Найти в Дзене

Парижские хулиганы «апаши» на рисунке К.С. Петрова-Водкина. Впечатления от выставки

Материал является продолжением статьи «Старый Париж глазами художников»

Собрание рисунков, акварелей и гравюр, посвященных Старому Парижу, представлено на выставке, открывшейся в Ярославском Музее Зарубежного искусства

Афиша выставки
Афиша выставки
В выставочном зале
В выставочном зале

Облик старого Парижа наглядно передаёт литография Франсуа Этьена Виллере «Площадь Согласия». В центре виден Луксорский обелиск Рамзеса II, подаренный Франции египетским правителем Мехметом Али.

Франсуа Этьен Виллере. Площадь Согласия в Париже. 1844-1849 гг.
Франсуа Этьен Виллере. Площадь Согласия в Париже. 1844-1849 гг.

Любопытно было рассмотреть вид Люксембургского дворца, построенного в 1615-1631 гг. для Марии Медичи, королевы Франции, супруги Генриха IV Бурбона. Во времена Директории в духе революционных перемен в нём была устроена тюрьма, сменившая собой одиозную Бастилию

Неизвестный художник. Литография «Люксембургский дворец в Париже». 1868 г.
Неизвестный художник. Литография «Люксембургский дворец в Париже». 1868 г.

Выразительна в своем лаконизме акварель художника-символиста Мориса Дени «Фонтан в Версале»

Морис Дени. Фонтан в Версале. 1910-е гг.
Морис Дени. Фонтан в Версале. 1910-е гг.

Пристальное внимание привлекает рисунок Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Апаши. Париж». По созвучию с апачами - воинственным индейским племенем - во Франции так называли уличных хулиганов и воров. Часто последние были вооружены револьверами «Апаш», рукояти которых представляли собой кастеты, а под барабаном крепились отточенные ножи. Особенно дерзко действовали банды апашей в районах Бастилии, Бельвиля и Монмартра.

К.С. Петров-Водкин. Апаши. 1924
К.С. Петров-Водкин. Апаши. 1924

Так что, корни преступности в Париже давние. И верно говорил капитан Жеглов: «А воруют у них не меньше нашего»!

Но, французы не были бы самими собой, если б не решили превратить криминальную субкультуру в мировой бренд! В конце 20-х – начале 30-х гг. повсюду, вплоть до Советской России, в моду вошли рубашки «апаш» с широким отложным воротником. Такой фасон позволял мужчинам выглядеть сильными и независимыми!

Фрагмент рисунка
Фрагмент рисунка

Не менее колоритны образы парижанок кисти Александры Григорьевны Кольцовой-Бычковой. Героинями её работ выступают француженки как незнатного происхождения – консьержки, уборщицы, цветочницы, так и представительницы высшего общества. Но как видно, и те, и другие были дамами своенравными и экспрессивными! Так, грациозные героини картины «Парижанки» напоминают танцовщиц авангардного балета

Бонжур, Жозефина, адьё, Изабелла.
Вас это задело? Простите, мадам.
Мне жизнь современная так надоела,
И я бы махнул в девятнадцатый к вам!

А.Г. Кольцова-Бычкова. Фрагмент картины Парижанки. Серия «Париж». 1932 г.
А.Г. Кольцова-Бычкова. Фрагмент картины Парижанки. Серия «Париж». 1932 г.

Ну и какой же парижанин не мечтает отдохнуть в уютном бистро за рюмочкой-другой хорошего вина! Одну бутылку персонажи уже успели осушить, и очередь, очевидно, за второй. Автором этой работы является Сергей Кольцов, муж помянутой выше Александры Кольцовой-Бычковой. В Париже супруги находились в творческой командировке по линии Наркомпроса. И по всему, тоже не прочь были посидеть в парижских кафе - тамошнюю атмосферу они отражали с большим знанием дела!

С.В. Кольцов. Рабочие. Париж. 1928-1930
С.В. Кольцов. Рабочие. Париж. 1928-1930

Живую сценку у парижского фонтана Сен-Сюльпис, прозванного в народе «Четыре епископа», изобразила художница Агнесса Эдуардовна Линдеман. Свое название фонтан получил от статуй 4-х католических священников, расположенных по сторонам света. На картине близ помпезного монумента привольно раскинулся цветочный развал. Как видно, места под солнцем хватает всем.

Агнесса Эдуардовна Линдеман. У фонтана. Париж. 1900 гг.
Агнесса Эдуардовна Линдеман. У фонтана. Париж. 1900 гг.

Статуи святых отцов мирно уживались в Париже с памятником безбожнику, воинствующему атеисту и едкому острослову - писателю Вольтеру. Матвей Алексеевич Добров выстроил композицию своего офорта в строгой «петербургской» академической манере. Сам художник вспоминал, что зимой 1909 года в Париже «неожиданно выпал снег, который так обрадовал нас, москвичей, хотя весьма озадачил французов».

М.А. Добров. Памятник Вольтеру на площади Монж. 1909 г.
М.А. Добров. Памятник Вольтеру на площади Монж. 1909 г.

В редкой технике «акватинта» выполнена Добровым гравюра «Мыслитель» Родена». Художник запечатлел статую в тот период, когда она была установлена перед Пантеоном – усыпальницей выдающихся людей Франции. Скульптура находилась там с 1906 по 1922 гг., затем её перенесли в музей Родена

М.А. Добров. «Мыслитель» Родена. 1908 г.
М.А. Добров. «Мыслитель» Родена. 1908 г.

Парижская тема нашла отражение и в творчестве Валентина Александровича Серова. На выставке представлен его рисунок «Парижские першероны в упряжке цугом»

В.А. Серов. Парижские першероны в упряжке цугом. 1909-1910 гг.
В.А. Серов. Парижские першероны в упряжке цугом. 1909-1910 гг.

О легендарном Париже конца XIX – начала XX вв. (фр. Vieux Paris) сегодня остались лишь воспоминания. Тем более интересна калейдоскопическая череда образов «волшебного города», созданная художниками того времени

Татьяна Верховская-Гиршфельд. Парижский вид. 1935 г.
Татьяна Верховская-Гиршфельд. Парижский вид. 1935 г.
Татьяна Верховская-Гиршфельд. Елисейские поля после дождя. 1935 г.
Татьяна Верховская-Гиршфельд. Елисейские поля после дождя. 1935 г.
Татьяна Верховская-Гиршфельд. Вид из окна. Париж. 1935 г.
Татьяна Верховская-Гиршфельд. Вид из окна. Париж. 1935 г.