Найти тему

«Давайте, пойдём на бульвар Капуцинов»! Старый Париж глазами художников

Париж конца XIX – начала XX вв. недаром называли «столицей грёз». Он очаровывал современников атмосферой неповторимого шарма и творческого вдохновения. Кипение жизни безраздельно властвовало здесь над сонной рутиной. Париж пьянил, кружил головы приезжим, затягивал, подобно бурному водовороту. Он увлекал бесконечным движением экипажей на Елисейских полях, восхищал элегантными модами и изысканными вкусами, очаровывал звучными мелодиями кабаре, изумлял тонкими ароматами парфюма. Последние достижения человеческого прогресса демонстрировались на Всемирных выставках, а шедевры искусства – в блестящих парижских галереях.

В выставочном зале
В выставочном зале

Особенно преобразился Париж после масштабной реконструкции, проведённой в 1850-х - 1860-х годах стараниями префекта Жоржа Эжена Османа (изначально его немецкая фамилия звучала как Хаусман, и к турецким корням отношения не имела). На месте узких средневековых улочек были проложены широкие авеню и проспекты, разбиты тенистые парки и скверы, на площадях воздвигнуты невиданные ранее здания высотой 6-7 этажей.

Яркие впечатления от Парижа того времени нашли отражение в картинах, представленных на выставке в Ярославском Музее Зарубежного искусства (Советская площадь, 2). Ряд показанных произведений происходит из собрания ГМИИ им. Пушкина. Фотографии сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов.

Афиша выставки
Афиша выставки

Итак, на картине Эдуарда Леона Кортеса «Париж ночью» (ок. 1908 г.) мы видим улицу в районе Больших бульваров. Несмотря на поздний час, там царит оживление: спешат конные экипажи, по тротуарам шествуют толпы людей. Горят яркими огнями витрины кафе и модных магазинов, цветочница толкает пред собой тележку, наполненную благоухающими розами и хризантемами.

Эдуард Леон Кортес. Париж ночью. 1908 г. Собрание ГМИИ им. Пушкина
Эдуард Леон Кортес. Париж ночью. 1908 г. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Этюд Жан-Луи Форена «Бал в Парижской опере», являет нам очаровательных парижанок в сопровождении блестящих кавалеров с лихо закрученными усами. Карнавальные маски и бархат театральных лож создают ощущение праздника жизни

Поэт писал:

Давайте, пойдём на бульвар Капуцинов,

Давайте, проявим изысканный вкус,

Я тоже красавец, я тоже мужчина,

Я тоже с моноклем, я тоже француз!

(Л. Друскин. 1974)

Жан Луи Форен. Бал в Парижской опере. Вторая половина XIX – первая треть XX вв. Собрание ГМИИ им. Пушкина
Жан Луи Форен. Бал в Парижской опере. Вторая половина XIX – первая треть XX вв. Собрание ГМИИ им. Пушкина

А под утро богемную публику на парижских улицах сменяли французские пролетарии, люди труда. Так, на картине Луиджи Луара «На рассвете» рабочие и городские извозчики наскоро перекусывают в небольшом бистро перед началом трудового дня.

Луиджи Луар. Париж на рассвете. Вторая половина XIX – первая четверть XX вв. Собрание ГМИИ им. Пушкина
Луиджи Луар. Париж на рассвете. Вторая половина XIX – первая четверть XX вв. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Юная парижанка в черном кружевном чепце представлена на портрете кисти русского художника Алексея Харламова, выпускника и стипендиата Императорской Академии художеств. В Париже он совершенствовал творческие навыки в студии известного живописца маэстро Леона Бонна. Взгляд его героини ясен, и вместе с тем, исполнен чувства достоинства

А.А. Харламов. Девочка в черном кружевном чепце. 1890-е – начало 1900-х гг. Собрание Ярославского художественного музея
А.А. Харламов. Девочка в черном кружевном чепце. 1890-е – начало 1900-х гг. Собрание Ярославского художественного музея

Прекрасно передана неповторимая аура Монмартра и Сен Дени в картинах Константина Алексеевича Коровина. В 1933 году одиннадцать его работ из серии «Парижские огни» были куплены непосредственно у автора уроженкой Ярославля Галиной Николаевной Барбизан, а в 1959 г. переданы ей в дар Ярославскому художественному музею.

Там Сена, натурщицы, вихрь канкана,

В Латинском квартале мозаика крыш,

Там в опере снова дают «Псковитянку» -

И басу Шаляпина внемлет Париж!

К.А. Коровин. Ворота Сен Дени. Вторая половина 1920-х гг. Собрание Ярославского художественного музея.
К.А. Коровин. Ворота Сен Дени. Вторая половина 1920-х гг. Собрание Ярославского художественного музея.
К.А. Коровин. Монмартр вечером. Вторая половина 1920-х гг. Собрание Ярославского художественного музея.
К.А. Коровин. Монмартр вечером. Вторая половина 1920-х гг. Собрание Ярославского художественного музея.
К.А. Коровин. Натюрморт с фруктами и бутылкой. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х гг. Собрание Ярославского художественного музея.
К.А. Коровин. Натюрморт с фруктами и бутылкой. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х гг. Собрание Ярославского художественного музея.

