Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Зрители должны бояться - как художники представляли АД

Оглавление

Ад - одна из самых интригующих и пугающих тем в искусстве. На протяжении веков художники пытались визуализировать это место вечных мучений, создавая произведения, которые поражают воображение и заставляют задуматься о морали и человеческих пороках.

"Ад" Работа Джованни да Модена, около 1410
"Ад" Работа Джованни да Модена, около 1410

Давайте рассмотрим несколько ярких примеров того, как великие мастера изображали ад.

1. Иероним Босх "Сад земных наслаждений"

Иероним Босх "Сад земных наслаждений"
Иероним Босх "Сад земных наслаждений"

Центральная панель этого триптиха - настоящий пир для глаз и ума.

Правая створка («Музыкальный Ад») получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь

Босх изобразил ад как сюрреалистический кошмар, полный странных существ и изощренных пыток.

Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь

Грешники подвергаются наказаниям, которые часто связаны с их земными грехами. Например, обжора вынужден есть до бесконечности, а прелюбодей пронзен стрелой в интимные места.

Вот еще детали. Признайтесь, вы их не разглядывали..

Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" деталь
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" музыкальный ад
Иероним Босх "Сад земных наслаждений" музыкальный ад

Да уж, кому захочется в такое место!

3. Густав Доре "Ад"

Гюстав Доре "Сошествие во ад",после Распятия на Кресте Иисус Христос сошел в ад и, сокрушив врата его, вывел пребывающих там души ветхозаветных праведников.
Гюстав Доре "Сошествие во ад",после Распятия на Кресте Иисус Христос сошел в ад и, сокрушив врата его, вывел пребывающих там души ветхозаветных праведников.

Доре создал серию из 200 гравюр к "Божественной комедии". Его изображения ада полны драматизма и мрачной красоты.

Гюстав Доре.Данте обращается Бокка дельи Абати
Гюстав Доре.Данте обращается Бокка дельи Абати

Особенно впечатляет гравюра, на которой Данте и Вергилий смотрят на Бокка дельи Абати (флорентийский дворянин из партии гвельфов, которого Данте считал предателем в битве при Монтаперти и поэтому приговорил к страшной каре

4. Питер Брейгель Старший "Триумф смерти"

Питер Брейгель Старший "Триумф смерти"
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти"

Хотя эта картина не изображает ад напрямую, она показывает апокалиптический сценарий, близкий к адским мучениям.

Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь

Смерть на бледном коне ведет армию скелетов, уничтожающих все живое на своем пути.

Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь

Что объединяет все эти произведения? Несмотря на разницу в стилях и эпохах, все художники стремились показать ад как место невыносимых страданий, где каждый получает по заслугам за свои земные грехи.

Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь

Они использовали яркие образы и символы, чтобы передать ужас вечного проклятия и заставить зрителя задуматься о своей жизни и поступках.

Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь
Питер Брейгель Старший "Триумф смерти" деталь

Итальянские художники изображают АД

Итальянские мастера внесли огромный вклад в изображение ада в мировом искусстве. Вдохновленные "Божественной комедией" Данте и христианской традицией, они создали потрясающие образы загробного мира. Давайте погрузимся в жуткий и завораживающий мир ада глазами итальянских художников.

1. Сандро Боттичелли "Карта ада"

Сандро Боттичелли "Карта ада" (1480-е)
Сандро Боттичелли "Карта ада" (1480-е)

Боттичелли создал серию иллюстраций к "Божественной комедии", но его "Карта ада" - настоящий шедевр.

Боттичелли. Ад. Данте и Вергилий, изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти.
Боттичелли. Ад. Данте и Вергилий, изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти.

Художник детально изобразил все девять кругов ада, показав различные наказания для грешников.

 Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников
Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников

Эта работа - не просто иллюстрация, а настоящее путешествие по кругам ада Данте.

2. Лука Синьорелли "Мучения грешников в аду"

Лука Синьорелли "Мучения грешников в аду" (1499-1502)
Лука Синьорелли "Мучения грешников в аду" (1499-1502)

Фреска в Орвието - жуткое предупреждение о конце света.

