Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Лука Синьорелли, на его работах учился сам Микеланджело Буонаротти

Когда я впервые увидела фрески Луки Синьорелли в Дуомо города Орвието, поняла, у кого Микеланджело "позаимствовал" идеи для многих сцен "Страшного суда" в Сикстинской капелле. Итальянский художник Лука Синьорелли, живший на стыке XV и XVI веков, творил в эпоху Раннего и Высокого Возрождения. Он был уважаемым человеком, широко известным всей Италии. Его работы, выполненные в жанре религиозной живописи, в основном фрески, монументальны. Главным шедевром Синьорелли стал цикл фресок в соборе Орвието региона Умбрия в центральной Италии. Еще приблизим фреску. Присмотримся к лицам. Небедный художник Лука Синьорелли родился в регионе Тоскана, в небольшом провинциальном городке Кортона. Поэтому художника прозвали Лукой из Кортоны. Его дядя, брат матери, Лаззаро Вазари, прадед искусствоведа, написавшего «Жизнеописания» об известных деятелях искусства, рекомендовал Луку в обучение крупнейшему художнику того времени Пьеро делла Франческа. Свои ранние работы юный Лука выполнил по заказу для городо
Оглавление

Когда я впервые увидела фрески Луки Синьорелли в Дуомо города Орвието, поняла, у кого Микеланджело "позаимствовал" идеи для многих сцен "Страшного суда" в Сикстинской капелле.

Капелла Сан Брицио в Дуомо города Орвието
Капелла Сан Брицио в Дуомо города Орвието

Итальянский художник Лука Синьорелли, живший на стыке XV и XVI веков, творил в эпоху Раннего и Высокого Возрождения. Он был уважаемым человеком, широко известным всей Италии.

Автопортрет Луки Синьорелли на фреске Антихрист в Дуомо Орвието
Автопортрет Луки Синьорелли на фреске Антихрист в Дуомо Орвието

Его работы, выполненные в жанре религиозной живописи, в основном фрески, монументальны. Главным шедевром Синьорелли стал цикл фресок в соборе Орвието региона Умбрия в центральной Италии.

На фреске Антихрист две крайние фигуры в черном - Лука Синьорелли и Фра Беато Анжелико. Кажется, что фигуры живописцев стоят в стороне и рассматривают свои творения
На фреске Антихрист две крайние фигуры в черном - Лука Синьорелли и Фра Беато Анжелико. Кажется, что фигуры живописцев стоят в стороне и рассматривают свои творения

Еще приблизим фреску.

На постаменте Антихрист, который принимает облик Христа в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
На постаменте Антихрист, который принимает облик Христа в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

Присмотримся к лицам.

Девушка принимает предложение мужчины и получает плату заранее, На лицах мы не видим счастья
Девушка принимает предложение мужчины и получает плату заранее, На лицах мы не видим счастья

Небедный художник

Лука Синьорелли родился в регионе Тоскана, в небольшом провинциальном городке Кортона. Поэтому художника прозвали Лукой из Кортоны.

Фреска  Луки Синьорелли " Воскрешение умерших" в Орвието
Фреска Луки Синьорелли " Воскрешение умерших" в Орвието

Его дядя, брат матери, Лаззаро Вазари, прадед искусствоведа, написавшего «Жизнеописания» об известных деятелях искусства, рекомендовал Луку в обучение крупнейшему художнику того времени Пьеро делла Франческа.

Мортвые встают из своих могил в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
Мортвые встают из своих могил в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

Свои ранние работы юный Лука выполнил по заказу для городов Ареццо и Читта-ди-Кастелло. Потом молодому художнику подвернулся случай показать свои творения правителю Флоренции, герцогу Лоренцо Медичи. Картина, написанная им для влиятельной особы, исчезла во время II мировой войны.

Умершие воскресли и обрастают плотью, все радуются, обнимаются с друзьями и родными людьми в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
Умершие воскресли и обрастают плотью, все радуются, обнимаются с друзьями и родными людьми в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

С легкой руки высокопоставленного герцога творческая карьера Луки Синьорелли пошла вверх. Его образ жизни сильно отличался от других художников. Он был небеден, жил на широкую ногу, одевался в дорогую одежду. Как пишут хроники тех времен, Лука жил скорее, как почтенный господин, чем как художник. У него были приятные манеры, хорошо подвешенный язык.

Фреска  Луки Синьорелли "Мучения грешников в аду" в Дуомо Орвието
Фреска Луки Синьорелли "Мучения грешников в аду" в Дуомо Орвието

Синьорелли, кроме живописи, еще ходил на службу. Он работал в официальных муниципальных учреждениях в Кортоне, был включен в состав комитета по оценке проектов фасада собора во Флоренции.

Интересные рога у демонов, ветвистые
Интересные рога у демонов, ветвистые

Слух о талантливом мастере Луке Синьорелли дошел до Рима. Сам Папа Римский Сикст IV лично неоднократно приглашал его для работы над фресками в часовне Дома Девы Марии в Лоретто и росписи стены Сикстинской капеллы в Ватикане.

Еще мучения грешников в аду, очень красочное изображение!
Еще мучения грешников в аду, очень красочное изображение!

