Найти тему
Друг Народа

Развалины "Русской крепости Выборг", построенной в 1914-1917 гг.

Сразу за Выборгом по трассе "Скандинавия" на пограничный пункт Торфяновка, перед поселком Селезнево и напротив поселка имени Калинина, в лесу находятся два больших бункера ныне забытой недостроенной "Русской крепости Выборг" периода Первой Мировой войны. На трассе, как будто специально, в этом месте устроена стоянка, но не многие сходив "по нужде", замечают эти циклопические сооружения, скрытые лесом. Эти два бункера (убежища) официально называются "опорный пункт литера В (латинская)" или Западный "тет-де Пон" (Tete-de Pont - предмостное укрепление. Как раз перед фортом находится мост через р. Селезневка). Еще можно найти название конкретно для этого форта "Крепость Циклоп".

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются

Дата посещения: август 2024 г.
Координаты: 60°45'36"N  28°37'47"E

"Русская крепость Выборг"состоит из нескольких опорных пунктов или фортов (фортовАя крепость), охраняющих Выборг со стороны современной Финляндии. Форты были построены в период 1914-1917 гг. и предназначались для охраны во время Первой Мировой войны от германского вторжения со стороны Финляндии. Немцы в итоге к концу войны действительно вошли в Финляндию, но форты так и не поучаствовали в той войне, т. к. в России случилось две революции (февральская и октябрьская), которые закончились подписанием Брестского мира. Так что, гигантские материальные затраты на возведение "крепости Выборг", которая так и не была достроена, пропали зря.

Опорный пункт литера В частично попал в полосу строительства дороги (см. изображение ниже), но большей частью сохранился. Кроме двух бункеров (убежищ) сохранилась система бетонированных траншей, а также бетонный ров.

План опорного пункта литера В. Изображение из открытых источников
План опорного пункта литера В. Изображение из открытых источников

Форт за более 100 лет простоя зарос травой, мхом и деревьями, которые выросли даже на нижнем уровне. Никакого железа внутри не сохранилось. Видно, что бункеры как будто пытались взорвать изнутри - внутренние более тонкие стены/переборки разрушены. Потолок в трещинах, через которые сочится вода, образуя солевые отложения - сталактиты, как в пещерах. Пишут, что это на самом деле не следы взрывов, а естественные разрушения, а также деятельность вандалов, которые пытались вытащить железо. Кое-где из бетона торчат балки до революционных рельсов, которые, очевидно, старались достать ради лома (где стенки тонкие). Действительно, железобетон тогда не применялся и бетон укреплялся железнодорожными рельсами. Толщины стен впечатляют, например, толщина перекрытия потерны достигает 3,5 метра (!).

Форт начали строить до начала Первой Мировой войны. В период мобилизации, с 18 июля 1914 г., строительство было приостановлено. К августу 1916 г. было готово только одно убежище, второе строилось, а валы были насыпаны практически полностью. Часть укреплений вырублена в скале. Кстати, в строительстве местное население Великого княжества Финляндского участия не принимало, т. к. считалось не надежным, склонным к предательству и шпионажу.

Бетонированная траншея впечатляет (см. выше) - в каждом стрелковом месте (ячейке) есть даже ниша для боеприпасов. Также каждое стрелковое место огорожено стенкой.

Хотя, с другой стороны, бетонированные траншеи такая себе защита. От снаряда они дают дополнительные поражающие осколки кусков бетона.

Второе убежище в таком же плачевном состоянии - без дверей, внутри разрушенные переборки. Удивительно, что нет современного мусора. Никакого "железа", если пройти с металлоискателем (гильзы, пустые обоймы, осколки), тоже нет.

Со стороны дороги опорный пункт литера В защищают остатки бетонированных траншей с нишами для боеприпасов. Там же можно найти бетонное основание старого снесенного моста.

Удивительно, но когда я закончил осмотр опорного пункта литера В, увидел перевозку вертолета Ми-8П. Дело в том, что недалеко от этого места находится учебная авиационно-техническая база Выборгского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации". Там на поле находится много ветхих вертолетов и самолетов (только Ан-2).

Перевозка вертолета Ми-8П. Фото автора
Перевозка вертолета Ми-8П. Фото автора

За опорным пунктом литера В трехстах метрах на восток на гранитной высотке расположены круговая система траншей и три готовых котлована под так и не построенные убежища. Еще восточнее расположены несколько систем траншей. Опять же, никакого "железа" в грунте нет.

Опорный пункт литера В (Б) впечатляет, а ведь это лишь часть фортовой "Русской крепости Выборг".

Координаты: 60°46'25"N 28°40'12"E

Следующее посещенное место - недостроенные (в связи с революцией 1917 г.) пороховые погреба, которые вырублены в скале. Представляют из себя три грота с южной стороны. Глубина каждого грота по горизонтали: левый - 12 м, центральный - 14 м, правый - 13 метров. Высота - около 6 метров. Гроты открыты, без дверей, внутри пусто - нет никаких деревянных стеллажей или прочего.

От пороховых погребов ведет грунтовая дорога, опять же, к недостроенному к опорному пункту литера "А", который представляет из себя два бункера (убежища) и систему траншей, обложенных камнями, а также бетонированных траншей. Оба бункера имеют аналогичное состояние с бункерами "опорника" литера В - пустые коробки с порушенными внутренними стенками и косяками выходов. У первого бункера в потолке дыра. Поэтому в бункере завелись уже и сталагмиты.

Координаты: 60°46'45"N 28°40'13"E

Но бункеры немного другой конструкции - у литеры В было два выхода с фасада и сбоку, а у этих бункеров два фасадных выхода. Перед выходами отверстия "ливневки" (но это не точно), выложенные деревом. Получается, что прошло более 100 лет, а это дерево не сгнило. Впечатляет. Бункеры не заросли мхом, поэтому на стенах видны уровни, как укладывали бетон прямо на месте строительства (сборных железобетонных конструкций тогда еще не было).

На ходах сообщения уже выросли деревья. Никакого интересного "железа" металлоискателем найти не удалось - только современные гвозди.

Кроме "опорников" литера А и В, а также пороховых погребов в состав недостроенной "Русской крепости Выборг" входят еще другие укрепления, находящиеся недалеко от Выборга.

При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

Другие статьи канала по теме - "Pontiac Tempest" Ю. Гагарина в Выборгском автомобильном музее, которого уже нет

Выставка Отдельного контрольно-пропускного пункта «Выборг» - тайники на таможни

Снегоочиститель РС-363 М в составе хозяйственного поезда Московского метрополитена на ст. м. Партизанская

#русскаякрепостьвыборг19141917 #крепостивыборга #укреплениявыборга #русскаякрепость #фортификациипервоймировой #крепостиленобласти #крепостьциклоп #фортвыборг #опорныйпунктлитерав #опорныйпунктлитераа #последняярусскаякрепость #крепостьциклоп #западныйтетдепон