Гренадерский корпус
По возвращении в строй в апреле 1813 года генерал-лейтенант Раевский получил в команду 3-й пехотный корпус. На этом следует немного остановиться.
Иногда в литературе пишут: 3-й гренадерский корпус. И это в принципе не так уж и неправильно. Гренадерский корпус был получен преобразованием из 3-го пехотного. Вопрос в том, когда это произошло?
Александр Александрович Подмазо в энциклопедии «Заграничные походы российской армии, 1813–1815 годы» пишет, что переименование корпуса произошло в августе 1813 года.
Значит в сражении при Бауцене 8 (20) – 9 (21) мая 1813 года Раевский командовал еще «пехотным» корпусом. А в сражении при Дрездене 14 (26) – 15 (27) августа 1813 года уже «гренадерским». Хотя по факту это были те же самые войска.
В состав корпуса входили 1-я и 2-я гренадерские дивизии. При этом 1-я почти сразу с 1811 года была «гренадерская», а 2-я таковой стала с переименованием корпуса. До этого же она была просто 2-я пехотная дивизия.
Это были довольно сильные дивизии. Гренадеры – вообще пехотная элита. А тут целых 24 батальона и 3 артиллерийские роты. Весной 1814 года, уже после взятия Парижа, в состав корпуса вошла еще 3-я гренадерская дивизия.
Сражения 1813 года
Первые сражения, в которых довелось участвовать войскам 3-го корпуса оказались неудачными для русских. При Бауцене имевший численный перевес Наполеон смог потеснить русских. Впрочем, со значительным для французов уроном.
После этого поражения союзники (Россия и Пруссия) заключили перемирие с Наполеоном. Летнее замирение 1813 года сместило баланс в пользу антифранцузской коалиции – к ней присоединилась Австрия.
Впрочем, и первое сражение обновленной коалиции – сражение при Дрездене – было проиграно Наполеону. Хотя французы на этот раз не имели численного превосходства.
Однако компенсацией за проигранное сражение стала победа под Кульмом 17 (29) – 18 (30) августа 1813 года. Здесь русская армия взяла в клещи корпус Вандамма. Когда французы пошли на прорыв, они наткнулись на 2-ю гренадерскую дивизию из корпуса Раевского.
В итоге двухдневного сражения французский корпус был полностью разгромлен. Понесенные Вандаммом потери практически выровняли баланс потерь Дрезденского сражения.
Во всей великой Битве народов под Лейпцигом 4 (16) – 6 (18) октября 1813 года достаточно выделить один эпизод.
В разгар первого дня битвы, когда фронт союзников оказался растянутым, Наполеон решил сокрушить центр армии противника одним мощным кавалерийским ударом. Около 10 тысяч кавалеристов Мюрата после мощной артподготовки ринулись в атаку.
Атака велась в направлении высоты, на которой расположились союзные монарх. Им в общем-то угрожала реальная опасность. Дело дошло до броска в бой лейб-казаков Александра I.
Далее оценка, данная генерал-майором Орловым:
«Наполеон, собрав всю свою кавалерию, под прикрытием ужасной батареи, устремился на наш центр. Часть оного поколебалась и временно уступила отчаянному нападению; но корпус гренадер под командою Раевского, свернувшись в каре, стоял непоколебимо, и, окруженный со всех сторон неприятелем, везде отражал его усилия. Сия твердость дала нашим время выстроиться и вскоре опрокинуть французскую кавалерию…»
Можно счесть, что Орлов пристрастен – после войны он стал зятем Раевского. Однако и Александр I оценил действия командира Гренадерского корпуса: 8 (20) октября 1813 года ему присвоен чин генерала от кавалерии.
Результатом Лейпцигского сражения стало отступление Наполеона во Францию. Тут уж его добивали во время зимне-весенней кампании 1814 года. В этой кампании Раевский участвовал в сражениях при Бриенне, Бар-сюр-Обе и Арси-сюр-Обе.
Где-то союзники одерживали победы, где-то терпели поражения. Но как ни крутился Наполеона, а союзные армии всё приближались и приближались к Парижу. И 18 (30) марта 1814 года началось сражение за французскую столицу.
Гренадерский корпус Раевского участвовал в атаке на Бельвиль и обстреле высот Монмартра. Командующие обороной Парижа маршалы Мармон и Мортье запросили перемирия. На следующий день Париж капитулировал.
В день занятия русскими войсками Парижа Николай Николаевич Раевский получил от императора Александра I орден Георгия 2-й степени.
-----------
«Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России»
Эти слова выбиты на надгробии Раевского. Они справедливы. Они говорят о воине.
После войны Николай Николаевич прожил еще достаточно долго, пятнадцать лет – скончался он 16 (28) сентября 1829 года. Но рассказывать о послевоенной службу генерала не хочется.
Не нашел Раевский себе должного места в мирной жизни. Командовал пехотным корпусом с штаб-квартирой в Киеве. И не добром должен был подать в отставку в 1824 году. Да и в семье из-за связей ее с декабристами не всё было благополучно.
Пусть уж на страницах моих очерков останется он героем Салтановки, Смоленска и Бородино.
----------------
Все очерки рубрики "Русские полководцы":