По норманнской версии русской истории, она была любимой женщиной Рюрика и матерью его наследника, будущего князя Игоря Старого.
Официально эта дама происходила из Норвегии. Правда, до этого считали, что она была шведкой. Хотя тот же Татищев, вероятно, ошибался, когда считал, что "урмане" были обязательно норманнами, то есть скандинавами.
Но что за дама она такая? В "Саге об Эгиле" она была якобы дочерью Кетиля Лосося. О нем говорится, что у него была дружина в несколько десятков человек, и что он ходил на Эльбу за добычей.
А в русской летописи сказано, что:
"Имел Рюрик неколико жён, но паче всех любляше Ефанду, дочерь князя Урманского; и егда та роди сына Ингоря, даде ей обещанный град с Ижорою в вено".
Некоторые исследователи считают, что девушка познакомилась с Рюриком на пиру у Олега, и там якобы они друг другу понравились.
Олег Вещий был ее родным братом. И он, по версии официалов, тоже был скандинавом. Хотя на самом деле Ефанда и ее брат Олег не были норманнами в понимании их шведских или норвежских корней. Они происходили из славян с южного берега Балтики. А что слово "урман" - "норман"? Да это просто северные люди. В те времена северными людьми называли и северных славян.
По мысли историка Н.И. Васильевой, изложенной ею в труде "Русь и варяги" такие имена, как Ефанда или Енвида, а также Олег в Скандинавии не встречаются. Они имеют скорее кельтское происхождение. А известно, что балтийские славяне такие имена вполне себе использовали.
Ее имя в норвежском варианте пишется как Альфвинд (Ветер альвов), а в русской транскрипции - Ефанда или Енвида. Что не так с корнем "винд" в имени "Альфвинд"?
Тем более, что это имя можно также переводить как друг эльфа (alb, alf - эльф, альв, а «wini» -друг). Не знаю, могли тогда давать девочкам имена мужского рода. Что ветер, что друг, явно не буря и не подружка.
Владимир Даль в своем словаре "Живого великорусского языка" слово "урман" отождествлял с "густым лесом".
В Сибири и сейчас применяют слово урман в отношении тайги, в которой присутствуют болотистые места. В башкирском языке темный лес называется "урман", а тот, что ближе к реке, Яром.
Известен топоним "урман" как на побережье Черного моря (Краснодарский край), так и на побережье Каспийского моря (Дагестан).
Присутствует мнение о том, что Олег и Ефанда могли происходить вовсе не из Скандинавии, а с земель будущего Тьмутороканского княжества Руси.
Норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал в своей работе "В погоне за Одином. По следам нашего прошлого" считал, что варяги происходят от сарматских племен, жившим в Причерноморье.
В первые века нашей эры там жили аланы, роксоланы, тавры, скифы. Пришедшие гунны вытеснили эти племена, которые ушли на север и северо-запад. Это произошло во второй половине 4-го века.
Известно, что норманны из Скандинавии частенько гостили на Руси при Владимире и Ярославе, к примеру. А вот на Запад они ходили в военные походы.
Васильева в своей книге " Русь и варяги" отмечала, что:
"...Нет в русских летописях никаких упоминаний о связях со скандинавскими династиями, как ни ищи, есть только свидетельства пребывания в Киеве скандинавов-наемников...".
Из этого можно сделать вывод о том, что так называемая Ефанда русских летописей была потомком скифских либо сарматских вождей из Причерноморья. А скифы, как известно, были близкородственны к русским. Более того, русских на протяжении многих столетий считали скифами. Даже в 19-м веке так было. Это сейчас официальная наука так не считает. Также необходимо отметить, что будущая жена Рюрика стала на страницах Иоакимовской летописи Ефандой. Но каково ее имя было на самом деле?
В Иоакимовской летописи с подачи В.Н. Татищева упоминается некая Адвинда, жена Вандала, одного из родоначальников славян и русских. Так вот, там она происходит из варяг.
Не переделано ли имя Адвинда в Альфвинду? Ведь корень "винд" вполне себе может быть и корнем "венд", имеющем отношение к венедам или славянам, а не к ветру. Как одна из версий.