Найти в Дзене
kino-and-more

Почему у Петрова-Водкина такая фамилия и другие факты из его книги

Оглавление

Художник Кузьма Петров-Водкин описал свое детство и юность на берегах Волги в биографической повести "Хлыновск".

На самом деле, его родной город назывался Хвалынск, а не Хлыновск, но так переиначить название автор решил для большей художественности. И вот что удивительного и интересного можно узнать из книги.

1. Секрет происхождения фамилии - Петров-Водкин.

Прабабка художника, которая, кстати, была женой разбойника, бросившего ее и уплывшего куда-то за моря, торговала самогоном и держала что-то вроде притона. Своего сына она назвала Петром, а всех его потомков потом звали Петровыми-Водкиными.

Кузьма Петров-Водкин, 1910-е годы
Кузьма Петров-Водкин, 1910-е годы

2. Предков Петрова-Водкина со стороны матери проиграли в карты.

Незадолго до отмены крепостного права хозяин-помещик из Тульской губернии проиграл в карты пол-деревни. Крестьянам на телегах, со всем скарбом, с женами и детьми, пришлось отправиться к волжским берегам. По пути многие заболели и умерли, но прадед Петрова-Водкина, его жена и дочери, дошли.

3. Вообще все родственники художника были из народа, простыми людьми.

Дед был бурлаком и грузчиком, а отец - сапожником. Мать была портнихой, а потом работала горничной у хвалынского купца Михайлова. Родителей Петрова-Водкина обженили их матери, которые случайно познакомились во время сбора грибов в лесу. Разговор у женщин был в духе "у нас товар - у вас купец", так и справили свадьбу. Брак оказался крепким, хотя отец выпивал, как и почти все мужики.

Петров-Водкин, Купание красного коня, 1912 год
Петров-Водкин, Купание красного коня, 1912 год

4. Еще в детстве Петров-Водкин понял разницу между столицей и провинцией.

Отца призвали служить в военную часть в Петербург, и вскоре к нему поближе переехали жена и сын. Мать художника стала работать портнихой. Но из-за болезни ей с сыном пришлось через какое-то время вернуться обратно в Хвалынск. Мальчик сразу почувствовал разницу: в Петербурге и дома были красивее, и люди вежливее, и дети носили штаны, и мужья меньше били жен. В будущем художник напишет много поэтичных слов о Хвалынске, но в тот момент он захотел уехать оттуда. И, в конце концов, сделал это. Хорошо, что нашлись меценаты, которые поверили в его художественный талант и оплатили обучение в Петербурге.

5. Китайцы на ярмарке в Хвалынске.

Кроме всевозможных товаров, которые продавались на хвалынской ярмарке, там присутствовали... врачи-китайцы:

"Здесь же китайцы лечили зубы, деревянными палочками вынимали они из дупел крошечных красноголовых червячков - болезнь зубную".

Конец 19 века, Саратовская губерния и китайцы, которые удаляют из зубов нервы! Чудеса!

Петров-Водкин, Полдень, 1917
Петров-Водкин, Полдень, 1917

6. В детстве Петров-Водкин чуть не утонул.

Волга, которая в тихие дни казалась ласковой, могла за несколько минут превратиться в стихию. Мальчик попал в водоворот и уже попрощался с жизнью. Его вытащил мужик - отличный пловец, который сам спустя несколько лет погиб во время шторма, спасая людей на судне у самого берега.

7. Самая поразительная история из книги - о том, как жители Хлыновска убили доктора Молчанова во время холерного бунта 1892 года.

Бушевала эпидемия холеры, и народ решил, что его не лечат, а травят. Особенно, когда оказалось, что рассыпанный врачом для дезинфекции обеззараживающий порошок отравил их коней. Старуха, которую доктор Молчанов неоднократно лечил, громко натравливала мужиков на доктора, и те в конце концов схватили безоружного Молчанова и забили до смерти. Они также собирались убить всё городское начальство, но то успело спрятаться и дождаться помощи военных, усмиривших бунт. Кажется - дикие, темные люди. Но если вспоминить ковид и то, как некоторые вполне образованные граждане утверждали, что нас травят вакцинами и вживляют через них чипы, то все не так уж далеко ушло...

А еще трогательную книгу о Петрове-Водкине написала и его жена-француженка, которая бросила Париж, уехала в Хвалынск и ни разу не пожалела:

И другие интересные книги о художниках:

Лайк, если интересно!