Найти в Дзене

Поэзия реальности акварелей Артура Фонвизина

Сегодня хотела бы поделиться воздушными акварелями Артура Фонвизина.

Артур Владимирович Фонвизин (1883-1973) родился в Риге. в семье лесничего немецкого происхождения. В детстве семья много путешествовала, детство Артура прошло среди муромских, рязанских, владимирских лесов, где работал его отец. К ярким впечатлениям детства, кроме живой, органичной природы, добавился цирк, который мальчик увидел в семь лет в Туле. Мир праздника, тайны и игры придёт в его композиции как грань реальности, расцвечивающая нашу жизнь.

А. В. Фонвизин. Композиция из серии "Цирк". 1950-е. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=51050934
А. В. Фонвизин. Композиция из серии "Цирк". 1950-е. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=51050934

Артур Фонвизин получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, поступив после пятого класса гимназии. В училище Фонвизин познакомился с Михаилом Ларионовым, одним из основоположников русского авангарда. Вместе молодые художники посещают музеи, театры, изучают частные коллекции московских коллекционеров. А. Фонвизин вспоминал впоследствии, что наибольшее впечатление на него произвели Ф. Рокотов, К. Брюллов, П. Федотов, а позже Рембрандт и Сезанн.

Пройдя в головной класс училища, Фонвизин участвует на выставке в Историческом музее, представив пастели на театральные сюжеты. Эти работы заслужили одобрительный отзыв В. Д. Поленова.

А. В. Фонвизин. Цирк. Наездница в зеленом. 1950-е. Новосибирский государственный художественный музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=45254684
А. В. Фонвизин. Цирк. Наездница в зеленом. 1950-е. Новосибирский государственный художественный музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=45254684

В начале 1904 года Ларионов, вместе с группой своих последователей, устроил выставку студенческих работ. Начались конфликты с дирекцией Училища, закончившиеся исключением Фонвизина. Он уезжает к своим родителям в Кологрив на Унжу, затем к родителям Ларионова в Тирасполь, где много работает с натуры в старом заросшем саду.

Художник стремится повысить свой профессиональный уровень и на два года уезжает в Мюнхен (1904-1906). "В Мюнхене тогда собралась целая колония русских художников. Примерно в это время там учились в разных мастерских В. Фаворский, К. Истомин. По словам К. Петрова-Водкина, Мюнхен был "окопом", который задерживал проникновения в Россию влияния новой французской живописи". Напомню, что в Париже в это время проходят выставки фовистов. В Мюнхене Фонвизин занимается в мастерской Герднера, затем Геймана.

А. В. Фонвизин. Цирк. Наездница. Из серии "Цирк". 1936. Калужский музей изобразительных искусств. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35171919
А. В. Фонвизин. Цирк. Наездница. Из серии "Цирк". 1936. Калужский музей изобразительных искусств. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35171919

Возвратясь в Россию, А. Фонвизин принимает участие в выставке "Голубая роза" (1907). В его работах нет подчеркнутой декоративности композиций П. Кузнецова и М. Сарьяна, но художника сближает с "голуборозовцами" стремление воплотить в живописи поэзию мечты.

В 1910-е годы определяется круг тем художника. Это цирковые наездницы, гимнасты, оперные актеры, балерины. Его работы, несмотря на кажущуюся лёгкость, словно художник только мазнул по бумаге кистью, исполнены виртуозно, чувствуется "живое натурное восприятие".

А. В. Фонвизин. Наташа. 1939-1941. Калужский музей изобразительных искусств. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35171954
А. В. Фонвизин. Наташа. 1939-1941. Калужский музей изобразительных искусств. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35171954

Вместе с группой художников, собравшихся вокруг М. Ларионова, Фонвизин участвует в выставках "Стефанос" (1909), "Союз молодежи", в первой выставке "Бубнового валета" (1910). Отход Ларионова от фигуративной живописи оттолкнуло А. Фонвизина от ларионовской группы. После начала Первой мировой войны художник уехал в Тамбовскую область, много работал с натуры, писал натюрморты. В его творчестве соединяются романтическое восприятие мира и пристальные штудии, что проявится в его акварелях.

А. В. Фонвизин. Акварель "Цветы на окне" (натюрморт). 1940-е. Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17584574
А. В. Фонвизин. Акварель "Цветы на окне" (натюрморт). 1940-е. Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17584574

Не оставляет художник и тем-фантазий. На первой выставке "Маковец", "Союз русских художников и поэтов. Искусство - жизнь" (1922) рядом с пейзажами Мологи, Карандеевки, натюрмортами, выставляются "Рыцарь с лошадью", "Эсфирь", "Наездница".

Программа художественного объединения "Маковец" была близка символизму и мечтательным поискам "Голубой розы".

В 1923 году А. Фонвизин начинает преподавать в Нижегородском художественном техникуме. Одновременно с ним там преподаёт и художник А. В. Куприн. В 1926-1927 Фонвизин вновь в Тамбове, теперь - на должности заведующего студией изобразительного искусства, а также служит художником газеты "ТАмбовская правда", работает в тамбовском театре.

А. В. Фонвизин. Красные гладиолусы. 1954. Чувашский государственный художественный музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11675851
А. В. Фонвизин. Красные гладиолусы. 1954. Чувашский государственный художественный музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11675851

Художник много путешествует по стране, делая зарисовки в Ленинграде, Керчи, Аскании-Нова.