Через 6 лет работы в Риме Синьорелли возвратился в родной город , однако периодически выезжал для выполнения заказов главы католического мира. Последние годы жизни живописец провёл в родном городе, он имел свою мастерскую, где обучал учеников.

Мучения грешников в аду, деталь в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
Мучения грешников в аду, деталь в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

Живое тело

Синьорелли, как ученик Пьеро делла Франческа, смог превзойти своего мастера: статичные фигуры учителя у Луки превращались в натуралистичные изображения человеческого тела в движении. Реалистичность тела, особенно обнаженного, – главный конек Луки из Кортоны.

Деталь фрески о мучениях грешников в аду в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
Деталь фрески о мучениях грешников в аду в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

Удивленные тем, сколько времени Синьорелли уделял анатомии человеческого тела, злые языки судачили, что он обучался этому на похоронах.

Демон несет грешницу в ад в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
Демон несет грешницу в ад в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

И этому есть даже подтверждение. Антонио, молодой сын Луки Синьорелли, красивый и статный парень, умер в Кортоне во время эпидемии чумы.

Деталь фрески "Мучение грешников в аду" в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
Деталь фрески "Мучение грешников в аду" в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

Художник велел раздеть мертвого сына, и, несмотря на великое горе, твердой рукой, без рыдания и слез, успел написать его красивое тело, чтобы навечно запечатлеть образ родного ему человека, которого провидение божие его лишило. Позже облик сына был увековечен в образе мертвого Христа на фресках.

Тело Христа, возможно, это изображение мертвого тела сына художника
Тело Христа, возможно, это изображение мертвого тела сына художника

Умение писать нагое тело так, что оно кажется живым, роднит рисунки Синьорелли с работами Микеланджело. Последний, кстати, многому учился у Синьорелли. Особенно сильно влияние Луки из Кортоны ощущается в «Страшном суде» Микеланджело в папской капелле в Ватикане. Например, в образах ангелов, злых демонов, расположении картины небес.

Лица на фреске  Луки Синьорелли Антихрист в Капелле Сан Брицио
Лица на фреске Луки Синьорелли Антихрист в Капелле Сан Брицио

Оба живописца были хорошо знакомы. Известно, что Лука Синьорелли однажды даже взял деньги в долг у Микеланджело, и тот жаловался в письме, что должник не торопится возвращать долг.

Лица на фреске Антихрист в Капелле ди Сан Брицио в Орвието
Лица на фреске Антихрист в Капелле ди Сан Брицио в Орвието

Шедевральные фрески в Орвието

Наиболее значительными работами итальянского живописца Луки Синьорелли являются:

  • 8 фресок, описывающие житие святого Бенедикта, в монастыре Монте-Оливето-Маджоре;
  • мифологические фрески во дворце управляющего города Сиена Пандольфо Петруччи;
  • фрески на темы Страшного Суда и последнего судного дня в Капелле ди Сан Брицио в Орвието, которую еще называют Капелла Нуова, что означает «новая».
Завет и смерть Моисея фреска Луки Синьорелли в Сикстинской капелле в Ватикане
Завет и смерть Моисея фреска Луки Синьорелли в Сикстинской капелле в Ватикане

В архиве документов Кафедрального собора святого Брицио, известного также под именем Капеллы Мадонны ди Сан-Брицио, сохранился договор подряда работ для Луки Синьорелли от 5.04.1499 г. Ему доверили завершить роспись, которую начал ранее, 15 лет назад, в 1447 году, другой живописец Фра Беато Анджелико.

 Святой Бенедикт изгоняет врага человеческого из под камня, фреска в монастыре Монте-Оливето-Маджоре, Лука Синьорелли
Святой Бенедикт изгоняет врага человеческого из под камня, фреска в монастыре Монте-Оливето-Маджоре, Лука Синьорелли

По данному контракту Лука Синьорелли получил:

  • за роспись потолочных сводов – 200 дукатов;
  • за стеновые фрески – 600 дукатов;
  • оплату полного пансиона (питание, проживание – квартиру рядом с собором) на три года;
  • ежемесячно – по 2 кварты зерна пшеницы и вина, сколько сможет выпить!

Чтобы иметь представление о заработке художника, надо знать, что мастера в XV веке зарабатывали 20-25 дукатов в год, а коня можно было купить за 30 дукатов.

Фрески Луки Синьорелли в монастыре Монте-Оливето-Маджоре
Фрески Луки Синьорелли в монастыре Монте-Оливето-Маджоре

После росписи Капелла Нуова в Орвието Лука много работал, но в его поздних работах участвовали ученики, сам он уже не смог повторить уровень своих творений 1490-1505 годов.

А Вам понравилось версия "Страшного Суда" Луки Синьорелли в Капелле ди Сан Брицио в Орвието? Сильнее по эмоциональному воздействию, чем у Микеланджело?

Еще про итальянских художников:

Карло Кривелли - загадка XV века.

Сандро Боттичелли и его муза Симонетта.

Ставьте лайк, если Вам понравилось и я расскажу о других интересных произведениях искусства и историях .

Если Вам интересны рассказы о Риме и о жизни людей в Италии ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

Смотрите мои прогулки по Риму он-лайн и сторис в моем Инстаграмм Sv_sinitsa

Истории о знаменитых итальянцах и интересные места Италии на моем сайте.

#живопись #история #церковь