Сегодня для наших литературно-чайных чтения мы выбрали рассказ Корнелия Владиславовича Тхоржевского (1858-1896) – писателя, офицера-участника русско-турецкой военной кампании 1877-1878 годов. Перу Тхворжевского принадлежит много рассказов из солдатской жизни того времени. И герой одного из них – старый солдат Иван, бывший денщиком офицера Пересухина.
Однажды Иван доставил офицерам прямо в окопы еду и самовар. Но вот подпрапорщик случайно самовар задел и тот «кубарем покатился прямо под гору к туркам». Далее цитируем по тексту с небольшими сокращениями.
«Все внимательно следили за катящимся по полугорью самоваром, ошеломленные такой неприятной неожиданностью. Наконец он скатился вниз и остановился шагах в двухстах от турецкой цепи, задев какой-то камень; в ту же секунду к нему бросились два турецких солдата и, схватив его, торжественно понесли к своим; увидев это, Иван вдруг ожил:
– Батюшки!.. Украли! Самовар наш украли, проклятые!.. – и прежде чем кто-нибудь успел глазом моргнуть, Иван, рискуя сломать себе шею, бросился вниз к туркам по тому же самому направлению, по какому катился самовар.
– Куда ты?! Стой! Вернись! – кричали офицеры, но Иван уже ничего не слышал и стремительно несся вперед.
– Пропадет... – толковали офицеры... с тревогой следя за Иваном.
Вначале турки открыли было по нем усиленный огонь, ... но затем огонь вдруг прекратился, очевидно, по чьему-то приказанию. Иван, не обращавший никакого внимания на пальбу ... докатившись до низу ..., даже не передохнул ни разу и бегом бросился прямо на турецкую цепь... Вид одного солдата, бегущего на неприятельских стрелков, был до того комичен, что, несмотря на всю серьезность положения, у нас и у турок раздался самый здоровый и веселый хохот... Продолжая следить за Иваном, офицеры увидели, как он добежал до неприятеля, начал что-то кричать, сильно размахивая руками, –очевидно, он ругался. Затем он был окружен турками и его куда-то повели...
Но каково же было всеобщее изумление, когда через несколько минут из-за выступа скалы появился Иван, сопровождаемый турками; он гордо выступал вперед и торжественно держал в руках самовар. Офицеры так и остолбенели от изумления ... Через полчаса он уже был на горе, тяжело переводя дух, поставил самовар на землю и начал отирать руками потное лицо.
Отнял!.. – отвечал Иван прерывающимся от волнения голосом, – ништо возможно нашему добру пропадать! ... Ишь, черти, обрадовались, – среди дня самовар украли! Рази это можно!.. Я прямо к начальнику ихнему пошел! Дудки!.. Не дам! – Наш самовар!.. Давай назад!..
– А все вы! – набросился он на подпрапорщика – ... не спихнул бы – самовар-то цел был бы, а теперь, где его чинить будем? вишь как измяли!..
Так и не добились от Ивана того, как ему удалось выручить самовар ... Иван, по доведению о его подвиге сведения высшего начальства, был награжден серебряной медалью на георгиевской ленте с надписью «За храбрость».
Вот такая история о хозяйственном и храбром Иване. К слову: именно с кампании 1877-1878 годов чай вошел и в солдатский паек.