Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Жизнь генерала Раевского. Часть 8. Бородино: генерал и его батарея

Оглавление
Эх, красивая была у меня в детстве книжка "Бородино" Лермонтова. Картинки бесконечно мог разглядывать.
Эх, красивая была у меня в детстве книжка "Бородино" Лермонтова. Картинки бесконечно мог разглядывать.

Курганная батарея

Ход Бородинского сражения 26 августа (7 сентября) 1812 года хорошо известен по многим книгам, статьям и мемуарам. В этом очерке я остановлюсь лишь на участии в сражении генерал-лейтенанта Раевского.

В комментарии к биографическому очерку генерала возникло возражение. Дескать некорректно именовать Курганную батарею именем Раевского. Другие более достойны.

Я не буду измерять достоинство защитников батареи. По традиции она носит имя Раевского. Хотя на ней погиб Кутайсов, ее до конца защищал Лихачев и тысячи солдат, оставшихся безымянными.

Но строили и начинали защищать ее войска 7-го корпуса Раевского. Обратимся к его донесению от 11 сентября 1812 года:

«На позиции под с. Бородино находился я со вверенным мне корпусом на левом фланге в первых двух линиях, правый фланг опирая к кургану, на котором поставил я батарейную роту 26-й бригады… укрепил я оный курган редутом и усилил орудиями, сколько место позволяло».

На батарее установлены 18 орудий. Войска корпуса расположились следующим образом:

«четыре пехотных полка 26-й дивизии под командой г.-м. Паскевича были назначены прикрытием оного [редута]; два полка пехотных 12-й дивизии [Васильчикова] занимали передо мною кустарники, левый фланг обеих линий примыкал к деревне, укрепленной батареями, где находился главнокомандующий 2-й Западной армии кн. Багратион… я получил [сикурс] из трех егерских полков… [расположенных] таким образом позади редута…»

То есть Раевский сделал центром своей позиции Курганную батарею, справа разместил полки Паскевича, слева Васильчикова. Позади батареи егерские полки. При атаке противника на высоту корпус охватывал врага справа и слева да еще бил в лоб.

-2

Борьба за Курганную батарею

Изначально основной натиск армии Наполеона был направлен на Багратионовы флеши. Если бы противник овладел этой позицией, Курганная высота заняла бы по отношению к нему фланговое положение. То есть могла вести продольный огонь.

Таким образом вместе со взятием флешей вставал вопрос об овладении центром русской позиции. То есть Курганной высотой.

Бой за флеши начался в шестом часу утра. В десятом часу сюда велась уже пятая атака. Практически одновременно с ней началась первая атака на Курганную высоту.

Эта задача была поставлена трем дивизиям корпуса Богарне. Генерал с утра овладел селом Бородино. Далее переправился через реку Колоча и повел наступление на Раевского.

Опасность для русских усиливалась близким расположением лесного массива – буквально в 200 метрах перед батареей. Вышедшему из леса противнику требовалось совсем немного времени, чтобы дойти до укрепления.

Тем не менее первую, не так хорошо подготовленную атаку русские отбили артиллерийским и ружейным огнем. Богарне привел свои части в порядок, подтянул свежие войска и пошел во вторую атаку. Она-то и стоила жизни Кутайсову и прославила Ермолова.

А. Сафонов. Контратака Ермолова на батарею Раевского.
А. Сафонов. Контратака Ермолова на батарею Раевского.

И вновь слово Раевскому:

«…сильные колонны отделились с левого его фланга, пошли прямо на редут и, несмотря на сильный картечный огонь моих орудий без выстрела перелезли через бруствер, в то же самое время с правого моего фланга Паскевич атаковал в левый фланг неприятеля, за редутом находящегося г.-л. Васильчикова то же самое учинили на их правый фланг, а г.-м. Ермолов, взяв егерей, ударил в штыки прямо на редут, где, истребив всех в нем находящихся, взял в плен генерала…»

Эта атака была отбита в одиннадцатом часу утра. Далее к середине дня французы всё-таки взяли Багратионовы флеши и начали подготовку мощного удара с трех сторон по Курганной батарее. Но тут их задержал рейд Платова и Уварова. Решительный штурм батареи начался в два часа дня.

Не стоит думать, что до этого времени здесь царило затишье. Артиллерийский огонь просто перепахивал поле, нанося большие потери русским полкам. К тому же частные атаки противника на наши позиции не прекращались. Кроме того, часть батальонов Раевского оттянулась на Семеновскую позицию и увязла там. К двум часам дня от корпуса мало что осталось.

Раевский:

«Более действий моего корпуса описать остается мне в двух словах, что по истреблении неприятеля, возвратясь опять в свои места, держался в оных до тех пор против повторяемых атак неприятеля, пока убитыми и ранеными приведен был в совершенное ничтожество, и уже редут мой занял г.-м. Лихачев…»

Лихачев командовал 24-й дивизией. Именно она встретила решающий удар французов по высоте. Остатки же 7-го корпуса были отведены во вторую линию.

На картине Кившенко "Совет в Филях" Раевский изображен вторым справа от Кутузова, прямо у окна.
На картине Кившенко "Совет в Филях" Раевский изображен вторым справа от Кутузова, прямо у окна.

После боя

7-й корпус был так обескровлен и раздерган по полю боя, что к вечеру Раевский смог собрать только 700 человек. На другой день под его командой уже полторы тысячи человек.

В целом же после сбора всех частей выяснилось, что 7-й корпус в Бородинском сражении потерял 1350 убитыми, 2790 ранеными и 1900 пропавшими без вести – половину из начальных 12,5 тысяч человек.

Истрепанный корпус Кутузов отправил в авангард отступления.

И под занавес еще кусочек из донесения Раевского:

«Описывать деяния всякого генерала, штаб и обер-офицера я не в силах, а отличная их храбрость доказана тем, что почти все истреблены на месте».

Генерал-лейтенант Раевский за Бородинское сражение удостоился ордена Александра Невского.

PS. Далее был совет в Филях, на котором Раевский согласился с необходимостью оставления Москвы. После совета адъютант Раевского был свидетелем слез генерала:

«И вдруг в ночной тишине я услышал, как наш любимый герой сражений глухо зарыдал…»

Продолжение:

----------------

Все очерки рубрики "Русские полководцы":

Русские полководцы | Internetwar. Исторический журнал | Дзен