Международные наблюдатели ничего не увидят или наврут, а нам придется их еще и защищать
ВСУ в Курской области занимаются похищениями мирных жителей. 18 августа в сети появилось видео, снятое под Суджей. На кадрах украинские военные буквально закидывают в кузов грузовика троих гражданских с завязанными глазами и бьют их прикладами. О судьбе похищенных ничего неизвестно. Не пора ли предъявить всему миру преступления киевских вояк, которые примерили на себя роли гауляйтеров. Тем более, что ООН уже объявила о готовности снарядить миссию в российское приграничье — поглядеть, как там с правами человека.
О судьбе похищенных ничего неизвестно. По одной из версий, ВСУ забирают с собой именно мужчин, чтобы пополнить обменный фонд. Ни одна из международных организаций пока не осудила действия ВСУ по отношению к мирному населению России. Однако на этот раз хоть заинтересованность проявили — и на том, как говорится, спасибо. Секретариат Верховного комиссара ООН по правам человека изъявил желание отправить миссию в Курскую область.
Между тем, российский МИД отреагировал на идею присутствия в нашем приграничье международных наблюдателей довольно скептически. Спикер внешнеполитического ведомства Мария Захарова выразила надежду на то, что желание ООН получить доступ в Курскую область не станет очередным перформансом.
Бывший народный депутат Верховной рады Украины Олег Царев также усомнился в необходимости пускать в Россию международных наблюдателей из Организации объединенных наций. От них никакой пользы не будет, только вред, уверен политик.
Не надо. Они же приедут, будут там находиться, зафиксируют ситуацию, что часть российской территории находится под контролем ВСУ. Мы должны максимально быстро выдавливать ВСУ из курской области, или уничтожать их, - заявил Царев.
Украинский политолог Василий Стоякин также оценил КПД от присутствия миссии ООН в Курской области как близкий к нулю.
Конечно, они сделают вид, что ничего не увидели, и ничего внятного не скажут, - прогнозирует результаты возможного посещения приграничья комиссарами ООН, - С высокой степенью вероятности они постараются нагадить.
Но пускать миссию или не пускать — вопрос отнюдь не в плоскости пиара и репутационных потерь для одной из сторон конфликта. Это вопрос большой политики. И Россия может принять решение разрешить въезд правозащитников в Курскую область, но не для фиксации нарушений прав человека, а для фиксации совсем иного факта:
Российская Федерация позиционирует себя как государство, старающееся сохранить постялтинскую систему международных организаций в максимально эффективном виде, - напомнил Стоякин.
Так что если у российского руководства на данный момент есть цель показать миру приверженность к привычному миропорядку (а она, очевидно, есть, иначе - «миры, основанный на правилах»), то ООН лучше не унижать.
В таком случае допуск наблюдательной миссии может стать сигналом для остального мира: наша позиция в том, что Организация Объединенных наций должна существовать, она что-то еще может. И вообще, это американцы плохие и пытаются подмять старую-добрую ООН под себя.
Когда произойдет переформатирование мирового пространства, наверняка появятся некие новые международные организации, - прогнозирует эксперт, - Но сейчас их нет, и даже заготовок к ним нет. Россия не может сейчас ничего предложить, как Иосиф Сталин не мог ничего предложить на замену Лиги Наций перед Второй мировой войной. Так что за неимением гербовой пишем на туалетной.
ООН является единственной международной площадкой, поэтому допустить миссию в Курскую область нужно в любом случае, считает политолог Марат Баширов. Наблюдатели не будут смелыми, они наверняка наврут и что-то скроют. Но они увидят происходящее своими глазами, поговорят со свидетелями.
При всей бесполезности сегодня это единственная площадка. Произнесённое в ООН слышат все. Всё сказанное там фиксируется на сайте организации, так что все могут прочитать. Капля камень точит. Главное — обеспечить им безопасность. Потому что с той стороны психи, им все равно, в кого стрелять — в военных, мирных жителей или международных наблюдателей, - считает Баширов.
Не лишним для комиссаров ООН будет и посещение Курской АЭС, продолжает эксперт. Так они смогут увидеть, что Россия предпринимает все необходимые меры для обеспечения ядерной безопасности.
Разумеется, нельзя не принимать во внимание риски ангажированности миссии ООН. Но эта организация, в отличие от откровенно шпионской ОБСЕ, всё же обладает большей степенью свободы и объективности, считают эксперты. Хотя и испытывает на себе очевидное давление со стороны Вашингтона. Этим двойственным незавидным положением ООН можно объяснить скепсис российского МИДа в отношении перспектив отправки миссии в Курскую область. Наши дипломаты видят, что секретариат организации находится под давлением американских спецслужб. Они ограничивают состав наших делегаций, не дают садиться в самолет. Конечно, они не сами это делают. Просто их офис находится в Нью-Йорке. Они окружены американскими спецслужбами. Так что и правозащитники в курской области рискуют стать миссией с сомнительной эффективностью. Но что поделать — если перефразировать фразу Иосифа Виссарионовича, «другой ООН у нас нет».
Автор: Татьяна Антонова