Приквел про космических ухозубов отсылает к Толкиену и Ридли Скотту. «Тихое место 2» Джона Красински было безумным. Но приквел превосходит и его. Майкл Сарноски, автор хитового дебюта «Свинья», разошелся не на шутку. Шлет приветы сразу «Властелину колец» и «Чужим» – не только в изображении монстров, но и в попытке вывести образ матери-Земли, которая даже с неутешительным диагнозом заботится обо всём живом. О коте, например.
Сарноски нагнал в кадр толпу монстров с оглядкой на «Чужих», добавил кадры с их медленными и печальными проездами около героя и с распаковыванием космического арбуза, намеренно похожего на яйцо ксеноморфа (в нем не потомство, а пища ухозубов). А также решил подтянуться по урокам анатомии существ, разглядеть их медленно и внимательно, показав движение их лицевой брони с такой же любовью натуралиста, как внутреннюю челюсть ксеноморфа.
Да еще, чтобы мы уж точно поняли, что аллюзии существуют, автор «Свиньи» проявляет заботу о животных, сделав актерами второго плана котов Шницеля и Нико, родословная которых идет от котов, игравших Джонси в «Чужом»...
А началось всё так. Обитатели хосписа едут в театр в Нью-Йорк. Пациентка Сэм (Лупита Нионго, «Оскар» за «30 лет рабства», хоррор «Мы») хочет перед смертью пиццы из Гарлема. Врач Рубен (Алекс Вулф, «Свинья», «Время», «Реинкарнация») обещает это устроить. В городе они видят падение метеоритов и понимают, что уберечь от пришельцев может лишь молчание..
Как видим, артисты собрались народные и заслуженные в интересующем нас жанре. И есть еще важная роль, наделяющая приквел качествами спин-офф. Это Гэрри, будущий руководитель недоступной для ухозубов островной колонии.
Редкие выжившие пытаются кучковаться (не лучший выбор), а Сэм отправляется за этой своей пиццей. И берет с собой кота с метамодерн-кличкой Фродо. Сэм и Фродо, подходящий дуэт, чтобы противостоять всеслышащим ушам на адских огненно-серых пустошах павшего Нью-Йорка, и обманывать ухозубов, которые, как и назгулы, света белого не видят. Почему бы нет? «Властелин колец» тоже «катастрофа», в которой по миру ползет всякая жуть.
Фродо находит в затопленном метро британского студента Эрика (Джозеф Куинн, «Оверлорд», «Очень странные дела») в костюме из английской шерсти, не мокнущей при купании. 30-летний почти юрист беспомощно увязывается за Сэм, еще вчера с трудом выживавшей без патронажа. Видимо, понимает, что кот в такой сказке должен выжить, значит, рядом с ним есть шанс.
Не сказать, что кот всегда в кадре, но остается ГГ, получая больше экранного времени, чем Джонси. И он не просто символ ценности жизни и объект заботы Родины-Матери, но и активный герой, способный, например, провести человека через места, где бы понравилось толкиенской паучихе Шелоб.
Кстати, про эти места. Тут Сарноски снова устраивает перекличку с «Властелином колец», заодно прорабатывая мифологию ухозубов. Уже упомянутый плод фантастического дерева, похожий на арбуз или дыню, очевидно служит для пришельцев пищей.
Люди для пришельцев – не только соперники, от которых следует очистить планету, и не только пища, главным образом они служат удобрением для хищных растений. Этот факт отчасти объясняет массовое выкашивание населения (несоразмерное потребностям ухозубов в еде), что созвучно превращению эльфов и людей в орков ямах Саурона.
Хоррор не очень пугающий. Появление Эрика на 39-й минуте – первый четкий джампскейр, хотя к тому времени монстры растащили большую часть города. Второй раз пришелец качественно выпрыгнет на 49-й минуте, но это сон... Хотя в целом ухозубов не меньше, чем ксеноморфов в «Чужих». Пусть это и не хоррор, но зато крепкий триллер, самая боевитая часть киносерии.
Сарноски начал как яркий автор, с него спрос выше. Он набросал метафор, но хотелось бы не декларации, а чего-то более естественного. Слезливое (слова нужно чем-то заменять, не всегда же слезами) общение Эрика и Сэм слишком эмоционально ускорено. Люди, идущие толпой на убой или потому, что такова природа человека... здесь могла быть аллегория. Но ее нет.
Если простить некоторые пренебрежения реализмом (почему бы нет, при всех фэнтези-отсылках), то смотреть можно. Только игра с аллюзиями не достается просто так: за все шутки про Фродо и ксеноморфов нужно платить: постмодерн требует жертв, подсаживая автора и зрителя на игру, делающую кино увлекательным и остроумным, но потерявшим часть самостоятельности.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!