Париж конца XIX – начала XX вв. недаром называли «столицей грёз». Он очаровывал современников атмосферой неповторимого шарма и творческого вдохновения. Кипение жизни безраздельно властвовало здесь над сонной рутиной. Париж пьянил, кружил головы приезжим, затягивал, подобно бурному водовороту. Он увлекал бесконечным движением экипажей на Елисейских полях, восхищал элегантными модами и изысканными вкусами, очаровывал звучными мелодиями кабаре, изумлял тонкими ароматами парфюма. Последние достижения человеческого прогресса демонстрировались на Всемирных выставках, а шедевры искусства – в блестящих парижских галереях.
Особенно преобразился Париж после масштабной реконструкции, проведённой в 1850-х - 1860-х годах стараниями префекта Жоржа Эжена Османа (изначально его немецкая фамилия звучала как Хаусман, и к турецким корням отношения не имела). На месте узких средневековых улочек были проложены широкие авеню и проспекты, разбиты тенистые парки и скверы, на площадях воздвигнуты невиданные ранее здания высотой 6-7 этажей.
Яркие впечатления от Парижа того времени нашли отражение в картинах, представленных на выставке в Ярославском Музее Зарубежного искусства (Советская площадь, 2). Ряд показанных произведений происходит из собрания ГМИИ им. Пушкина. Фотографии сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов.
Итак, на картине Эдуарда Леона Кортеса «Париж ночью» (ок. 1908 г.) мы видим улицу в районе Больших бульваров. Несмотря на поздний час, там царит оживление: спешат конные экипажи, по тротуарам шествуют толпы людей. Горят яркими огнями витрины кафе и модных магазинов, цветочница толкает пред собой тележку, наполненную благоухающими розами и хризантемами.
Этюд Жан-Луи Форена «Бал в Парижской опере», являет нам очаровательных парижанок в сопровождении блестящих кавалеров с лихо закрученными усами. Карнавальные маски и бархат театральных лож создают ощущение праздника жизни
Поэт писал:
Давайте, пойдём на бульвар Капуцинов,
Давайте, проявим изысканный вкус,
Я тоже красавец, я тоже мужчина,
Я тоже с моноклем, я тоже француз!
(Л. Друскин. 1974)
А под утро богемную публику на парижских улицах сменяли французские пролетарии, люди труда. Так, на картине Луиджи Луара «На рассвете» рабочие и городские извозчики наскоро перекусывают в небольшом бистро перед началом трудового дня.
Юная парижанка в черном кружевном чепце представлена на портрете кисти русского художника Алексея Харламова, выпускника и стипендиата Императорской Академии художеств. В Париже он совершенствовал творческие навыки в студии известного живописца маэстро Леона Бонна. Взгляд его героини ясен, и вместе с тем, исполнен чувства достоинства
Прекрасно передана неповторимая аура Монмартра и Сен Дени в картинах Константина Алексеевича Коровина. В 1933 году одиннадцать его работ из серии «Парижские огни» были куплены непосредственно у автора уроженкой Ярославля Галиной Николаевной Барбизан, а в 1959 г. переданы ей в дар Ярославскому художественному музею.
Там Сена, натурщицы, вихрь канкана,
В Латинском квартале мозаика крыш,
Там в опере снова дают «Псковитянку» -
И басу Шаляпина внемлет Париж!
В ракурсе сверху, откуда-то из комнатки под крышей, изобразил людную парижскую площадь художник-импрессионист Жорж Дюфренуа (1907 г.) В типичную городскую среду он привнёс приметы нового времени – в центре полотна запечатлен омнибус с «империалом» (верхним ярусом), наполненным людьми.
Замечательно хорош этюд Матвея Алексеевича Доброва «Зима в Париже» (1909). Поначалу даже показалось, что он принадлежит кисти кого-то из выдающихся французских импрессионистов
А его полотно «Красная пристань» (1909) ныне обрело особую историческую ценность. Изображенный на нем мост Ля-Тюрель сильно пострадал в 1910 г. от наводнения, был снесён, и возведен заново в 1923-1929 гг. уже в других формах.
На контрасте вечерних сумерек с сияющими огнями парижского кафе построен этюд русского художника-эмигранта Николая Васильевича Досекина. Парижские извозчики терпеливо дожидаются господ-аристократов, беззаботно развлекающихся на Монмартре.
Несомненно, одним из центральных произведений выставки является полотно Альбера Марке «Собор Парижской Богоматери зимой». На фоне сумрачного неба он предстаёт суровым символом средневековья. И вместе с тем, трепетное оживление в картину вносят фигуры людей и силуэты экипажей, изображенные на фоне свежевыпавшего снега у моста Пти-Пон.
Совершенно иначе, в ярких дневных красках, увиделся парижский собор Нотр-Дам художнику Жану-Франсуа Рафаэлли, другу Эдгара Дега. Однако импрессионисты во главе с Огюстом Ренуаром были настроены к творчеству Рафаэлли весьма критично, и отказывались выставляться вместе с ним.
В излюбленный импрессионистами сюжет – движение экипажей по парижским улицам – норвежский художник Фриц Таулов внес строгое классическое начало. Слева он изобразил часть коринфского портика церкви Марии Магдалины на одноименном бульваре.
Очарователен вид крутой улочки Мон-Сени (старейшей на Монмартре) на картине Мориса Утрилло. Кисть художника запечатлела «дом Берлиоза», впоследствии снесенный при реконструкции квартала.
Тихого домашнего уюта полна картина Матвея Алексеевича Доброва «Натюрморт с лампой». В композиции присутствует чисто французская деталь – фарфоровый чайник «тизаньер» (tisaniere) с подогревом от свечи
А изображенный живописцем мост Ла-Турнель (как уже сказано выше) успел стать архитектурным воспоминанием. После наводнения 1910 г. он был снесен, и отстроен заново в 1923-1929 гг.
P.S. Продолжение темы будет в следующей статье