Найти в Дзене
Бизнес-секреты

Бизнес будут штрафовать за спам-звонки. Как этого избежать?

Оглавление

В 2024 году вступил в силу закон о штрафах для бизнеса за спам: звонки и смс-рассылки. Раньше отдельных штрафов за это не было, штрафовали за нарушение ФЗ «О рекламе» от 4000 до 500 000 ₽. Сейчас появился отдельный штраф и суммы стали больше: до 1 000 000 ₽

Рассказываем, как безопасно работать с контактами клиентов и рассылать рекламу на законных основаниях.

Что считается спамом

Закон разрешает рекламировать что-то по телефону, только если есть предварительное согласие абонента на получение рекламных сообщений. Если согласия нет — звонки и СМС-сообщения считаются спамом, за них грозит штраф.

Кто следит за соблюдением закона

Незаконной рекламой занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. Человек, которому не нравится телефонная реклама, может потребовать прекратить звонить и присылать СМС, бизнес обязан это сделать. Если распространитель рекламы не реагирует и продолжает спамить, абонент может обратиться в ФАС. Антимонопольщики выпишут бизнесу штраф.

На практике раздраженные спамом люди могут не захотеть разбираться, где искать распространителя рекламы. Они могут сразу пожаловаться сотовому оператору или в ФАС. В таком случае антимонопольная служба выпишет штраф и у бизнеса не будет возможности избежать наказания. Но распространитель рекламы может доказать, что владелец номера дал согласие на получение рекламы, тогда звонок или рассылка будут признаны законными.

Что будет за нарушение закона

В 2024 году штрафы за спам рассылки повысились. Вот как наказывают распространителей рекламы, которые нарушают закон:

  • 20 000 - 100 000 ₽ — штраф для ИП и руководителей компаний;
  • 150 000 - 500 000 ₽ — штраф малому бизнесу;
  • 300 000 - 1 000 000 ₽ — средним и крупным предприятиям.

Нужно учитывать, что штрафы начисляются за каждый факт нарушения рекламы, то есть, за каждый звонок и каждое СМС-сообщение. Ответственность несет рекламораспространитель — бизнес, который рассылал сообщения.

Как распространять рекламу законно

Для этого нужно получить от клиента два согласия:

  • на получение рекламных сообщений;
  • на обработку персональных данных.

Важно разделить согласие на получение рекламы и информации справочного характера. То есть, человек может подтвердить, что будет принимать уведомления о статусе заказов и списании средств, но это не значит, что он готов получать рекламу.

Согласие на получение рекламы может быть выражено в любой форме. Главное, чтобы оно позволяло идентифицировать абонента.

Часто согласие вставляют в текст договора. Но если в договоре нет возможности отказа от рекламы, ФАС сочтет, что бизнес ведет себя недобросовестно и не соблюдает права клиентов.

По закону нельзя отказывать клиенту в продаже, если он не согласиться оставить свои данные и получать рекламную рассылку.

Персональные данные нужно взять, чтобы доказать, что именно этот клиент согласился на рассылку рекламы. Одного номера телефона для этого будет недостаточно, нужны будут фамилия, имя и отчество. Для сбора персональных данных существуют свои правила. Как сделать это по закону, читайте в статье «Бизнес-секретов».

Можно ли получить согласие на рекламу автоматически, при регистрации на сайте

Такое согласие могут признать недействительным. И ФАС, и суды считают, что при регистрации на сайте невозможно установить, кто именно заполняет форму и соглашается на распространение рекламы.

Лучше подготовить для сбора согласий отдельный документ, если контакт с клиентом происходит в офлайне, или отдельную форму, если это онлайн-покупатель.

Мы постим авторские колонки, тренды бизнеса, а также полезные материалы для предпринимателей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @bs_business