Тарутинский маневр
При выходе из Москвы кое-как приведенные в порядок части 7-го корпуса Раевского назначены Кутузовым в арьергард. Задачей арьергарда при этом движении стало не просто прикрытие движения главных сил, а запутывание следа. Армия стремилась на время спрятаться.
«Другая же часть из 7-го корпуса и 4-го кавалерийского с казачьими полками под командою генерал-лейтенанта Раевского осталась на Серпуховской дороге как боковой корпус».
Французы оказались дезориентированы и тоже совершили движение в сторону Серпухова. А тем временем главные силы через Красную Пахру уходили на Тарутино. Раевский проселочными дорогами тоже прошел туда.
При Тарутино армия пополнялась рекрутами. Численность корпуса Раевского вновь возросла до 11 с лишним тысяч человек (при отходе от Москвы генерал имел около 6 тысяч).
Через месяц стояния Наполеон наконец решил выйти из Москвы и через Калугу отойти на запад. Только отойти, а не бежать. И именно через Калугу, как еще не разоренную землю. Тут-то и произошло сражение при Малоярославце 12 (24) октября 1812 года, после которого можно уже говорить об отступлении Наполеона из России.
Поскольку в этом сражении корпус Раевского принял активное участие, остановимся на сражении подробнее.
Сражение при Малоярославце
Армия Наполеона выступила из Москвы 7 (19) октября и двинулась по Калужской дороге. Если смотреть по карте в направлении севера, то справа от армии Наполеона стоял 6-й корпус Дохтурова.
Именно Дохтуров одним фактом своего присутствия тормозил движение французов. Наполеон опасался появления следом за ним всей армии Кутузова. Потому сдерживал войска в движении на Малоярославец. Это позволило русским выиграть немного времени.
А Дохтуров спешил перехватить переправу через реку Лужа в Малоярославце. Туда же спешила уже вся армия Кутузова. Но она явно запаздывала. Кутузов бросил ускоренным маршем вперед 7-й корпус Раевского.
Впереди армии Наполеона двигался корпус Богарне. Вечером 11 (23) октября два батальона из передовой дивизии Дельзона переправились через Лужу и заняли Малоярославец.
В 5 утра 12 (24) октября к городу подошел Дохтуров и тут же бросил в атаку егерский полк. Полк выбил французов из города.
А к городу уже подходили главные силы Богарне. Дельзон повел в атаку свою дивизию и выбил русских. Правда, в бою погиб сам. Тогда Дохтуров бросил вперед свои силы. Французы подкинули еще дивизию. К полудню в Малоярославце, городке на полторы тысячи жителей, загорелось нешуточное сражение.
Дохтуров явно проигрывал, уступая противнику в силах. И вот после полудня у города появляется 7-й корпус Раевского. Французы как раз вводят в сражение третью дивизию. Раевский им отвечает вводом в бой четырех полков. Положение восстановлено.
Из донесения Кутузова царю:
«Генерал Дохтуров, долженствовавший выдержать атаки гораздо превосходнейшего неприятеля, стал ослабевать в силах, и сражение начинало клониться в пользу неприятеля, но подоспевший 7-й корпус под командою генерал-лейтенанта Раевского восстановил бой, и неприятель в пятый раз потерял город, пятый раз им завладенный».
После четырех часов дня стали подтягиваться главные силы Кутузова. Однако фельдмаршал не спешил вводить их в сражение. Корпуса Дохтурова и Раевского изнемогли и к вечеру оставили город за французами.
Из воспоминаний Николая Николаевича Раевского:
«Я удерживал позицию мою на левом крыле до самой ночи, беспрерывно сражаясь даже и тогда, когда город, превращенный в пепел, остался в руках неприятеля. Войска наши дрались храбро и упорно; но должно сознаться, что честь битвы принадлежит французам».
Михайловский-Данилевский исчислял потери под Малоярославцем «тысяч по пяти» у каждой из сторон. Если учесть, что потери 7-го корпуса обозначены как: 428 человек убитыми, около 1300 ранеными и около 900 пропавшими без вести, а 6-й корпус дрался дольше, то потери, возможно, были выше. Но всё же приблизительно равные противнику.
Итогом противостояния под Малоярославцем стало решение Наполеона отступать по Смоленской дороге.
Сражение при Красном
Следующий эпизод с участием генерала Раевского – сражение при Красном 3 (15) – 6 (18) ноября 1812 года.
7-й корпус вместе со 2-м корпусом Долгорукого находился в составе авангарда Милорадовича. 3 ноября они обошли три корпуса армии Наполеона (Богарне, Даву и Нея) и встали между ними и Красным.
Богарне попытался пробиться 4 ноября. В итоге сражения он оказался зажатым между Раевским и Долгоруким. Для спасения Богарне пришлось бросить артиллерию, обоз, уйти с дороги и пробираться севернее по бездорожью. Только пленными вице-король потерял до 2 тысяч человек.
5 ноября стал днем поражения маршала Даву. На этот раз Кутузов запретил Милорадовичу перерезать дорогу. Поэтому русские устроили лишь огневое сопровождение маршалу. С очень большими потерями (опять же несколько тысяч человек) и при поддержке главных сил Наполеона Даву всё-таки прошел через огневой мешок.
Наконец 6 ноября русские разгромили корпус Нея. Поскольку из французов на дороге из Смоленска оставался только он, Кутузов позволил Милорадовичу вновь перерезать дорогу.
Удар Нея пришелся по 7-му корпусу Раевского. И тот удержал позицию. В итоге Нею пришлось уводить войска через лес в сторону Днепра. На тот берег вместе с маршалом смогли уйти только 800-900 человек французов.
Красное – это тяжелое поражение армии Наполеона. Трудно даже подсчитать потери врага. От 30 до 40 тысяч убитыми и пленными. При относительно малых (2-3 тысячи) потерях русских войск.
В декабре 1812 года Раевский тяжело заболел и на время выбыл из строя. Его корпус принял генерал-майор Паскевич. В армию Николай Николаевич вернется только в апреле 1813 года.
Продолжение:
----------------
Все очерки рубрики "Русские полководцы":