Отметим, что снимок в низком ключе — это не чёрный кадр, где ничего не видно. Такое заблуждение достаточно характерно для начинающих фотографов, которые пытаются придать своим изображениям атмосферности, просто затемняя их в графических редакторах. Эта обработка достаточно спорна, хотя и часто встречается в наши дни.
Обычно неотъемлемым спутником снимков в низком ключе является высокий контраст между светом и тенями. Чистокровные фото в низком ключе выглядят так:
Фоны для фото в низком ключе
Первый важный момент для съёмки в низком ключе — правильный фон и корректная работа с ним. В идеале использовать максимально тёмный задник, но при этом он не обязательно должен быть именно чёрным — возможен, например, тёмно-синий или коричневый цвет.
Вместе с тем фотографии в низком ключе можно получить, работая и вовсе без фона. В этом случае потребуются темное помещение или открытое пространство без засветки, а также правильный направленный свет.
Соль в том, чтобы поставить модель как можно дальше от любых стен, чтобы свет до них не долетал. В этом случае все неосвещённые поверхности будут выглядеть на фотографиях, как сплошная чернота, а для низкого ключа нам именно это и необходимо.
Единственный нюанс — вариант работы без фона очень требователен к свету: поставить свет так, чтобы он летел на модель, но не попадал на фон, достаточно трудно. Разберёмся со схемами света для портрета в низком ключе.
Схемы света для фото в низком ключе
Рембрандтовский свет — один из самых распространённых вариантов для портрета в низком ключе. Как понятно из названия, позаимствованный из живописи.
Основная особенность «рембрандта» в том, что это верхний свет. Чаще всего при съёмке портрета лицо засвечивают примерно с уровня глаз, но в этом случае мы ставим источник света существенно выше, чтобы создать характерные тени. Угол, под которым летит свет, должен составлять примерно 45 градусов.
Классического «рембрандта» можно дополнить заполняющим светом, чтобы тени на лице модели были не настолько густыми. Однако тут нужно быть осторожными — заполняющим светом (обычно для этой роли используется большой октобокс) легко засветить полстудии, включая фон, который должен оставаться тёмным. Подробнее о типах света и их ролях в схемах читайте здесь.
А лучший способ избежать такой проблемы с засветом — ставить модель как можно дальше от фона, поскольку тогда свет до задника просто не долетит. В этом плане особенно удобны рулонные бумажные фоны, ведь их можно раскатывать достаточно далеко. Важный момент: не жалейте задник, если хотите получить хорошие снимки. Часто при студийной съёмке модель «лепят» к фону, чтобы его поберечь — не топтать лишние метры, — но это приводит к невнятному свету и некрасивым снимкам.
Лайфхак: если вы снимаете поясной портрет, фон можно не разматывать до пола — достаточно просто от него отойти, чтобы получить достойный кадр.
Ещё один вариант, который поможет не засветить фон — чёрные флаги. Их располагают таким образом, чтобы они находились между светом и фоном, отбрасывая на задник тень.
Короткий свет. Идея этой световой схемы в том, что теневая сторона модели оказывается ближе к камере, чем освещённая. Если посмотреть на схему, расстановка источников будет выглядеть так:
Такой вариант может показаться странным и несколько неестественным, но как раз эта непривычность и добавляет кадру драматизма. Такой свет ещё часто называют «киношным».
Противопоставлен короткому широкий свет. Его также можно применять для создания портретов в низком ключе, но в этом случае будут получаться более классические снимки. Идея с постановкой освещения — та же самая, только камеру смещаем ближе к освещённой стороне лица модели.
Контровый свет и низкий ключ — очень красивая схема, которая уместна для свадебной фотографии и love-story. Здесь свет вырисовывает только контуры лиц, оставляя основной массив тёмным. Такой подход позволяет передать нежность, интимность и сосредоточиться на эмоциях людей в кадре.
Чтобы создавать подобные картинки, нужно правильно расположить источники света. Здесь важно не засветить фон и при этом сделать так, чтобы вспышка или постоянник не высвечивали слишком большую область на лицах моделей — иначе изображение не получится таким тёмным и выразительным.
Самый простой вариант — прятать светильник непосредственно за объектом съёмки. Если света всё равно получается слишком много, удобно опускать его вниз, практически на уровень земли. Посмотрите внимательно на картинку выше: видно, что подбородок девушки освещён лучше всего, а лоб мужчины — более тёмный. Из этого можно сделать вывод, что вспышка стоит за ней и светит снизу.
Также можно убирать источники света за границы кадра. Например, такого результата получится добиться с двумя вспышками:
Кстати, интересного эффекта с подобной схемой света можно добиться, если вы снимаете на улице под дождём или снегом. Контровый свет отлично подсвечивает снежинки или капли, что добавляет фотографиям атмосферности. Подробнее о таком приёме мы писали в этом материале.