Лука Синьорелли "Мучения грешников в аду"  деталь
Лука Синьорелли "Мучения грешников в аду" деталь

Хотя это не прямое изображение ада, Синьорелли показывает демонов, утаскивающих грешников, создавая атмосферу ужаса и отчаяния.

Очень красочное изображение АДА, и демоны и грешники у Синьорелли все с хорошими фигурами, с прокаченными мышцами и симпатичными лицами
Очень красочное изображение АДА, и демоны и грешники у Синьорелли все с хорошими фигурами, с прокаченными мышцами и симпатичными лицами

Смешно, что у Синьорелли на этой фреске демоны и грешники все с хорошими фигурами, "прокаченными" мышцами и симпатичными лицами. Сразу видно - некрасивых людей в окружении художнике было не найти.

В моей статье подробно про этот цикл фресок.

3. Микеланджело "Страшный суд" (1536-1541)

Заметьте, эта фреска написана через 40 лет после фресок Луки Синьорелли. Микеланджело Буонаротти несколько раз ездил в Орвието и изучал фрески Синьорелли перед написанием своего шедевра.

Микеланджело "Страшный суд" (1536-1541)
Микеланджело "Страшный суд" (1536-1541)

Знаменитая фреска в Сикстинской капелле изображает момент Второго пришествия Христа

Микеланджело "Страшный суд" (1536-1541)
Микеланджело "Страшный суд" (1536-1541)

Нижняя часть фрески показывает грешников, которых демоны тащат в ад. Микеланджело мастерски передает ужас и отчаяние обреченных душ.

В моей статье мой взгляд на события, происходящие на фреске. Кстати, у этой статьи и самой большое количество комментариев и лайков за все время существования моего канала. Вот, что значит, настоящее искусство!

4. Джотто "Страшный суд" (1306)

Джотто, Страшный суд, 1303–1305 гг.
Джотто, Страшный суд, 1303–1305 гг.

Фреска в капелле Скровеньи в Падуе - один из ранних примеров изображения ада в итальянском искусстве. Джотто показывает ад как место физических мучений, где грешники подвергаются различным пыткам.

Джотто, Страшный суд, 1303–1305 гг. Деталь с Адом.
Джотто, Страшный суд, 1303–1305 гг. Деталь с Адом.

5. Доменико Беккафуми "Падение мятежных ангелов"

Доменико Беккафуми "Падение мятежных ангелов" (1524)
Доменико Беккафуми "Падение мятежных ангелов" (1524)

Эта работа, хотя и не изображает непосредственно ад, показывает момент, который предшествовал его созданию. Беккафуми драматично изображает падение Люцифера и других ангелов, восставших против Бога.

6. Тинторетто "Страшный суд"

Тинторетто "Страшный суд" (1560-1562)
Тинторетто "Страшный суд" (1560-1562)

В этой масштабной работе венецианского мастера ад изображен как хаотичное место, куда низвергаются грешники.

Тинторетто "Страшный суд"  деталь
Тинторетто "Страшный суд" деталь

Тинторетто использует сложные ракурсы и динамичные позы, чтобы усилить драматизм сцены.

Итальянские художники не просто стремились напугать зрителя. Их цель была глубже - заставить задуматься о моральных ценностях и последствиях греховной жизни. Они использовали яркие образы, сложные композиции и символизм, чтобы передать идею божественного правосудия и неизбежности наказания за грехи.

Изображения ада в итальянском искусстве не только отражают религиозные представления своего времени, но и демонстрируют невероятное мастерство и воображение художников. Они продолжают впечатлять и вдохновлять зрителей и художников по сей день, оставаясь важной частью мирового культурного наследия.

А какие итальянские изображения ада произвели на вас самое сильное впечатление? Поделитесь своими мыслями в комментариях!​​​​​​​​​​​​​​​​

Видите разницу между итальянскими художниками и другими?

А какие изображения ада в искусстве произвели на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях!​​​​​​​​​​​​​​​​

Подписывайтесь на мой канал, я рассказываю про Рим и Италию в целом.

Светлана Синица гид по Риму

Полезные статьи про Рим и путешествия по Италии на моем сайте

#ватикан #живопись #микеланджело #ад