Материал является продолжением статьи «Старый Париж глазами художников»
Собрание рисунков, акварелей и гравюр, посвященных Старому Парижу, представлено на выставке, открывшейся в Ярославском Музее Зарубежного искусства
Облик старого Парижа наглядно передаёт литография Франсуа Этьена Виллере «Площадь Согласия». В центре виден Луксорский обелиск Рамзеса II, подаренный Франции египетским правителем Мехметом Али.
Любопытно было рассмотреть вид Люксембургского дворца, построенного в 1615-1631 гг. для Марии Медичи, королевы Франции, супруги Генриха IV Бурбона. Во времена Директории в духе революционных перемен в нём была устроена тюрьма, сменившая собой одиозную Бастилию
Выразительна в своем лаконизме акварель художника-символиста Мориса Дени «Фонтан в Версале»
Пристальное внимание привлекает рисунок Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Апаши. Париж». По созвучию с апачами - воинственным индейским племенем - во Франции так называли уличных хулиганов и воров. Часто последние были вооружены револьверами «Апаш», рукояти которых представляли собой кастеты, а под барабаном крепились отточенные ножи. Особенно дерзко действовали банды апашей в районах Бастилии, Бельвиля и Монмартра.
Так что, корни преступности в Париже давние. И верно говорил капитан Жеглов: «А воруют у них не меньше нашего»!
Но, французы не были бы самими собой, если б не решили превратить криминальную субкультуру в мировой бренд! В конце 20-х – начале 30-х гг. повсюду, вплоть до Советской России, в моду вошли рубашки «апаш» с широким отложным воротником. Такой фасон позволял мужчинам выглядеть сильными и независимыми!
Не менее колоритны образы парижанок кисти Александры Григорьевны Кольцовой-Бычковой. Героинями её работ выступают француженки как незнатного происхождения – консьержки, уборщицы, цветочницы, так и представительницы высшего общества. Но как видно, и те, и другие были дамами своенравными и экспрессивными! Так, грациозные героини картины «Парижанки» напоминают танцовщиц авангардного балета
Бонжур, Жозефина, адьё, Изабелла.
Вас это задело? Простите, мадам.
Мне жизнь современная так надоела,
И я бы махнул в девятнадцатый к вам!
Ну и какой же парижанин не мечтает отдохнуть в уютном бистро за рюмочкой-другой хорошего вина! Одну бутылку персонажи уже успели осушить, и очередь, очевидно, за второй. Автором этой работы является Сергей Кольцов, муж помянутой выше Александры Кольцовой-Бычковой. В Париже супруги находились в творческой командировке по линии Наркомпроса. И по всему, тоже не прочь были посидеть в парижских кафе - тамошнюю атмосферу они отражали с большим знанием дела!
Живую сценку у парижского фонтана Сен-Сюльпис, прозванного в народе «Четыре епископа», изобразила художница Агнесса Эдуардовна Линдеман. Свое название фонтан получил от статуй 4-х католических священников, расположенных по сторонам света. На картине близ помпезного монумента привольно раскинулся цветочный развал. Как видно, места под солнцем хватает всем.
Статуи святых отцов мирно уживались в Париже с памятником безбожнику, воинствующему атеисту и едкому острослову - писателю Вольтеру. Матвей Алексеевич Добров выстроил композицию своего офорта в строгой «петербургской» академической манере. Сам художник вспоминал, что зимой 1909 года в Париже «неожиданно выпал снег, который так обрадовал нас, москвичей, хотя весьма озадачил французов».
В редкой технике «акватинта» выполнена Добровым гравюра «Мыслитель» Родена». Художник запечатлел статую в тот период, когда она была установлена перед Пантеоном – усыпальницей выдающихся людей Франции. Скульптура находилась там с 1906 по 1922 гг., затем её перенесли в музей Родена
Парижская тема нашла отражение и в творчестве Валентина Александровича Серова. На выставке представлен его рисунок «Парижские першероны в упряжке цугом»
О легендарном Париже конца XIX – начала XX вв. (фр. Vieux Paris) сегодня остались лишь воспоминания. Тем более интересна калейдоскопическая череда образов «волшебного города», созданная художниками того времени