Сегодня хотела бы поделиться воздушными акварелями Артура Фонвизина.
Артур Владимирович Фонвизин (1883-1973) родился в Риге. в семье лесничего немецкого происхождения. В детстве семья много путешествовала, детство Артура прошло среди муромских, рязанских, владимирских лесов, где работал его отец. К ярким впечатлениям детства, кроме живой, органичной природы, добавился цирк, который мальчик увидел в семь лет в Туле. Мир праздника, тайны и игры придёт в его композиции как грань реальности, расцвечивающая нашу жизнь.
Артур Фонвизин получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, поступив после пятого класса гимназии. В училище Фонвизин познакомился с Михаилом Ларионовым, одним из основоположников русского авангарда. Вместе молодые художники посещают музеи, театры, изучают частные коллекции московских коллекционеров. А. Фонвизин вспоминал впоследствии, что наибольшее впечатление на него произвели Ф. Рокотов, К. Брюллов, П. Федотов, а позже Рембрандт и Сезанн.
Пройдя в головной класс училища, Фонвизин участвует на выставке в Историческом музее, представив пастели на театральные сюжеты. Эти работы заслужили одобрительный отзыв В. Д. Поленова.
В начале 1904 года Ларионов, вместе с группой своих последователей, устроил выставку студенческих работ. Начались конфликты с дирекцией Училища, закончившиеся исключением Фонвизина. Он уезжает к своим родителям в Кологрив на Унжу, затем к родителям Ларионова в Тирасполь, где много работает с натуры в старом заросшем саду.
Художник стремится повысить свой профессиональный уровень и на два года уезжает в Мюнхен (1904-1906). "В Мюнхене тогда собралась целая колония русских художников. Примерно в это время там учились в разных мастерских В. Фаворский, К. Истомин. По словам К. Петрова-Водкина, Мюнхен был "окопом", который задерживал проникновения в Россию влияния новой французской живописи". Напомню, что в Париже в это время проходят выставки фовистов. В Мюнхене Фонвизин занимается в мастерской Герднера, затем Геймана.
Возвратясь в Россию, А. Фонвизин принимает участие в выставке "Голубая роза" (1907). В его работах нет подчеркнутой декоративности композиций П. Кузнецова и М. Сарьяна, но художника сближает с "голуборозовцами" стремление воплотить в живописи поэзию мечты.
В 1910-е годы определяется круг тем художника. Это цирковые наездницы, гимнасты, оперные актеры, балерины. Его работы, несмотря на кажущуюся лёгкость, словно художник только мазнул по бумаге кистью, исполнены виртуозно, чувствуется "живое натурное восприятие".
Вместе с группой художников, собравшихся вокруг М. Ларионова, Фонвизин участвует в выставках "Стефанос" (1909), "Союз молодежи", в первой выставке "Бубнового валета" (1910). Отход Ларионова от фигуративной живописи оттолкнуло А. Фонвизина от ларионовской группы. После начала Первой мировой войны художник уехал в Тамбовскую область, много работал с натуры, писал натюрморты. В его творчестве соединяются романтическое восприятие мира и пристальные штудии, что проявится в его акварелях.
Не оставляет художник и тем-фантазий. На первой выставке "Маковец", "Союз русских художников и поэтов. Искусство - жизнь" (1922) рядом с пейзажами Мологи, Карандеевки, натюрмортами, выставляются "Рыцарь с лошадью", "Эсфирь", "Наездница".
Программа художественного объединения "Маковец" была близка символизму и мечтательным поискам "Голубой розы".
В 1923 году А. Фонвизин начинает преподавать в Нижегородском художественном техникуме. Одновременно с ним там преподаёт и художник А. В. Куприн. В 1926-1927 Фонвизин вновь в Тамбове, теперь - на должности заведующего студией изобразительного искусства, а также служит художником газеты "ТАмбовская правда", работает в тамбовском театре.
Художник много путешествует по стране, делая зарисовки в Ленинграде, Керчи, Аскании-Нова.
Романтизм его натуры и театральных мотивов не замещал личные качества портретируемых или натурных мотивов. На мой взгляд, прелесть натурных этюдов, портретов ил композиций на тему цирка заключается именно в сочетании проникновенной искренности, простоты и виртуозной лёгкости живописи.
При этом диапазон изобразительных средств широк: это и декоративная организация листа, заполненного широко написанными локальными пятнами.
И тонкая тональная моделировка, при которой фон и одежда пишутся почти монохромно, охра и кармин появляются только в лице модели.
И сочные, контрастные сочетания сине-чёрных и красно-оранжевых тонов.
И погружение модели в сияющий золотисто-розовый туман, в котором общий тёплый тон усиливается лазурным тоном сияющих глаз, тени и блузки.
А в этих двух работах мы видим всю палитру художественных средств: от драматической декоративности в портрете признанной звезды М. Плисецкой до тонкости цветовых и тональных нюансов в портрете жены.
В тридцатые годы А. Фонвизин начинает работать как иллюстратор. Даже до книжной графики он вдохновлялся литературными произведениями. Художник чувствовал авторский текст, показывал сюжет в динамике. К работе иллюстратором его привлекает В. В. Лебедев. Уже в первой детской книжке "Ветер" А. Фонвизин становится оформителем всего книжного ансамбля в целом.
Фонвизин бережно относится к детскому восприятию, ему близко постоянное удивление окружающим. В то же время он подробно, детально передаёт сюжет произведения. Таковы иллюстрации к сказкам Андерсена. Позже для Детгиза художник иллюстрирует сказки Пушкина и Жуковского. А для издательства "Academia" - "Немецкую романтическую повесть" (1935). Смешение реального и фантастического, свойственное художественному миру самого художника, блестяще проявляется в иллюстрациях к сказке Гофмана "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (1937).
Мир фантазии и праздника сопровождал работы художника и трудные военные и послевоенные годы. Большим успехом пользовались его выставки в 1940, 1944, 1947 годах. В 1943 году А. Фонвизин работает в Казахстане, пишет портреты и карагандинские пейзажи. В этом же году возвращается в Москву, где работает для театра драмы (Театр им. Вл. Маяковского).
Пейзажи и натюрморты, проникновенные портреты, созданные в последующие годы - всё наполнено поэзией и нежным, бережным отношением художника к натуре, независимо от простоты и скромности сюжета.
Напоследок хотела бы показать этюд маслом, в котором А. Фонвизин сохраняет тонкий колорит своих акварелей.
Источник
Загянская Г. А. А. Фонвизин. М.: Советский художник, 1970.