В ракурсе сверху, откуда-то из комнатки под крышей, изобразил людную парижскую площадь художник-импрессионист Жорж Дюфренуа (1907 г.) В типичную городскую среду он привнёс приметы нового времени – в центре полотна запечатлен омнибус с «империалом» (верхним ярусом), наполненным людьми.

Жорж Дюфренуа. Площадь в Париже. 1907. Собрание ГМИИ им. Пушкина
Жорж Дюфренуа. Площадь в Париже. 1907. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Замечательно хорош этюд Матвея Алексеевича Доброва «Зима в Париже» (1909). Поначалу даже показалось, что он принадлежит кисти кого-то из выдающихся французских импрессионистов

М.А. Добров. Зима в Париже. 1909. Собрание Ярославского художественного музея.
М.А. Добров. Зима в Париже. 1909. Собрание Ярославского художественного музея.

А его полотно «Красная пристань» (1909) ныне обрело особую историческую ценность. Изображенный на нем мост Ля-Тюрель сильно пострадал в 1910 г. от наводнения, был снесён, и возведен заново в 1923-1929 гг. уже в других формах.

М.А. Добров. Красная пристань. 1909 г. Собрание Ярославского художественного музея.
М.А. Добров. Красная пристань. 1909 г. Собрание Ярославского художественного музея.

На контрасте вечерних сумерек с сияющими огнями парижского кафе построен этюд русского художника-эмигранта Николая Васильевича Досекина. Парижские извозчики терпеливо дожидаются господ-аристократов, беззаботно развлекающихся на Монмартре.

Н.В. Досекин. Париж. Дождливая ночь. 1904-1905 гг. Собрание Ярославского художественного музея.
Н.В. Досекин. Париж. Дождливая ночь. 1904-1905 гг. Собрание Ярославского художественного музея.

Несомненно, одним из центральных произведений выставки является полотно Альбера Марке «Собор Парижской Богоматери зимой». На фоне сумрачного неба он предстаёт суровым символом средневековья. И вместе с тем, трепетное оживление в картину вносят фигуры людей и силуэты экипажей, изображенные на фоне свежевыпавшего снега у моста Пти-Пон.

Альбер Марке. Собор Парижской Богоматери зимой. 1908.  Собрание ГМИИ им. Пушкина
Альбер Марке. Собор Парижской Богоматери зимой. 1908. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Совершенно иначе, в ярких дневных красках, увиделся парижский собор Нотр-Дам художнику Жану-Франсуа Рафаэлли, другу Эдгара Дега. Однако импрессионисты во главе с Огюстом Ренуаром были настроены к творчеству Рафаэлли весьма критично, и отказывались выставляться вместе с ним.

Жан-Франсуа Рафаэлли. Собор Нотр-Дам в Париже. (вторая половина XIX – первая четверть XX вв.). Собрание ГМИИ им. Пушкина
Жан-Франсуа Рафаэлли. Собор Нотр-Дам в Париже. (вторая половина XIX – первая четверть XX вв.). Собрание ГМИИ им. Пушкина

В излюбленный импрессионистами сюжет – движение экипажей по парижским улицам – норвежский художник Фриц Таулов внес строгое классическое начало. Слева он изобразил часть коринфского портика церкви Марии Магдалины на одноименном бульваре.

Фриц Таулов. Бульвар Мадлен в Париже. 1895. Собрание ГМИИ им. Пушкина
Фриц Таулов. Бульвар Мадлен в Париже. 1895. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Очарователен вид крутой улочки Мон-Сени (старейшей на Монмартре) на картине Мориса Утрилло. Кисть художника запечатлела «дом Берлиоза», впоследствии снесенный при реконструкции квартала.

Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Монмартре. 1914-1919. Собрание ГМИИ им. Пушкина
Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Монмартре. 1914-1919. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Тихого домашнего уюта полна картина Матвея Алексеевича Доброва «Натюрморт с лампой». В композиции присутствует чисто французская деталь – фарфоровый чайник «тизаньер» (tisaniere) с подогревом от свечи

М.А. Добров. Натюрморт с лампой. 1909. Собрание Ярославского художественного музея.
М.А. Добров. Натюрморт с лампой. 1909. Собрание Ярославского художественного музея.

А изображенный живописцем мост Ла-Турнель (как уже сказано выше) успел стать архитектурным воспоминанием. После наводнения 1910 г. он был снесен, и отстроен заново в 1923-1929 гг.

P.S. Продолжение темы будет в следующей статье

М.А. Добров. Набережная Сены. 1909 г.  Собрание Ярославского художественного музея.
М.А. Добров. Набережная Сены. 1909 г. Собрание Ярославского художественного музея.