Романтизм его натуры и театральных мотивов не замещал личные качества портретируемых или натурных мотивов. На мой взгляд, прелесть натурных этюдов, портретов ил композиций на тему цирка заключается именно в сочетании проникновенной искренности, простоты и виртуозной лёгкости живописи.

А. В. Фонвизин. Цветы с вятской игрушкой (Цветы в гранатовом бокале). 1955. Ярославский художественный музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22642017
А. В. Фонвизин. Цветы с вятской игрушкой (Цветы в гранатовом бокале). 1955. Ярославский художественный музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22642017

При этом диапазон изобразительных средств широк: это и декоративная организация листа, заполненного широко написанными локальными пятнами.

А. В. Фонвизин. Портрет С.Я. Лемешева в роли Ленского. 1930-1940-е. Музей Государственного академического Большого театра России. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20191511
А. В. Фонвизин. Портрет С.Я. Лемешева в роли Ленского. 1930-1940-е. Музей Государственного академического Большого театра России. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20191511

И тонкая тональная моделировка, при которой фон и одежда пишутся почти монохромно, охра и кармин появляются только в лице модели.

А. В. Фонвизин. Подстреленная птица. 1951. Музей изобразительных искусств Кузбасса. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16574188
А. В. Фонвизин. Подстреленная птица. 1951. Музей изобразительных искусств Кузбасса. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16574188

И сочные, контрастные сочетания сине-чёрных и красно-оранжевых тонов.

А. В. Фонвизин. Рисунок. Солистка балета ГАБТ А. Богуславская. 1957. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33592924
А. В. Фонвизин. Рисунок. Солистка балета ГАБТ А. Богуславская. 1957. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33592924

И погружение модели в сияющий золотисто-розовый туман, в котором общий тёплый тон усиливается лазурным тоном сияющих глаз, тени и блузки.

А. В. Фонвизин. Портрет балерины М. Т. Семёновой. 1935. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=41366212
А. В. Фонвизин. Портрет балерины М. Т. Семёновой. 1935. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=41366212

А в этих двух работах мы видим всю палитру художественных средств: от драматической декоративности в портрете признанной звезды М. Плисецкой до тонкости цветовых и тональных нюансов в портрете жены.

А. В. Фонвизин. Портрет М. Плисецкой. 1963. Государственный художественный музей Алтайского края. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38333524
А. В. Фонвизин. Портрет М. Плисецкой. 1963. Государственный художественный музей Алтайского края. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38333524
Открытка. Автор оригинала: А. В. Фонвизин. Портрет жены. Тверская областная картинная галерея. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23763123
Открытка. Автор оригинала: А. В. Фонвизин. Портрет жены. Тверская областная картинная галерея. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23763123

В тридцатые годы А. Фонвизин начинает работать как иллюстратор. Даже до книжной графики он вдохновлялся литературными произведениями. Художник чувствовал авторский текст, показывал сюжет в динамике. К работе иллюстратором его привлекает В. В. Лебедев. Уже в первой детской книжке "Ветер" А. Фонвизин становится оформителем всего книжного ансамбля в целом.

Фонвизин бережно относится к детскому восприятию, ему близко постоянное удивление окружающим. В то же время он подробно, детально передаёт сюжет произведения. Таковы иллюстрации к сказкам Андерсена. Позже для Детгиза художник иллюстрирует сказки Пушкина и Жуковского. А для издательства "Academia" - "Немецкую романтическую повесть" (1935). Смешение реального и фантастического, свойственное художественному миру самого художника, блестяще проявляется в иллюстрациях к сказке Гофмана "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (1937).

А. В. Фонвизин. Иллюстрация к сказке Г. Х. Андерсена "Новое платье короля". 1933. Архив автора
А. В. Фонвизин. Иллюстрация к сказке Г. Х. Андерсена "Новое платье короля". 1933. Архив автора
А. В. Фонвизин. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". 1933. Архив автора
А. В. Фонвизин. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". 1933. Архив автора
А. В. Фонвизин. Волшебная книга. Иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". 1937. Архив автора
А. В. Фонвизин. Волшебная книга. Иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". 1937. Архив автора
А. В. Фонвизин. Красавица Кандида целует  крошку Цахеса. Иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". 1937. Архив автора
А. В. Фонвизин. Красавица Кандида целует крошку Цахеса. Иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". 1937. Архив автора

Мир фантазии и праздника сопровождал работы художника и трудные военные и послевоенные годы. Большим успехом пользовались его выставки в 1940, 1944, 1947 годах. В 1943 году А. Фонвизин работает в Казахстане, пишет портреты и карагандинские пейзажи. В этом же году возвращается в Москву, где работает для театра драмы (Театр им. Вл. Маяковского).

Пейзажи и натюрморты, проникновенные портреты, созданные в последующие годы - всё наполнено поэзией и нежным, бережным отношением художника к натуре, независимо от простоты и скромности сюжета.

А. В. Фонвизин. Розы и виноград. 1964. Государственный художественный музей Алтайского края. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40814767
А. В. Фонвизин. Розы и виноград. 1964. Государственный художественный музей Алтайского края. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=40814767

Напоследок хотела бы показать этюд маслом, в котором А. Фонвизин сохраняет тонкий колорит своих акварелей.

А. В. Фонвизин. Натюрморт с розой. Между 1950-ми и началом 1970-х. Картон, масло. Государственный Русский музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=51037833
А. В. Фонвизин. Натюрморт с розой. Между 1950-ми и началом 1970-х. Картон, масло. Государственный Русский музей. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=51037833

Источник

Загянская Г. А. А. Фонвизин. М.: Советский художник, 1970.