«Цвет ликующий» - книга дневников художницы Татьяны Мавриной. Что я могу сказать после её прочтения? Что я не полюбила автора. Хотя еще больше оценила её как художника. Какой мне показалась Татьяна Маврина? Она показалась мне резкой, жёсткой, честной, страстной, очень близкой к природе и любящей больше её явления, чем людей. А еще она была красивой женщиной, и в 20, и в 90.
Татьяна Маврина родилась то ли в 1900-м, то ли в 1902-м году (есть предположение, что уменьшила себе возраст), и прожила то ли 93, то ли 95 лет, в любом случае – немало. Она была замужем за художником Николаем Кузьминым, и он тоже прожил больше 90 лет. Они познакомились во ВХУТЕМАСе, сообществе молодых художников, созданном после революции.
Начинаются дневники с 1937 года. Татьяна с мужем, который был старше неё лет на 10, проводят тёплое время года на даче и много рисуют. Ощущение, что им лет по 20, а на самом деле им под 40 и под 50. Наверное, вот это отсутствие тяжести возраста и способствовало, в частности, их долголетию. Татьяна очень долго ощущала себя молодой, а в плане творчества у нее было только восхождение, до самых последних лет.
В её дневниках до войны много личного и даже интимного, неловкого для читающего. Причем, понимаешь это не сразу. Татьяна и Николай курсируют между домом и дачей, каждый день рисуют, ссорятся и мирятся, соперничают как художники. Она пишет, что часто ходит обнаженная по дому и ощущает себя красавицей.
17.1.39 Дождь. Я очень красивая.
Рисует себя и подругу в стиле ню. А с мужем они целыми днями поют. И хором поют, и по одиночке поют, и дома поют, и в лесу поют, и днём, и ночью. Просто хор Пятницкого какой-то, пока в голову не закрадывается мысль, что подразумевается под словом «петь». И есть там еще одно короткое описание… В общем, это очень странное чтение, скажу я вам. Кроме того, говорят, что из этих дневников много вырезано составителями, посчитавшими слишком личными некоторые записи. Не знаю даже, возмущаться ли по этому поводу.
Никак не отражены в дневниках ни репрессии, ни война. Все мысли сконцентрированы на рисовании, на поездках на природу, на своей внешности, на отношениях с мужем. Во время войны единственное, что прорвалось в дневники из внешнего мира – голод. Они стали голодать, как и все, даже пришлось есть кошек.
27.2.42 Болит брюхо, я мало двигаюсь. Ели кошку. Сначала я выплюнула, потом все же проглотила. Ощущение преступности и озорства.
Пели уже гораздо меньше, на голодный желудок как-то и не хотелось. Известно, что во время войны у Татьяны умирают мать и отец, от болезней. А они с мужем как-то перебиваются, не участвуют в военных действиях, что-то рисуют.
А потом дневники прерываются аж до 60-х годов. И там нас уже встречает совсем другая женщина, состоявшийся мастер, уверенный в себе и абсолютно бескомпромиссный. С мыслями об искусстве, о красках, о цвете ликующем. О песнях — ни слова.
Необычный «наивный» стиль Мавриной, с уклоном в лубочность, народность, оказался востребованным в советской детской литературе. Она проиллюстрировала огромное количество русских сказок и все сказки Пушкина. И с каждым годом ее известность только росла: в 70 лет она работала больше, чем в 60, а в 80 – больше чем в 70. Вот это, конечно, круто. Листайте.
Книги с ее иллюстрациями были и остаются почти в каждом доме. Я отлично помню с детства книгу "Журавли" с иллюстрациями Мавриной. Яркие, необычные рисунки, немножко вырви глазик, но такие жизнеутверждающие, действительно, с ликующим цветом!
Муж художницы, как и она, иллюстрировал Пушкина, только совсем в другом стиле. И тоже был признан и без работы не сидел. Но его манера рисования напоминает многих, а Маврина такая одна.
Маврина резко критиковала большинство художников. Но отмечала талант Петрова-Водкина, Марка Шагала и особенно Пикассо. Коллекционировала вместе с мужем иконы и городецкую роспись. Без устали гуляла на природе и путешествовала по старинным русским городам.
До 90 лет ездила за границу на разные мероприятия и вручение премий, но лучше всего ощущала себя на даче в Подмосковье.
Жила как будто над советской действительностью. Когда умер муж, она, кажется, ощутила себя совершенно свободной. Слушала музыку, много читала, любила стихи Блока, удивлялась появлению компьютеров, смотрела фильмы Тарковского. Вспоминала детство. Не ходила на похороны. И ни дня не провела без рисования. Постоянно отмечала красоту цвета, света, сочетание необычных цветов в природе. В последние годы ничто не отвлекало ее от искусства.
У Татьяны Мавриной была невероятно счастливая судьба художника-не реалиста в советской стране. О судьбах других "не таких, как все" художников интересно и подробно рассказано в книге "Русский авангард", о которой я пишу здесь.
Все статьи о дневниках и мемуарах тех, кто жил и творил после революции, можно найти в этой подборке.